Тема. "КУЛЬТУРА XIV-XV веков"
Л и т е р а т у р а
1. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры
IX-XVII в.в. М.- 1984г.
2. История России с древних времен до конца XVIIв. Под ред.
А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева. М.-1996г.
3. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVIIв. М.-Л.- 1961г.
4. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII в.в. М.-1968г.
5. Очерки русской культуры XIII-XV в.в. Под ред. А.В.Арциховско-
го.М.-2969г. МГУ.
6. Зезина М.Р., КОШМАН Л.В., Шульгин В.С. История русской культу-
ры. М.,"Высшая школа", 1990г.
-------------------------------------------------------------------
¦I.Этапы ¦1.Первый¦а)Харак-¦ Он характеризовался заметным упадком
¦историко¦этап (от¦теристи-¦различныых сфер материальной и духов-
¦-культур¦монголо-¦ка ¦ной культуры; но вместе с тем наблюда-
¦ного про¦татарско¦ ¦ются и первые признаки начинающего
¦цесса на¦го втор-¦ ¦возрождения.
¦Руси. ¦жения до¦ ¦
¦ ¦сер.XIV ¦б) Приз-¦ В Твери, Новгороде, Москвевозобнов-
¦ ¦cтоле - ¦наки ¦ляется каменное зодчество, появляются
¦ ¦тия). ¦возрож -¦новые центры летописания (Москва,
¦ ¦ ¦дения ¦Тверь).
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в) Расц-¦ Новгород и Псков сохраняют общение
¦ ¦ ¦вет куль¦со странами Запада. Уцелевшие от мон-
¦ ¦ ¦туры ¦голо-татарского погрома и установившие
¦ ¦ ¦ ¦политический строй феодальной респуб-
¦ ¦ ¦ ¦лики они достигли в этот период расц-
¦ ¦ ¦ ¦вета экономики и культуры; здесь сох-
¦ ¦ ¦ ¦ранялись и продолжались традиции древ-
¦ ¦ ¦ ¦не-русской письменности, зодчества,
¦ ¦ ¦ ¦живописи.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2.Второй¦а) Хозяй¦ Происходит укрепление местных госу-
¦ ¦этап (с ¦ственный¦дарственных образований, подъем Моск-
¦ ¦середины¦подъем ¦вы, Твери, Новгорода, Нижнего новгоро-
¦ ¦XIV до ¦Руси ¦да, Рязани как крупных и политических
¦ ¦середины¦ ¦ и сильных экономических центров.
¦ ¦ХV в.). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ б) Куль¦- Андрей Рублев и Феофан Грек, возве-
¦ ¦ ¦ турный ¦ личиваю щие тверских князей " Славо
¦ ¦ ¦ подъем ¦ похвальная икона Фомы",летописная по-
¦ ¦ ¦ Руси ¦ весть о князе Мих. Ярославовиче и про-
¦ ¦ ¦ ¦ тивостоящее им московское летописание,
¦ ¦ ¦ ¦ настойчиво проводящее идею богоизбран-
¦ ¦ ¦ ¦ ности Москвы и прав потомков Калиты на
¦ ¦ ¦ ¦ политическое главенство в русских зем-
¦ ¦ ¦ ¦ лях, расцвет новгородского и псковско-
¦ ¦ ¦ ¦ го зодчества - все эти явления русской
¦ ¦ ¦ ¦ культуры свидетельствует о ее несом-
¦ ¦ ¦ ¦ ненном подъеме и о сильных местных
¦ ¦ ¦ ¦ особенностях, а также о создании
¦ ¦ ¦ ¦ единства Русской земли, по всей русс-
¦ ¦ ¦ ¦ кой земле расходится знаменитая "За-
¦ ¦ ¦ ¦ донщина" и с ней целый цикл сказаний о
¦ ¦ ¦ ¦ Московском побоище, проникнутых идей
¦ ¦ ¦ ¦ единства всех русских людей в борьбе с
¦ ¦ ¦ ¦ ненавистным врагом.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ в) Уста¦- Начинает ломаться замкнутость русской
¦ ¦ ¦ новлени¦екульуры,устанавливаются связи с бол-
¦ ¦ ¦ внешне ¦ гарской и ербской культурой. Подверга-
¦ ¦ ¦ культур¦-ясь южно -слаянскому влиянию, русская
¦ ¦ ¦ ных свя¦-литература, однако, охраняет полной
¦ ¦ ¦ зей ¦ мере свой национальный хаактер и за-
¦ ¦ ¦ ¦ метно обогащается за счет этого лияния
¦ ¦ ¦ ¦ в художественном отчасти и в идейном
¦ ¦ ¦ ¦ тношении.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ г) Вли¦- Атмосфера подъема стимулирует разви-
¦ ¦ ¦ яние за¦-тие культурных связей во всех отноше-
¦ ¦ ¦ падной ¦ ниях, зарождаются антицерковные тече-
¦ ¦ ¦ культур¦ыния, возникают смелые зачатки рациона-
¦ ¦ ¦ ¦ листического мышления. Новгород,
¦ ¦ ¦ ¦ Псков, Тверь находятся в контакте с
¦ ¦ ¦ ¦ культурой Запада.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 3. Тре-¦ а)Взаим¦о Происходит объединение русских зе-
¦ ¦ тий эта¦ппроникн¦омель, усиливается взаимопроникновение
¦ ¦ новый ¦ вение ¦ местных культур. Псковские зодчие поя-
¦ ¦ (2-я по¦-местных¦ вившиеся в Москве, местное летописание
¦ ¦ловина ¦культур ¦пристально следят за событиями. Стано-
¦ ¦XV - на-¦ ¦вясь государственным центром страны,
¦ ¦чало XVI¦ ¦Москва превращается в центр формирую-
¦ ¦в.) ¦ ¦щейся культуры русской народности.
