¦ ¦ ¦Успения ¦полукруглая, а боковые-прямоугольные.
¦ ¦ ¦в Мелето¦При повышенных подпружных арках сред-
¦ ¦ ¦ве 1461¦ние членения фасадов сильно приподняты
¦ ¦ ¦-1462г. ¦и плоские пощиповые покрытия образуют
¦ ¦ ¦ ¦такуюже сложную систему, как у Троиц-
¦ ¦ ¦ ¦собора. Такое же строение имели псков-
¦ ¦ ¦ ¦ская церковь Козьмы и Домиана с При-
¦ ¦ ¦ ¦мостья (1462) и некоторые храмы Довмо-
¦ ¦ ¦ ¦нтова города.
¦ ¦6.Москва¦ ¦ Каменное строительство в Москве на-
¦ ¦ ¦ ¦чалось во второй четверти XIVв. Первый
¦ ¦ ¦ ¦этап его относится к 1326-1333гг.,
¦ ¦ ¦ ¦когда были построены четыре небольших
¦ ¦ ¦ ¦каменных храма в Кремле, не сохранив-
¦ ¦ ¦ ¦шихся до наших дней.
¦ ¦ ¦ ¦ В 1367г. в Москве был возведен
¦ ¦ ¦ ¦единственный в XIV-XVвв. во всей Севе-
¦ ¦ ¦ ¦ро-Восточной Руси каменный кремль, и с
¦ ¦ ¦ ¦этого времени началась полоса нового
¦ ¦ ¦ ¦интенсивного каменного строительства.
¦ ¦ ¦-Успенс-¦Каменные постройки этого времени- Успе-
¦ ¦ ¦кий со- ¦нский собор, церковь Спаса на Бору (13-
¦ ¦ ¦бор ¦30), Архангельский собор (1333) и церко-
¦ ¦ ¦1326- ¦вь- колокольня Иоанна Лествичника(1329)
¦ ¦ ¦1327гг. ¦- все они были возведены в Кремле. Все
¦ ¦ ¦ ¦они не сохранились, однако их белока-
¦ ¦ ¦ ¦менная техника свидетельствует о про-
¦ ¦ ¦ ¦должении Москвой традиций владими-
¦ ¦ ¦ ¦ро-суздальского зодчества. Стены
¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора украшал резной декор
¦ ¦ ¦ ¦в виде аркатурного фриза. Однако в
¦ ¦ ¦ ¦церкви Спаса на Бору место аркатур-
¦ ¦ ¦ ¦но-колончатого пояса заняла тройная
¦ ¦ ¦ ¦лента плоской орнаментальной резьбы.
¦ ¦ ¦ ¦Церковь - колокольня Иоанна Лествични-
¦ ¦ ¦ ¦ка столпообразная играла роль дозорной
¦ ¦ ¦ ¦вышки Кремля, образуя центральную вер-
¦ ¦ ¦ ¦тикаль его ансамбля.
¦ ¦ ¦-соборы ¦В начале IV века были построены соборы
¦ ¦ ¦Рождеств¦Рождественский (1405 ) Саввино - Сто-
¦ ¦ ¦енский ¦рожевского и Троицкий (1422-1423 )
¦ ¦ ¦1405г ¦Троице - Сергиева монастыря. В отличие
¦ ¦ ¦Троицкий¦от Успенского собора в Звенигороде оба
¦ ¦ ¦1422 ¦монастырских храма массивны и статич-
¦ ¦ ¦ ¦ны.Здесь нет легких фасадных полуколо-
¦ ¦ ¦ ¦нок, а тройная полоса резного пояса
¦ ¦ ¦ ¦пересекает плоскости широких лопаток.
¦ ¦ ¦ ¦В композиции здания присутствует круп-
¦ ¦ ¦ ¦ная глава.
