¦ ¦ ¦ ¦прекрасные фрески служат его лучшими
¦ ¦ ¦ ¦украшениями.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г)Памят-¦ Памятники XIV-XVв. раззбросаны в
¦ ¦ ¦ники ¦Новгороде и его окрестностях и в нас-
¦ ¦ ¦ ¦тоящее время. Однако нельзя без скорби
¦ ¦ ¦ ¦сказать, что например,погибла во время
¦ ¦ ¦ ¦последней мировой войны, разрушены фа-
¦ ¦ ¦-церковь¦шистами церковь на Волотове под Новго-
¦ ¦ ¦ на ¦родом с ее фресками (лучший памятник
¦ ¦ ¦Волотове¦русского зодчества XIVв.).
¦ ¦ ¦ ¦известно, Новгород не подвергался ра-
¦ ¦ ¦ ¦зорительному нашествию моноголо-та-
¦ ¦ ¦ ¦тарских завоевателей, что создало бла-
¦ ¦ ¦ ¦гоприятные условия для развития куль-
¦ ¦ ¦ ¦туры. В конце XIIIв. Новгород вступил
¦ ¦ ¦ ¦в полосу большого подъема.
¦ ¦3.Вели- ¦ ¦Церковь Николы на Липне, построенная
¦ ¦кий Нов-¦ ¦в 1292г. Линию трехлопастного завер-
¦ ¦город: ¦ ¦шения фасадов повторяет размещенный
¦ ¦ ¦ 1292год¦под нею аркатурный поясок, стены цели-
¦ ¦ ¦-церковь¦ком сложены из отесаных лишь с лицевой
¦ ¦ ¦Николы ¦стороны камней различного размера и
¦ ¦ ¦на Липне¦даже пород. Оконные проемы, своды и
¦ ¦ ¦ ¦барабан сложены из кирпича нового типа
¦ ¦ ¦ ¦квадратной или брусковой формы, толщи-
¦ ¦ ¦ ¦ной 9-10 см.Вместо трех апсид осталась
¦ ¦ ¦ ¦одна в центре, причем опущенная до
¦ ¦ ¦ ¦половины здания и в целом приобрело
¦ ¦ ¦ ¦могучую массивность и монолитность.
¦ ¦ ¦-соборы ¦ Новгородские постройки XIV-XVвв. не-
¦ ¦ ¦Юрьева и¦велики по своим размерам. На смену мо-
¦ ¦ ¦Антоние-¦нументальным, величественным зданиям
¦ ¦ ¦ва мона-¦XI-XIIвв. типа Софии, соборов Юрьева и
¦ ¦ ¦стырей ¦Антониева монастырей, строившихся бо-
¦ ¦ ¦ ¦гатой княжеской властью, пришли не-
¦ ¦ ¦ ¦большие сооружения. Изменение объемов
¦ ¦ ¦ ¦зданий повлекло за собой и выработку
¦ ¦ ¦ ¦новых приемов.
¦ ¦ ¦-церковь¦ Сохранились лишь отдельные фрагменты
¦ ¦ ¦Спаса на¦нескольких зданий первой половины
¦ ¦ ¦Ковалеве¦XIVв. Интересна церковь Спаса на Кова-
¦ ¦ ¦ 1345 ¦леве (1345г.),которая повторяет искон-
¦ ¦ ¦ ¦ное позакомарное завершение фасадов.
¦ ¦ ¦ ¦Но три притвора храма, различные по
¦ ¦ ¦ ¦величине и форме, напоминают "прирубы"
¦ ¦ ¦ ¦деревянной церкви, а фасадные лопатки
¦ ¦ ¦ ¦сохранены лишь на углах.
¦ ¦ ¦-церковь¦ Монолитный обьем стройного четверика
¦ ¦ ¦Успения ¦завершается трехлопастным покрытием.
