Смекни!
smekni.com

Митрофан Беляев и Беляевский кружок (стр. 3 из 3)

музыкант, отличался необычайным умением читать с листа,

какие угодно печатные или писанные от руки ноты, даже и

партитуры. А.Н.Бородин из-за этого называл его - "пожиратель

нот". Феликс Блюменфельд значительное время был дирижером в

Русской опере и, кроме того, профессором Петербургской

консерватории по классу рояля.

Все приносимые к Беляеву новости обыкновенно

проигрывались Беляевым, Ф.Блюмерфельдом или А.Глазуновым, а

то и обоими. Эти новинки, которые впоследствии нередко

становились очень известными, в Беляевском кружке сразу

вызывали большой интерес Иногда к концу вечера приходили:

Вальтер, Гильдербранд, Вержбилович, и тогда составлялись

секстеты и даже октеты. Вержбилович, певец, одно время часто

посещал пятницы, приходя к самому концу квартетной музыки и

охотно принимая участие в ансамблях, когда бы они ни

составлялись. Курбанов отмечает у него талант и тонкий вкус:

"Тон у него был очень приятен и певуч и в то же время

необычайно звучен."

Среди посетителей этих регулярных мероприятий (которые

проводились даже в случае болезни Беляева) был и профессор

консерватории Н.А.Соколов, ученик Римского-Корсакова,

человек в высокой степени своеобразный, которого Митрофан

Петрович очень любил. Как композитор он был не Глазунов или

Бородин, но он в своем роде был неповторим.Он, в частности,

обладал удивительной манерой рассказывать и обладал

фантазией, напоминавшей стихи Эдгара По.

Будучи воспитанным в семье священника, он создавал

часто весьма забавные бытовые рассказы из жизни духовенства.

Но часто он создавал и экспромты.

Интересны и взаимоотношения Беляева со Скрябиным. Его

Первая фортепианная миниатюра не встретила поддержки в

кружке Беляева. Из всех его посетителей она понравилась лишь

Лядову. Весной 1894 года Скрябин дал в Петербурге концерт из

собственных произведений. На этом концерти произошло личное

знакомство Беляева и Лядова со Скрябиным. Вскоре между ними

было установлено тесное сотрудничество. Сближению их

способствовало и совместное путешествие за границу в 1895 -

1896 годах. В это время Беляев сопровождал Скрябина в

концертной поездке, организованной на средства Беляева.

Однако характер его дружбы отличался от его дружбы с

Лядовым.

Надо отметить, что Беляев иногда бывал груб. В письмах

он справедливо отчитывает Скрябина, не стесняясь в

выражениях. А.Н.Скрябин, будучи, несомненно, одаренным

композитором, отличался неаккуратностью. Получая его

рукописи и будучи недовольным их оформлением, Беляев

писал:"Не сморкаешься ли ты иногда по ошибке ногою?...

Неужели ты всю жизнь намерен остаться ребенком, которому

моют шею, пока он играет на фортепиано!". /6/.

Редко,но бывал на беляевских вечерах Стасов, обращая

внимание своей мощной фигурой, большой головой, обрамленной

седыми волосами и длинной бородой.Но главное,конечно, был

интересные разговоры, которыми он всегда вносил большое

оживление.

Стасов приносил так называемые "Славления" Беляеву,

сочиненные им и прочитанные в одну из пятниц. Стасов прислал

славление из Наугейма:

Русской музыки собирателю

Слава!

Русских талантов почитателю

Слава!!

Русского станка расширятелю

Слава!!!

Русских чудных концертов подателю

Слава!!!!

Красных, синих, зеленых афиш писателю

Слава!!!!!

На альте с хорошей дружиной игрателю

Слава!!!!!!

Больных друзей за границу провожателей

Слава!!!!!!!

Своего дела непобедимого продолжателю

Слава!!!!!!!!

На дурацких врагов наплевателю

Слава!!!!!!!!!

Джентльменского сердца обладателю

Слава!!!!!!!!!!

Нашему Митрофану сын Петровичу

Слава!!!!!!!!!!!

(Здесь надо заметить, что афиши Русских Симфонических

Концертов были трех цветов: красного, синего и зеленого).

Члены Беляевского кружка также сочинили и экспромт на

тему " B-La-F" - по буквам, содержащимся в фамилии хозяина.

Он был соответственно в си-бемоль мажоре, ля-миноре и

фа-мажоре.

Нельзя не сказать об огромном значении Русских

симфонических вечеров, на которых люди слушали произведения

Чайковского, Танеева, Скрябина, Рахманинова. Однако подробно

описывать их в данной работе у меня нет возможности.

Многие композиторы конца девятнадцатого века, и

Н.А.Римский-Корсаков в том числе, сравнивали Беляевский

кружок с "Могучей кучкой". Николай Андреевич отчетливо

определяет, говоря о беляевских собраниях, идейные

разногласия и разницу в личном составе "Могучей кучки" и

Беляевского кружка. Он признавал родство обоих объединений

"передовитости" и "прогрессивности". Римский-Корсаков

считал, что кружок М.А.Балакирева соответствовал периоду так

называемого "бури и натиска" в развитии русской музыки;

кружок М.П.Беляева - периоду спокойного шествия вперед. Он

писал так: "кружок Балакирева революционнный, а кружок

Беляева - прогрессивный" /5/. Цезарь Кюи, бывавший на

Беляевских пятницах, оценивал отношение "Могучей кучки" к

Беляевскому кружку немного иначе, говоря о них как об

"отцах" и"детях"./4/.