¦ ¦ ¦-Успен- ¦ Крупнейшей постройкой XIVв.был Ус-
¦ ¦ ¦ский со-¦пенский собор в Коломне - городе, ко-
¦ ¦ ¦бор в ¦торому московские князья придавали
¦ ¦ ¦Коломне ¦исключительно важное значение как
¦ ¦ ¦1380г. ¦стратегическому центру на путях борьбы
¦ ¦ ¦ ¦против иноземных нашествий.Расположе-
¦ ¦ ¦ ¦ние ступенями, декоративные закомары
¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора создавали эффектив-
¦ ¦ ¦ ¦ный переход к барабану. Этот белокамен-
¦ ¦ ¦ ¦ный храм был закончен накануне Кули-
¦ ¦ ¦ ¦ковской битвы и не дошел до наших вре-
¦ ¦ ¦ ¦мен.
¦ ¦ ¦-Успен- ¦ Древнейшими сохранившимися памятни-
¦ ¦ ¦ский со-¦ками московского зодчества является
¦ ¦ ¦бор в ¦Успенский собор в Звенигороде (около
¦ ¦ ¦Звениго-¦1400г.), собор Саввина - Сторожевского
¦ ¦ ¦роде ¦монастыря в Загорске (1422г.). Эти
¦ ¦ ¦1400г ¦московские сооружения следуют образцам
¦ ¦ ¦ ¦владимирских зданий, но выполнены они
¦ ¦ ¦ ¦с меньшим декоративным убранством.
¦ ¦ ¦ ¦Стройный и изящный, приподнятый на
¦ ¦ ¦ ¦высоком цоколе, с легкой главой храм
¦ ¦ ¦ ¦изысканно и сдержанно украшен. Тонкие
¦ ¦ ¦ ¦лопатки с полуколонками членят его
¦ ¦ ¦ ¦фасады, завершенные килевидными зако-
¦ ¦ ¦ ¦марами, тройные ленты плоского резного
¦ ¦ ¦ ¦орнамента опоясывают здание на уровне
¦ ¦ ¦ ¦хоров, идут поверх апсид и барабана
¦ ¦ ¦ ¦главы. Зодчим этого собора был выдаю-
¦ ¦ ¦ ¦щийся мастер.
¦ ¦ ¦Спасский¦ Характерный пример раннемосковского
¦ ¦ ¦собор ¦зодчества -Спасский собор Андронникова
¦ ¦ ¦Андронни¦монастыря. Килевидная форма арок возни
¦ ¦ ¦кова мо-¦кла по тем же причинам, что и игеовид-
¦ ¦ ¦стыря ¦ная форма купола: с заостренного воз-
¦ ¦ ¦прим1420¦вышения быстрее отводятся атмосферные
¦ ¦ ¦ ¦осадки. Килевидные арочки, окружающие
¦ ¦ ¦ ¦барабан главы, стали характерной де-
¦ ¦ ¦ ¦талью московских церквей. Средняя арка
¦ ¦ ¦ ¦фасада повышена по отношению к боковым
¦ ¦ ¦ ¦что придает динамичность конструкции.
¦ ¦ ¦ ¦Собор Андронникова монастыря высшая
¦ ¦ ¦ ¦точка творческой работы зодчих , рост
¦ ¦ ¦ ¦самобытных черт, коренное переосмысле-
¦ ¦ ¦ ¦ние крестово-купольного системы храма.
