¦ ¦ ¦ ¦изображения святого в центре, окружен-
¦ ¦ ¦ ¦ного со всех сторон маленькими "клей-
¦ ¦ ¦ ¦мами"6 изображающими отдельные эпизоды
¦ ¦ ¦ ¦из жития святого. Большинство икон
¦ ¦ ¦ ¦посвящалось особенно популярным в на-
¦ ¦ ¦ ¦роде святым-покровителям различных хо-
¦ ¦ ¦ ¦зяйственных занятий (Илья-пророк- гро-
¦ ¦ ¦ ¦мовержец; дающий дождь и охраняющий от
¦ ¦ ¦ ¦огня; покровитель скотоводства. Васи-
¦ ¦ ¦ ¦лий, на которого легко перешел культ
¦ ¦ ¦ ¦языческого Вялеса; покровители коне-
¦ ¦ ¦ ¦водства. Флор и Лавр- покровитель
¦ ¦ ¦ ¦плотников и защитник от пожаров Нико-
¦ ¦ ¦ ¦лай -чудотворец.
¦ ¦ ¦ ¦ Широко популярен был культ богороди-
¦ ¦ ¦ ¦цы-заступницы и защитницы обиженных.
¦ ¦ ¦ ¦Посвящались иконы и собственно истори-
¦ ¦ ¦ ¦ческим сюжетам. Так, в Новгороде была
¦ ¦ ¦ ¦распространена икона "Битва суздальцев
¦ ¦ ¦ ¦с новгородцами", посвященная событиям
¦ ¦ ¦ ¦1169г.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦е) Фрес-¦ Крупным памятником псковской живопи-
¦ ¦ ¦ки Снето¦си XIVв. являлись фрески Снетогорского
¦ ¦ ¦горского¦монастыря, весьма архаичные по манере
¦ ¦ ¦монасты-¦исполнения. В них ярко воплотились
¦ ¦ ¦ря ¦своеобразные черты псковского искусс-
¦ ¦ ¦ ¦тва -изображаемые персонажи выглядят
¦ ¦ ¦ ¦сильными и несколько грубоватыми.
¦ ¦ ¦ ¦ Московская живопись первой половины
¦ ¦ ¦ ¦XIVв. развивалась еще в плане архаи-
¦ ¦ ¦ ¦ческих традиций предшевствующего вре-
¦ ¦ ¦ ¦мени. В середине XIVв. роспись мос-
¦ ¦ ¦ ¦ковских соборов была выполнена гречес-
¦ ¦ ¦ ¦кими и русскими мастерами.
¦ ¦ ¦ ¦ С 80-х годов, когда утвердилось ру-
¦ ¦ ¦ ¦ководящее положение Москвы в русских
¦ ¦ ¦ ¦землях, начался расцвет московского
¦ ¦ ¦ ¦искусства. И хотя по размаху московс-
¦ ¦ ¦ ¦кая живопись не имела себе равных, но
¦ ¦ ¦ ¦число уцелевших московских росписей
¦ ¦ ¦ ¦XIV - начала XVв. сравнительно невели-
¦ ¦ ¦ ¦ко. Не лучше и с иконами XVв. Многие
¦ ¦ ¦ ¦из них погибли во времена Тохтамышева
¦ ¦ ¦ ¦разорения Москвы в 1382г. Характерной
¦ ¦ ¦ ¦особенностью московской живописи было
¦ ¦ ¦ ¦сочетание христианской мифологии с
¦ ¦ ¦ ¦местными народными художественными
¦ ¦ ¦ ¦традициями. Москва стала притягатель-
¦ ¦ ¦ ¦ным центром для лучших мастеров живо-
¦ ¦ ¦ ¦писного искусства. Приехал в Москву и
¦ ¦ ¦ ¦Феофан Грек, оставивший глубокий след
¦ ¦ ¦ж)Иконы ¦в московском искусстве росписью церкви
¦ ¦ ¦ ¦Рождества Богоридицы, Архангельского
¦ ¦ ¦ ¦собора, Благовещенского собора. До нас
¦ ¦ ¦ ¦дошли только его иконы Благовещенского
¦ ¦ ¦ ¦собора. Феофан исполнил в нем "Деи-
¦ ¦ ¦ ¦сус"- композицию из трех фигур. Следы
¦ ¦ ¦ ¦влияния Феофана отчетливо прослежива-
¦ ¦ ¦ ¦ются и в иконах, и в книжной миниатюре
¦ ¦ ¦ ¦того времени.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3. Рабо-¦а)Роспи-¦ Помимо "феофановского" направления,
¦ ¦ты Анд- ¦си Благо¦в московской живописи к XIV-XVв. исс-
¦ ¦рея Руб-¦вещенско¦ледователи отмечают и наличие ряда
¦ ¦лева. ¦го собо-¦произведений, связанных с византийски-
¦ ¦ ¦ра ¦ми и южно-славянскими художественными
¦ ¦ ¦(1405г.)¦традициями. Подъем московского искусс-
¦ ¦ ¦ ¦тва подготовил великий русский худож-
¦ ¦ ¦ ¦ник Андрей Рублев.