¦ ¦ ¦на Воло-¦Асимметрично расположенные притворы
¦ ¦ ¦товом ¦придают живописность композиции. Зод-
¦ ¦ ¦поле ¦чий стремится достичь единства и сво-
¦ ¦ ¦1352год ¦боды внутреннего пространства, широко
¦ ¦ ¦ ¦расставив столбы и округлив их запад-
¦ ¦ ¦ ¦ную пару.
¦ ¦ ¦-церковь¦ Одним из классических памятников
¦ ¦ ¦Федора ¦новгородского зодчества является
¦ ¦ ¦Страти- ¦простроенная по заказу посадника Семе-
¦ ¦ ¦лата ¦на Андреевича в 1360-61гг. на Торговой
¦ ¦ ¦на Ручье¦стороне церковь Федора Стратилата. Че-
¦ ¦ ¦1361г. ¦тырехстолпный одноглавый храм с трех-
¦ ¦ ¦ ¦лопастными завершениями фасадов, храмы
¦ ¦ ¦ ¦эти очень крупные-в этом их отличие
¦ ¦ ¦ ¦от предыдущих построек. Нарядно
¦ ¦ ¦ ¦внешнее убранство храма. В настоящее
¦ ¦ ¦ ¦время реставраторы возродили древний
¦ ¦ ¦ ¦облик храма, восстановив его трехло-
¦ ¦ ¦ ¦пастное завершение.
¦ ¦ ¦-церковь¦ Во второй половине XIVв. появилось
¦ ¦ ¦Спаса ¦новое стремление к нарядному, декора-
¦ ¦ ¦Преобра-¦тивному убранству постройки. Это
¦ ¦ ¦жения на¦стремление отчетливо проявилось в
¦ ¦ ¦Ильине ¦церкви Спаса на Ильине, построенной в
¦ ¦ ¦улице ¦1374г. Здесь декоративная обработка и
¦ ¦ ¦1374г. ¦апсид еще более разнообразная и бога-
¦ ¦ ¦ ¦тая.На фасады здесь возвращены лопатки,
¦ ¦ ¦ ¦плоскости стен оживлены разнообразными
¦ ¦ ¦ ¦нишками, декоративными крестами. Мощ-
¦ ¦ ¦ ¦ная апсида украшена двухярусной аркадой
¦ ¦ ¦ ¦из полуваликов.
¦ ¦ ¦-церковь¦ Ярким памятником новгородского зод-
¦ ¦ ¦Петра и ¦чества начала XVв. является церковь
¦ ¦ ¦Павла в ¦Петра и Павла в Кожевниках, подражаю-
¦ ¦ ¦Кожевни-¦щая храму Федора Стратилата. Кладка из
¦ ¦ ¦ках 1406¦камней неправильной формы и различных
¦ ¦ ¦ ¦оттенков в сочетании с лопаткими и
¦ ¦ ¦ ¦арочными перемычками из брускового кир-
¦ ¦ ¦ ¦пича, создает живописное впечатление.
¦ ¦ ¦-церковь¦ Подражание памятникам древности ска-
¦ ¦ ¦Иоанна ¦залось в следовании образцам не только
¦ ¦ ¦Предтечи¦XIVв., но и более раннего времени. Та-
¦ ¦ ¦ 1454г.¦ково, например, возведенное в 1454г.
¦ ¦ ¦ ¦новое здание церкви Иоанна Предтечи на
¦ ¦ ¦ ¦Опосах, центра знаменитой новгородской
¦ ¦ ¦ ¦купеческой корпорации - "Иванского
¦ ¦ ¦ ¦ста" - вместо разрушенного здания
¦ ¦ ¦ ¦постройки 1127-1130гг.
¦ ¦ ¦-Грано- ¦ Сохранились и некоторые гражданские
¦ ¦ ¦витая ¦постройки XVв. Это Грановитая палата,
¦ ¦ ¦палата ¦построенная в 1433г. немецкими и нов-
¦ ¦ ¦1433г. ¦городскими мастерами, и Часозвоня,
¦ ¦ ¦ ¦возведенная в 1443г. В Грановитой па-
¦ ¦ ¦ ¦лате заседал Совет господ, она имеет
¦ ¦ ¦ ¦ряд специфических черт готического ис-
¦ ¦ ¦ ¦кусства.
