Смекни!
smekni.com

Митрофан Беляев и Беляевский кружок (стр. 1 из 3)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ

"МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ БЕЛЯЕВ И БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК"

Автор -

Руководитель -

Москва 1996


О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение..............................................

Часть первая..........................................

Часть вторая..........................................

Заключение............................................

Источники.............................................


Введение

Тема "Митрофан Петрович Беляев и Беляевский кружок"

заинтересовала меня прежде всего тем, что она дает широкий

простор для изучения музыкальной жизни конца XIX века. Кроме

того, собирая материал по этой теме, я многое узнала о

личности М.П.Беляева, которая являет собой наиболее яркий,

как мне кажется, пример меценатства (наряду с А.А

Бахрушиным, С.И.Мамонтовым, П.М.Третьяковым). Очень полно

качества личности Беляева описаны его современниками -

М.М.Курбановым, В.В.Стасовым, В.А.Золотаревым, И.Витолем.

Нередко я могла встретить сравнение Беляевского кружка с еще

одним влиятельным музыкальным объединением конца прошлого

века - "Могучей кучкой" во главе с М.А.Балакиревым. К

сожалению, у современных исследователей деятельности Беляева

отводится меньше места. Его, в частности, обвиняют в узости

интересов (Большая музыкальная энциклопедия), что, на мой

взгляд, совершенно несправедливо. На Беляевских вечерах

исполнялась далеко не только отечественная музыка, музыканты

Беляевского кружка были теснейшим образом связаны как с

представителями других музыкальных групп, так и с

зарубежными композиторами (в частности, с Ф.Листом).

Одной из первых работ об известном меценате была книга

В.В.Стасова, замечательного критика, которая так и

называется: "Митрофан Петрович Беляев".

Он сравнил то, чем занимался описываемый мною деятель с

подвижничеством Павла Михайловича Третьякова. Как тонкий

ценитель и знаток искусства, он умело раскрыл общие черты в

направлении деятельности того и другого. Оба они ценили

р у с с к о е искусство в первую очередь, оба были

альтруистами в своем деле - способствовали сохранению и

обогащению отечественной культуры, не задумываясь о денежной

стороне своих, безусловно, незаменимых и неоценимых

поступков. Стасов подчеркивал идейное и творческое

бескорыстие Беляева, для которого прибыль или нажива не

составляет ровным счетом никакого интереса и который полон

заботы только об одном: заботы о принесении пользы искусству

и виднейшим его представителям.

Очень интересной и познавательной, необходимой для

подтверждения важности проводимых Беляевым мероприятий, мне

кажется публикация в книге Стасова программ Русских

Симфонических Концертов.

Михаил Курбанов - приятель Беляева и один из членов

кружка - очень четко представил все направления деятельности

Беляева - от музыкального издательства и до учреждения им в

1884 году Глинкинских премий. Все работы Курбанова,

посвященные деятельности Беляева, отличаются теплым

отношением к нему, являют собой пример крепкой и искренней

дружбы.

Наиценнейшими фактами полна переписка Митрофана

Петровича с А.Н.Скрябиным, его другом и предметом его

покровительства, с тем же В.В.Стасовым. Много полезной

информации о музыкальной жизни того периода я почерпнула из

воспоминаний Н.А.Римского-Корсакова. Они показывают

музыкальную жизнь изнутри и расширяют представление о

размахе творчества героя моего повествования.

Книга В.Я.Трайнина, посвященная Беляеву и его кружку,

также дала мне возможность найти немало информации. Эта,

самая крупная из найденных мною работ, содержит всего 127

страниц, включая ту же программу Симфонических Концертов и

перечень премий имени Глинки, что еще раз подтверждает,

насколько неизучена тема, выбранная мной.

Обращаясь к теме музыкального кружка конца XIX века,

который возглавлял Митрофан Петрович Беляев, я, в первую

очередь,вспомнила замечательный его портрет в Русском музее

в Санкт-Петербурге, принадлежащий перу его современника

И.Е.Репина. Этот портрет заставляет восхищатьсякаждого, кто

в него в смотрится. "Поза, выражение характера, мысли, силы

и бодрости в этом портрете неподражаемы" /7/. Трудно описать

его лучше, чем это сделал Стасов - признанный знаток

искусства. Хочу только добавить: портрет, в течение жизни

являвшийся собственностью Митрофана Петровича, был завещан

им Русскому музею на вечное хранение.

Ч А С Т Ь П Е Р В А Я

"В Германии, Англии, во Фран-

ции - во всех этих государствах есть

подоходный налог; в России он еще не

введен. Желая платить дань родине, я

выбрал ту форму, которая мне более

всего симпатична."

Митрофан Петрович Беляев.

1

Митрофан Петрович Беляев родился в Петербурге 10

февраля 1836 года. Он был сыном Петра Абрамовича Беляева,

известного лесопромышленника, купца первой гильдии. В 1856

году его отец был возведен в почетное гражданство. Среди

предков Беляева по материнской линии были обрусевшие шведы.