¦ ¦ ¦-Успенс ¦1475-1479-Успенский собор в Московском
¦ ¦ ¦кий со- ¦Кремле по проекту и под авторским над-
¦ ¦ ¦бор 1475¦зором итальянского архитектора Аристо-
¦ ¦ ¦-1479г. ¦телем Феораванти, ему было предложено
¦ ¦ ¦ ¦следовать образцу владимирского
¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора 12 века. Талантливый
¦ ¦ ¦ ¦мастер не только сохранил красоту и
¦ ¦ ¦ ¦логику древнерусской архитектуры, но и
¦ ¦ ¦ ¦соединил это с ренессансным пониманием
¦ ¦ ¦ ¦архитектурного пространства. Его план,
¦ ¦ ¦ ¦как и фасады, получил равномерное чле-
¦ ¦ ¦ ¦нение. Апсиды замаскированы выступами
¦ ¦ ¦ ¦стен, формы строго геометричны. В со-
¦ ¦ ¦ ¦боре нет хоров круглые колонны несут
¦ ¦ ¦ ¦тонкие кирпичные своды перекрытия. Со-
¦ ¦ ¦ ¦бор удивил современников выдающимися
¦ ¦ ¦ ¦художественными качествами: высотой,
¦ ¦ ¦ ¦светлостью, звонностью и прост-
¦ ¦ ¦ ¦раннством.
¦ ¦ ¦-Благове¦В 1484-1489 - псковские мастера постро
¦ ¦ ¦щенский ¦или в Московском Кремле Благовещенский
¦ ¦ ¦Собор ¦Собор-дворцовую церковь великого князя.
¦ ¦ ¦1484- ¦Это храмы, поднятые на высокий цокольный
¦ ¦ ¦1489 ¦этаж-подклет и окруженные открытой галере-
¦ ¦ ¦ ¦ей. Аркатурно-колончатый пояс на их фа-
¦ ¦ ¦-церковь¦садах и апсидах-дань владимирской тра-
¦ ¦ ¦Ризполо-¦диции. Благовещенский собор, сменивший
¦ ¦ ¦жения ¦старую постройку 14 века, был первона-
¦ ¦ ¦1484- ¦чально трехглавым и сохранял хоры, свя-
¦ ¦ ¦1486гг. ¦занные с дворцом, представлявшим собой
¦ ¦ ¦ ¦сложный комплекс деревянных и каменных
¦ ¦ ¦ ¦палат. От дворца сохранился корпус Гра-
¦ ¦ ¦1487- ¦новитой палаты (1487-1491; зодчие Марко
¦ ¦ ¦1491г ¦Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Это бо-
¦ ¦ ¦Гранови-¦льшой зал площадью около 500 квадратных
¦ ¦ ¦тая пала¦метров при высоте более 9 метров, пере-
¦ ¦ ¦та ¦крытый четырьмя сводами, сходящимся в
¦ ¦ ¦ ¦центре зала на одном столбе.
¦ IX.Живо¦1.Живо ¦а)Твер- ¦ Русское искусство второй половины
¦ пись ¦писные ¦ская ¦XIV-XVвв. восприняло и развило дальше
¦ ¦школы ¦ ¦художественную культуру Древней Руси.
¦ ¦ ¦ ¦Своя живописная школа складывалась в
¦ ¦ ¦ ¦Твери, где живопись стремилась более к
¦ ¦ ¦ ¦новгородским образцам, чем к московс-
¦ ¦ ¦ ¦ким.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б)Новго-¦ Высокого развития достигла во второй
¦ ¦ ¦родская ¦половине XIV-XVвв. и новгородская жи-
¦ ¦ ¦ ¦вопись, опиравшаяся на прочные тради-
¦ ¦ ¦ ¦ции и использовавшая достижения визан-
¦ ¦ ¦ ¦тийского искусства. В живописи Новго-
¦ ¦ ¦ ¦рода XIVв. сложился новый стиль. В
¦ ¦ ¦ ¦новгородских фресках этого времени на
¦ ¦ ¦ ¦смену тяжеловатым, приземистым фигурам
¦ ¦ ¦ ¦пришли узкие,
¦ ¦ ¦ ¦вытянутые изображения людей, многос-
¦ ¦ ¦ ¦лойные композиции; живопись стала бо-
¦ ¦ ¦ ¦лее миниатюрной, изящной, обогатилась
¦ ¦ ¦ ¦цветовая гамма.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.Работы¦а)Роспи-¦ Замечательным художником конца XIVв.