¦ ¦ ¦-Часозво¦ Столп Часозвони является одним из
¦ ¦ ¦ня 1443г¦ранних образцов русской шатровой архи-
¦ ¦ ¦ ¦тектуры. Обрушившаяся в 1671г. Часоз-
¦ ¦ ¦ ¦воня через два года была отстроена
¦ ¦ ¦ ¦вновь, с сохранением основ древней
¦ ¦ ¦ ¦формы, но без шатрового верха.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦4.Тверь ¦ ¦ Ведущая роль в искусстве перешла к
¦ ¦ ¦ ¦другим центрам, где был достигнут наи-
¦ ¦ ¦ ¦более высокий уровень экономического и
¦ ¦ ¦ ¦политического развития, где создава-
¦ ¦ ¦ ¦лись наиболее благоприятные условия
¦ ¦ ¦ ¦для развития художественной культуры.
¦ ¦ ¦ ¦ Таким центром была Тверь. Именно она
¦ ¦ ¦ ¦была первым городом Северо-Восточной
¦ ¦ ¦ ¦Руси, где после нашествия сново нача-
¦ ¦ ¦ ¦лось каменное строительство (главный
¦ ¦ ¦- Храм ¦Тверской храм Спаса Преображения в
¦ ¦ ¦Спаса ¦1285-1290г.). Тверской собор был пост-
¦ ¦ ¦Преобра-¦роен в стиле установившемся во влади-
¦ ¦ ¦женья ¦миро-суздальском зодчестве традиции.
¦ ¦ ¦1285- ¦Это был шестистолпный крестово-куполь-
¦ ¦ ¦1290г. ¦ный храм, украшенный белокаменными
¦ ¦ ¦ ¦рельефами, медными дверями, майолико-
¦ ¦ ¦ ¦вым полом. Но каменное строительство в
¦ ¦ ¦ ¦Твери в XIVв. не было значительным,
¦ ¦ ¦ ¦была построена еще одна каменная цер-
¦ ¦ ¦-1323 г ¦ковь в 1323г., а потом разгром Твери
¦ ¦ ¦каменная¦после восстания в 1327г. надолго осла-
¦ ¦ ¦церковь ¦било ее, и лишь в конце XIVв. наступил
¦ ¦ ¦в Твери ¦новый подъем строительной деятельнос-
¦ ¦ ¦ ¦ти, продолжавшийся и в первой половине
¦ ¦ ¦ ¦XV века.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦-церковь¦ Сохранилась построенная во второй
¦ ¦ ¦Рождест-¦четверти XV века церковь Рождества Бо-
¦ ¦ ¦ва Бого-¦городицы в селе Городне на Волге- не-
¦ ¦ ¦родицы ¦большой четырехстолпный храм на высо-
¦ ¦ ¦ ¦ком подклете. Судя по этим памятникам
¦ ¦ ¦ ¦тверские зодчие основывались на влади-
¦ ¦ ¦ ¦мировских традициях, также стремясь к
¦ ¦ ¦ ¦переработке крестово-купольной системы
¦ ¦ ¦ ¦(повышенные подпружные арки, ярусность
¦ ¦ ¦ ¦композиций),но делали это менее реши-
¦ ¦ ¦ ¦тельно.
¦ ¦ 5.Псков¦ ¦ Своеобразное место в русском искусс-
¦ ¦ ¦ ¦тве XIV-XVвв. занимает зодчество Пско-
¦ ¦ ¦ ¦ва. Псковские сооружения XIV-XVвв.