¦ ¦ ¦ ¦Предшествующий этап расцвета культуры
¦ ¦ ¦ ¦обогатил культуры страны в целом, и
¦ ¦ ¦ ¦теперь она сливается в общем потоке.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Борь-¦ Еще более расширяются и усиливаются
¦ ¦ ¦ба церк-¦связи со странами Запада, но на пути
¦ ¦ ¦ви про -¦культурного общения с ними встает цер-
¦ ¦ ¦тив нов-¦ковь с ее упорной борьбой против "ла-
¦ ¦ ¦шеств в ¦тинства", против всего нового и ино-
¦ ¦ ¦стране ¦земного. Это связано с особенностями
¦ ¦ ¦ ¦социально-экономической основы Рос-
¦ ¦ ¦ ¦сийского государства, возникающего и
¦ ¦ ¦ ¦развивающегося на базе феодализма и
¦ ¦ ¦ ¦крепостничества. Отставание и слабость
¦ ¦ ¦ ¦городов сказались особенно сильно на
¦ ¦ ¦ ¦судьбах русской культуры. Борьба прог-
¦ ¦ ¦ ¦рессивных и реакционных сил в истори-
¦ ¦ ¦ ¦ко-культурном процессе приобретает
¦ ¦ ¦ ¦острый характер и развертывается на
¦ ¦ ¦ ¦протяжении XIV столетия.
¦ ¦ ¦ ¦
¦II. Ма- ¦1.Продук¦а) Ножи ¦ Основной продукцией специальных куз-
¦териаль-¦ция же -¦ ¦нецов-ножевщиков были и ножницы. Эти
¦ная куль¦лезо-об-¦ ¦самые универсальные средства труда в
¦тура. ¦рабаты -¦ ¦древней Руси имели чрезвычайно широкое
¦ ¦вающего ¦ ¦распространение. Ножи применялись в
¦ ¦ремесла.¦ ¦быту и хозяйстве,ремесле и на промыс-
¦ ¦ ¦ ¦лах. Специальные ножи делали для вои-
¦ ¦ ¦ ¦нов и лекарей. В XIVв. - XVв. изготов-
¦ ¦ ¦ ¦лялись ножи разных типов: кухонные,
¦ ¦ ¦ ¦столовые, бондарные, сапожные, хирур-
¦ ¦ ¦ ¦гические, боевые. Все они изготовля-
¦ ¦ ¦ ¦лись со стальными лезвиями.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б) Брит-¦ Бритвы были тоже широко распростра-
¦ ¦ ¦вы ¦нены. По конструкции бритвы XIV в.
¦ ¦ ¦ ¦близки современным опасным бритвам.
¦ ¦ ¦ ¦Различие лишь в форме лезвия. У совре-
¦ ¦ ¦ ¦менных бритв оно прямолинейное, а у
¦ ¦ ¦ ¦бритв XIV в. - дугообразное. Ручку
¦ ¦ ¦ ¦бритвы изготовляли из дерева или кос-
¦ ¦ ¦ ¦ти.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в)Ножни-¦ Ножницы делали двух типов:
¦ ¦ ¦цы (пру-¦а) пружинные ("овечьи");
¦ ¦ ¦жинные, ¦б) шарнирные ("с гвоздем посередине").
¦ ¦ ¦шарнир -¦ Наиболее распространенными в быту
¦ ¦ ¦ные) ¦были пружинные ножницы, лезвия их де-
¦ ¦ ¦ ¦лали со стальным наварным острием. Оба
¦ ¦ ¦ ¦вида ножниц украшались всевозможным
¦ ¦ ¦ ¦орнаментом и деталями.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦г) Иглы ¦ По конструкции иглы сходны с совре-
¦ ¦ ¦ ¦менными ручными швейными иглами. Древ-
¦ ¦ ¦ ¦не русские5 иглы имели 40-70 мм. длины
¦ ¦ ¦ ¦и диаметр от 0,7 до 1,1мм. На ушке,
¦ ¦ ¦ ¦кроме отверстия, они имели желобок.