По мере того, как сыновья (а Беляев был 1 из 3 детей в

семье) подрастали, отец вовлекал их в свои предприятия,

сначала как приказчиков , позже - как компаньонов.

Преподавание в том заведении, где учился Беляев,

проводилось в основном на немецком, но изучались и другие

языки: общая программа предусматривала обучение с уклоном,

близким к курсу коммерческих училищ. Успешно окончив курс

учения в 1851 году, Беляев по семейной традиции начал свою

карьеру в качестве приказчика. Первоначальный оклад его

составлял всего лишь 15 рублей в месяц.

Выполняя поручения фирмы, полгода он проработал в

Лондоне, совершал деловые путешествия по Англии и Шотландии.

Зная 3 языка, он приобщался к культурной жизни каждой

страны, бывал на концертах, посещал картинные галереи,

выставки, музеи, приобретал книги для пополнения личной

библиотеки.

В 1866 году Митрофан Петрович с согласия и при помощи

главы фирмы основал свой собственный лесопромышленный

завод.До 1884 года он был его собственником. (Завод был

основан совместно с Николаем Павловичем Беляевым, двоюродным

братом Митрофана Петровича в Кемском уезде Архангельской

губернии).

Бережно храня приверженность патриархальному укладу,

семья Беляевых не чуралась и современных интересов. В юном

Митрофане поддерживалось влечение к музыке - в раннем

возрасте он стал обучаться игре на скрипке под руководством

А. Э. Гюльпена - скрипача и дирижера императорского балета.

Мальчик пристрастился к игре. Видя это, Петр Абрамович

предложил сыну всецело посвятить себя музыке.

В реформаторском училище, где поощрялось музицирование,

Митрофан Петрович принимал участие в квартетных ансамблях.

Он исполнял там партии второй скрипки и альта. Альт и

остался основным инструментом, на котором играл Митрофан

Петрович.

После окончания училища Беляев поступил в любительский

симфонический оркестр петербургского немецкого клуба. Клубом

этим в то время руководил популярный дирижер Людвиг

Вильгельм Маурер (1787 - 1878).

В 80-х годах оркестр, к сожалению, прекратил свое

существование, и музыканты стали собираться в зале гостиницы

"Демут", расположенной на Мойке. Председателем кружка в то

время был некто Покотилло.

В программу образовавшегося таким образом нового

ансамбля входили произведения западных инструменталистов.

Также исполнялись и сочинения русских композиторов.

В репертуаре, в частности,были Четвертая Симфония

Бетховена, его увертюры, его же первая месса до-мажор, а

также Моцарт, Мендельсон, Шуберт. Позже - Рахманинов,

Глинка, увертюра Балакирева. Вокально-хоровые и сольные

произведения: "Слава" (в первый раз), женский хор из

"Псковитянки" Римского-Корсакова (в исправленном виде - в

первый раз), хор из "Эдипа", хор калик перехожих из "Бориса

Годунова", "Гопак" для оркестра - Мусоргского, хор слепцов

из "Снегурочки" П.И.Чайковского. "Песню о блохе" пела

известная в то время солистка Д.М.Леонова, ей аккомпанировал

сам Мусоргский.

Из отечественных исполнителей чаще всего выступал

талантливый пианист Н.С.Лавров, тогда только что окончивший

экстерном консерваторию. Сам А.П.Бородин был председателем

правления кружка. По воспоминаниям Курбанова Беляев проявлял

себя с присущей ему активностью - играл на альте, следил за

порядком, вел журнал явки оркестрантов и давал различные

хозяйственные распоряжения, что было незаменимой помощью для

перегруженного работой Бородина.

Появление в демутовом кружке в 1878 году А.К.Лядова

(его пригласил К.Зике) внесло свежую струю в его жизнь. При

нем был обновлен репертуар и изменен метод репетиционной

работы. К сожалению, сведений о новом репертуаре я найти не

смогла.Известно лишь,что своеобразие требований обнаруживало

глубину трактовки произведений, которые тогда исполнялись

/8/. В оркестре были нередки конфликты. Лядов "разносил"

любителей и даже, не сдерживаясь, бранился. Но прошло время,

и он завоевал симпатии оркестрантов, стал авторитетом в

кружке.Оркестр преуспевал. Через Лядова же произошло

знакомство Митрофана Беляева с молодым композитором

А.К.Глазуновым.

2

17.03. в концерте Бесплатной музыкальной школы под

управлением Балакирева состоялось публичное исполнение

Первой симфонии Глазунова, очень успешное, даже пугающее

своей преждевременной зрелостью. "То был поистине великий

праздник для всех нас, петербургских деятелей молодой

русской школы. Юная по вдохновению, но уже зрелая по технике

и форме, симфония имела большой успех. Публика была

поражена, когда перед ними на вызовы предстал автор в