¦ ¦ ¦ ¦производят впечатление крепостных. Во-
¦ ¦ ¦ ¦енный страж Русской земли на Западе,
¦ ¦ ¦ ¦Псков в течение столетий вел упорную
¦ ¦ ¦ ¦борьбу против завоевателей.
¦ ¦ ¦- камен-¦ В еще большей степени, чем в других
¦ ¦ ¦ ный ¦городах, каменные постройки Пскова
¦ ¦ ¦ кремль ¦имели военное назначение. Именно в
¦ ¦ ¦ ¦Пскове был возведен в XVв. самый боль-
¦ ¦ ¦с 1393 ¦шой каменный кремль, стены которого
¦ ¦ ¦по 1452г¦протянулись на 9 км.
¦ ¦ ¦-Троицк-¦ Вторая половина XIVв. и XVв. были
¦ ¦ ¦кий со- ¦временем весьма интенсивного каменного
¦ ¦ ¦бор ¦строительства в Пскове, многое сохра-
¦ ¦ ¦1365- ¦нилось до нашего времени. В
¦ ¦ ¦1367г. ¦1365-1367гг.был заново выстроен глав-
¦ ¦ ¦ ¦ный псковский храм Троицы. Ставя этот
¦ ¦ ¦ ¦храм, псковские мастера внесли много
¦ ¦ ¦ ¦нового в традиционную схему кресто-
¦ ¦ ¦ ¦во-купольной церкви. Особенно перера-
¦ ¦ ¦ ¦ботана была верхняя часть сооружения,
¦ ¦ ¦ ¦которой был предан динамический ритм
¦ ¦ ¦ ¦по мере приближения к барабану. Поста-
¦ ¦ ¦ ¦мент перед барабаном, видимо, отвечаю-
¦ ¦ ¦ ¦щий подпружным аркам, высоко поднимал
¦ ¦ ¦ ¦главу, имевшую сравнительно небольшой
¦ ¦ ¦ ¦размер. Это придавало постройкам мяг-
¦ ¦ ¦ ¦кость,пластичный,как бы лепной хар-р.
¦ ¦ ¦-церковь¦ Большинству псковских храмов XVв.,
¦ ¦ ¦Василия ¦ранним из которых была церковь Василия
¦ ¦ ¦на Горке¦на Горке (1413г.), характерны
¦ ¦ ¦1413г. ¦небольшие кубического вида постройки с
¦ ¦ ¦ ¦одной главой, украшенной простыми по-
¦ ¦ ¦ ¦ясками в виде треугольных и квадратных
¦ ¦ ¦ ¦углублений. Внешний облик этой церкви
¦ ¦ ¦ ¦очень прост и лаконичен. Церкви обычно
¦ ¦ ¦ ¦имели несколько боковых приделов, еще
¦ ¦ ¦ ¦более усиливавших впечатление тяжести
¦ ¦ ¦ ¦и приземистости зданий. Для церкви Ва-
¦ ¦ ¦ ¦силия характерны каменные звонни-
¦ ¦ ¦ ¦цы, состоявшие из нескольких пролетов.
¦ ¦ ¦ ¦Постройки украшались темно-зелеными
¦ ¦ ¦ ¦поливными изразцами.
¦ ¦ ¦Кончанс-¦Его симметричный обьем был связан с
¦ ¦ ¦кий храм¦ландшафтом ассимитрично поставленной
¦ ¦ ¦Богоявле¦мощной четырехпролетней звонницей -
¦ ¦ ¦ния с За¦едва ли не лучшей в Пскове. Особый ряд
¦ ¦ ¦псковья ¦памятников Пскова образуют совсем не-
¦ ¦ ¦ ¦большие бесстолпные храмы, перекрытые
¦ ¦ ¦ ¦ступенчато-поднимающимися сводами,
¦ ¦ ¦ ¦увенчанными главой-как Николо-Каменог-
¦ ¦ ¦ ¦радская церковь неизвестного времени.
¦ ¦ ¦-Церковь¦Четерехстолпная церковь, апсида котор-