¦ ¦ ¦ ¦Такие желобки делали всегда на иглах
¦ ¦ ¦ ¦XIV-XVв.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦д) Гвоз-¦ В XIV-XVв. были известны гвозди нес-
¦ ¦ ¦ди ¦кольких типов и размеров: строитель-
¦ ¦ ¦ ¦ные, тесовые, обойные, сапожные, под-
¦ ¦ ¦ ¦ковные. Гвозди делали из обычного
¦ ¦ ¦ ¦кричного железа. Конструкция стержня и
¦ ¦ ¦ ¦головки современных гвоздей и гвоздей
¦ ¦ ¦ ¦XIV в. совпадают до мелочей. Длина
¦ ¦ ¦ ¦равна 10мм., сечение головки -
¦ ¦ ¦ ¦2,5*2,5мм.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦е) Замки¦ Замки в России бытовали более семи
¦ ¦ ¦(непод -¦веков. Они появились в IX в., и были
¦ ¦ ¦вижные, ¦вытеснены замками с иной конструкцией
¦ ¦ ¦съемоч -¦в XVIIв. В XIV-XV в. пружинные замки
¦ ¦ ¦ные) ¦имели наибольшее число конструкторских
¦ ¦ ¦ ¦типов вариантов. Замки подразделялись
¦ ¦ ¦ ¦на неподвижные ( нутряные и накладные)
¦ ¦ ¦ ¦и съемные (висячие), в XVв. их изго-
¦ ¦ ¦ ¦товлялось более 8 вариантов.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ж) Оборо¦ Одной из древних профессий кузнечно-
¦ ¦ ¦нитель -¦го дела была профессия бронников, ко-
¦ ¦ ¦ные дос-¦торые изготовляли: брони, кольчуги,
¦ ¦ ¦пехи ¦шдемы, личины. Поселки бронников су-
¦ ¦ ¦ ¦ществовали под Новгородом и Москвой.
¦ ¦ ¦ ¦Село Бронницы на Мсте под Новгородом
¦ ¦ ¦ ¦впервые упоминаются в 1269г. Техноло-
¦ ¦ ¦ ¦гия этого производства была очень
¦ ¦ ¦ ¦сложной и трудоемкой, т.к. доспехи вы-
¦ ¦ ¦ ¦полнялись ими из пластинок или из
¦ ¦ ¦ ¦крупных плоских колец.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦з)Пушеч-¦ Первые пушки, появившиеся на Руси в
¦ ¦ ¦ное де- ¦последней четверти XIVв., были желез-
¦ ¦ ¦ло ¦ными. Из железа пушки делали почти в
¦ ¦ ¦ ¦течении 100 лет. Лишь в 70-х г. XV в.
¦ ¦ ¦ ¦появилась новая техника-литье пушек из
¦ ¦ ¦ ¦бронзы. Из железа продолжали ковать
¦ ¦ ¦ ¦только ручные пищали.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2. Дере-¦а)Бондар¦ Бондарные изделия, т.е. сосуды из
¦ ¦вообра -¦ные из- ¦отдельных планок-клепок, скрепленные
¦ ¦ботка. ¦делия: ¦обручами с вставным днищем. В XIV-XVв.
¦ ¦ ¦-бочки, ¦бондарная посуда имела широкое расп-
¦ ¦ ¦-кадки, ¦ространенеие. Эти сосуды всегда изго-
¦ ¦ ¦-ведра, ¦товлялись традиционных типов и емкос-
¦ ¦ ¦-ушата, ¦ти. В новгородских слоях XIVв. найдена
¦ ¦ ¦-жбанчи-¦водовозная бочка емкостью около 500
¦ ¦ ¦ ки ¦л.(приблизительно 40 ведер).
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦б)Средс-¦ Из средств сухопутного транспорта
¦ ¦ ¦тва сухо¦наибольшее распространение на Руси бы-
¦ ¦ ¦путного ¦ли сани. Из находок, сделанных в Нов-
¦ ¦ ¦транспор¦городе, выделялись 6 типов саней, бы-
¦ ¦ ¦та- сани¦товавших в Новгороде в XIV-XVв.: сани
¦ ¦ ¦ ¦грузовые (дровники), грузовые тяжело-
¦ ¦ ¦ ¦возные, легковые пассажирские, легко-
¦ ¦ ¦ ¦вые с высокой грядкой, сани-возки с
¦ ¦ ¦ ¦кузовом и ручные салазки.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в)Токар-¦ В XIV-XVв. в быту рядовых горожан
¦ ¦ ¦ное дело¦применялись 8 видов точеной посуды:
¦ ¦ ¦-деревян¦чаши, мисы, чашки, блюда, кубки, со-
¦ ¦ ¦ная точе¦суды, чарки, чаши фигурные. Техника
¦ ¦ ¦ная по -¦токарного мастерства этого времени ха-
¦ ¦ ¦суда ¦рактеризуется высоким уровнем.
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3.Пряде-¦а)Произ-¦ Производство нити состояло из полу-
¦ ¦ние и ¦водство ¦чения исходных материалов- шерсти, ль-
¦ ¦ткачест-¦нити ¦на и конопли. Затраты труда для этого
¦ ¦во. ¦ ¦требовали довольно высоких профессио-