¦ ¦ ¦ ¦ В 1405г. он вместе с Феофаном Греком
¦ ¦ ¦ ¦и Прохором из Городца расписывал Бла-
¦ ¦ ¦ ¦говещенский собор.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Роспи¦ В 1408г. работал над росписью восс-
¦ ¦ ¦си Успен¦тановленного Успенского собора во Вла-
¦ ¦ ¦ского со¦димире вместе с Даниилом Черным. Между
¦ ¦ ¦бора ¦1425 и 1427г. Рублев принимал участие
¦ ¦ ¦(1408г.)¦в росписи Троицкого собора Троице-Сер-
¦ ¦ ¦в)Роспи-¦гиева монастыря, а в 1427 -1430г. ра-
¦ ¦ ¦си Троиц¦ботал над фресками Спасо-Андроникова
¦ ¦ ¦кого со-¦монастыря.
¦ ¦ ¦бора ¦
¦ ¦ ¦(1427- ¦
¦ ¦ ¦ 1430г.)¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Фрес-¦ Наиболее ранними из известных в нас-
¦ ¦ ¦ки ¦тоящее время работа Рублева считают
¦ ¦ ¦ ¦фрески Успенского собора в Звенигоро-
¦ ¦ ¦на тему ¦де. Андрей Рублев создавал свою школу,
¦ ¦ ¦страшно-¦следы которой обнаружены в росписях
¦ ¦ ¦го суда ¦Рождественского собора Саввина-Сторо-
¦ ¦ ¦ ¦жевского монастыря.
¦ ¦ ¦ ¦ В московском Благовещенском соборе
¦ ¦ ¦ ¦Рублев написал несколько икон, в боль-
¦ ¦ ¦ ¦шинстве плохо сохранившихся.
¦ ¦ ¦ ¦ Значительно лучше сохранились фрески
¦ ¦ ¦ ¦Успенского собора во Владимире, в рос-
¦ ¦ ¦ ¦писи которых Андрей Рублев принимал
¦ ¦ ¦ ¦участие вместе Данилом Черным. Однако
¦ ¦ ¦ ¦из лучших фресок собора- "Шествие
¦ ¦ ¦ ¦праведников в рай."
¦ ¦ ¦д)Иконы ¦ Значительным произведением Рублева,
¦ ¦ ¦ ¦одним из самых выдающися памятников
¦ ¦ ¦-Троица ¦мирового искусства, является икона
¦ ¦ ¦1411г ¦"Троица", написанная для собора Трои-
¦ ¦ ¦ ¦це-Сергиева монастыря в 1425-1427г.
¦ ¦ ¦ ¦Сюжет иконы"Троица" основан на биб-
¦ ¦ ¦ ¦лейском рассказе о явлении старцу Ав-
¦ ¦ ¦-Архан- ¦рааму и его супруге Саре в образе юно-
¦ ¦ ¦гел Гав-¦шей трех ангелов, один из которых
¦ ¦ ¦риил ¦предсказал Саре рождение сына.
¦ ¦ ¦ ¦ Рублеву принадлежат и другие работы
¦ ¦ ¦ ¦в Троицком соборе. Среди них изображе-
¦ ¦ ¦-Апостол¦ние архангела Гавриила и апостола Пав-
¦ ¦ ¦Павел ¦ла.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Итог ¦ Усилившийся интерес к являениям при-
¦ ¦ ¦ ¦роды, появление сюжетной повести в ли-
¦ ¦ ¦ ¦тературе и блестящий подъем русской
¦ ¦ ¦ ¦живописи XVв. - все это и многое дру-
¦ ¦ ¦ ¦гое является звеньями одной цепи, мно-
¦ ¦ ¦ ¦гообразными проявлениями того общего
¦ ¦ ¦ ¦процесса развития русской культуры
¦ ¦ ¦ ¦XIV-XV веков, в которых зарождалось
¦ ¦ ¦ ¦рационалистическое и гуманистическое
¦ ¦ ¦ ¦начало.
--------------------------------------------------------------------