2

Целью всей деятельности Беляева, как известно,

распространение молодых талантов в России и помощь им. С

этой же целью были учреждены Беляевым и Глинкинские

(Глинковские) премии. Начало их устроительству было положено

весьма своеобразно. Стасов получил анонимное письмо, в

котором было написано о желании автора вручать ежегодные

премии лучшим композиторам. Петр Ильич Чайковский, первым

удостоившийся этой награды, был в недоумении. В то время он

пребывал в бедственном состоянии. Как же он обрадовался,

когда "как в сказке"(по его словам) его вызвали для того,

чтобы вручить деньги. Сам он писал Стасову: "Все это я пишу

для того, чтобы сказать, что несколькими сотнями рублей,

неожиданно упадающим на меня с неба, очень рад, и принимаю

их с величайшей благодарностью."

Митрофан Петрович Беляев выдал в течение всех двадцати

лет премии десяти композиторам - 130 премий на сумму 60

тысяч рублей.

Учреждение Глинкинских премий было возобновлено уже в

советское время - в середине века.Они стали называться

Государственными Глинкинскими премиями.

3

В 1903 году (по одним данным 28, по другим - 22

декабря) Беляев неожиданно умер. У него была болезнь

желудка, которую он долгое время скрывал.

После его смерти в Русской Музыкальной Газете была

опубликована статья, в которой говорилось:"мы,

душеприказчики М.П.Беляева - Н.А.Римский-Корсаков,

А.К.Лядов, А.К.Глазунов, доводим до всеобщего сведения, что

покойным М.П.Беляевым завещан капитал в 75 тысяч рублей для

выдачи из процентов с него, ежегодно русским композиторам за

наиболее талантливые музыкальные произведения , появившиеся

в печати. Выдача их должна производиться 27 ноября - в день

первого представления обеих опер М.И.Глинки..." . /9/. Далее

перечислялись первые лауреаты, среди которых - Аренский,

Ляпунов, Танеев, Скрябин, Рахманинов.

Сами же Н.А.Римский-Корсаков, Лядов и Глазунов

отказывались от соискательства этих премий.

Нельзя обойти молчанием, говоря об этих премиях,

бескорыстие Беляева. Ведь многое (и издание произведений

молодых композиторов, в частности) он делал не только не ища

наживы, но с е б е в у б ы т о к.

В связи с этим очень обидно, что после смерти Беляева многие

его благие ничинания попросту заглохли.

В частности, издательская фирма стала постепенно

приходить в упадок. В 1903 году у издательства начались

крупные неприятности, в частности, разногласия с Скрябиным.

В 1906 году с ним вообще были порваны отношения.

Новые квартеты стали появляться уже хаотично и быстро

исчезали, не образовав нового ядра общества, на которое

рассчитывал Митрофан Петрович Беляев, так неожиданно ушедший

из жизни.

Он остался только в памяти своих многочисленных друзей

и почитателей русской музыки,которые тяжело перенесли его

кончину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вклад М.П.Беляева, несомненно, был огромен. Взяв на

себя тяжелейшую ношу распространения отечественной музыки,

он сделал много реального:

- организовал публичное исполнение музыки(в основном

русской);

- создал собственное издательство;

- был учредителем Глинкинских премий;

- в финансовом смысле поддерживал молодых русских

музыкантов;

- организовывал квартетные конкурсы;

- устраивал собрания кружка по пятницам.

А сколько есть еще добрых дел, связанных с его именем,

которые совершались анонимно, в полной тени и о которых

никто не знал! Мало того, что Беляев был бескорыстным

меценатом, в подтверждение чего написана эта курсовая

работа, он, кроме того, обладал удивительным благородством и

потрясающей скромностью, всеми путями стараясь не придавать

огласке свое имя. А что может служить более ярким

подтверждением неординарности личности М.П.Беляева, чем эта

деталь!


ИСТОЧНИКИ

/1/. Б.Л.Вольман "Русские нотные издания 19 - начала 20

века" . Л. "Музыка". 1970

/2/. А.К.Глазунов. " Избранные письма, статьи,

воспоминания". М. 1958

/3/. Кюи Ц. "Итоги русских симфонических концертов" .

Л. 1952

/4/. "Памяти М.П.Беляева. Сборник очерков, статей и

воспоминаний". Париж.1928.

/5/. Н.А.Римский-Корсаков. "Летопись моей музыкальной

жизни".М. Музыка. 1980

/6/. А.Н.Скрябин. Переписка А.Н.Скрябина и М.П.Беляева

1894-1903 Пг. Государственная Академическая филармония.1922

/7/. В.В.Стасов." М.П.Беляев" М. Музгиз 1954

/8/. В.Я.Трайнин "Беляев, М.П. и его кружок".

Л."Музыка" Ленинградское отделение 1975

/9/. "Русская Музыкальная Газета". 1904 . N 1, стлб 13.