¦ ¦Феофана ¦си в цер¦был знаменитый Феофан Грек, приехавший
¦ ¦Грека. ¦кви Спа-¦на Русь из Константинополя. Принеся
¦ ¦ ¦са на ¦лучшие традиции византийского искусс-
¦ ¦ ¦Ильине ¦тва, Феофан Грек органически соединил
¦ ¦ ¦ ¦их с русским искусством, став крупней-
¦ ¦ ¦ ¦шим мастером русской живописи и внес
¦ ¦ ¦ ¦большой вклад в ее идейно-художествен-
¦ ¦ ¦ ¦ное развитие. Феофан работал в Новго-
¦ ¦ ¦ ¦роде и Москве.
¦ ¦ ¦ ¦ В Новгороде сохранились рукописи Фе-
¦ ¦ ¦ ¦офона Грека в церкви Спаса на Ильине.
¦ ¦ ¦-Троица ¦Он воплощал в своих фресковых росписях
¦ ¦ ¦ ¦высокую одухотворенность человека, си-
¦ ¦ ¦-Фигура ¦лу внутренней эмоциональности; страст-
¦ ¦ ¦Макария ¦ную влю к возвышенному и прекрасному
¦ ¦ ¦Египедс-¦духовному состоянию человека.
¦ ¦ ¦кого ¦ Феофан Грек оказал большое влияние
¦ ¦ ¦ ¦на Новгородскую живопись. По-видимому,
¦ ¦ ¦ ¦его учениками была расписана церковь
¦ ¦ ¦Федора Стратилата.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б)Цер- ¦ Замечательным памятником Новгородс
¦ ¦ ¦ковь Ф. ¦кой живописи второй половины XIVв. был
¦ ¦ ¦Строти- ¦огибший комплекс фресок Вологотской
¦ ¦ ¦лата ¦еркви. Эти фрески, принадлежавшие не-
¦ ¦ ¦ ¦звестному новгородскому мастеру.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в)Фрески¦ Жизнерадостные и яркие фрески Воло-
¦ ¦ ¦Волотов-¦товской церкви далеко выходили из ра-
¦ ¦ ¦ской ¦мок сурового аскетического мировоспи-
¦ ¦ ¦церкви ¦тания церкви ив образных формах ис-
¦ ¦ ¦ ¦кусства были проявлением свободы худо-
¦ ¦ ¦ ¦жественного творчества.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г)Фрески¦ Фашисткие захватчики уничтожили в
¦ ¦ ¦Ковалев-¦большей части еще один шедевр новго-
¦ ¦ ¦ской ¦родской живописи XIVв. - фрески Кова-
¦ ¦ ¦церкви ¦левской церкви. В живописи ковалевской
¦ ¦ ¦ ¦церкви особенно ярко проявилось влия-
¦ ¦ ¦ ¦ние южнославянской художественной тра-
¦ ¦ ¦ ¦диции и выполнялась линейно-графичес-
¦ ¦ ¦ ¦ким изображением.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦д)Иконо-¦ В конце XIVв. сложилось самостоя-
¦ ¦ ¦писание ¦тельное направление живописного ис-
¦ ¦ ¦ ¦кусства - иконописание.
¦ ¦ ¦ ¦ Новгородские иконы этого времени ха-
¦ ¦ ¦ ¦рактеризуются чистотой и сочностью
¦ ¦ ¦ ¦красок, среди которых живописцы осо-
¦ ¦ ¦ ¦бенно любили пламенный киноварный
¦ ¦ ¦ ¦цвет. Композиционные схемы новгородс-
¦ ¦ ¦ ¦ких икон просты и лаконичны. Святые
¦ ¦ ¦ ¦изображались стоявшими в ряд, житейные
¦ ¦ ¦ ¦иконы выполнялись в виде большого