Надежда Воинова
Михайловский замок (он же с 1823 - Инженерный) - одно из самых мистических мест Петербурга и в то же время одно из самых кровавых. Это некий "Нагль-фар", корабль мертвецов, в петербургской топографии. На небольшом пятачке земли между Фонтанкой и каналом Грибоедова были убиты два русских царя. Здесь же рядом находится мемориал Марсового поля.
Мистической силе этого места мы обязаны прежде всего Павлу I, который будучи на этом месте рожден придавал особое значение постройке замка.
Это было самое дорогое и самое спешное строительство XVIII века. Замок был возведен за 4 года с 1797 по 1801 и обошелся в 6,5 млн. руб. золотом. Параллельно были порастасканы материалы для строительства мраморной ринальдиевской Исаакиевской церкви, имения Екатерины в Пелле и Таврического дворца. Получив некоторое архитектурное образование от швейцарского архитектора Анри Франсуа Габриэля Виоллье во время своего путешествия с Марией Федоровной в Европу, Павел лично был одним из авторов не только предварительного проекта (всего их было 13, сведенных воедино Винченцо Бренной, который выполнял функцию не столько архитектора, сколько прораба), но и детальной разработки интерьеров, которая была им задумана в соответствии с некой программой, строившейся на основании множества символов и аллегорий, смысл которых часто оставался ясен только самому императору (Павел был помешан на всевозможной мистике и с тех пор как стал магистром Мальтийского (католического) ордена считал себя фигурой соединяющей не только функции светского и духовного властителя наподобие ветхозаветного царя Мельхиседека, но и объединителем католической и православной церквей). В частности восьмиугольная форма двора была обусловлена восьмиугольной мальтийской звездой.
Замок был назван Михайловским в честь архангела Михаила, которого Павел считал своим небесным покровителем и который по преданию явился во сне Павлу и в ту же ночь одному из охранников и повелел возвести на этом месте замок.
Однако, впоследствии архистратиг оставил своею благосклонностью Павла, поскольку императора убили на 40-й день его проживания в еще не до конца достроенном замке (Павел так хотел въехать туда пораньше, что не дождался окончания всех отделочных работ. Поэтому в замке клубился туман от еще не успевшей высохнуть штукатурки, так что убийство получилось в лучших традициях готического романа).
Интересно, что злодеяние совершилось в присутствии как супруги, которая находилась за стенкой и все слышала, так и любовницы императора (19ти летней Анны Петровны Лопухиной), которая безмятежно спала в комнате внизу, соединенной с опочивальней царя винтовой лестницей.
После смерти Марии Федоровны замок был разграблен и сдавался под квартиры вплоть до 1823 года, в частности здесь была квартира Чарльза Камерона. По указу 1922 года Военно-инженерное ведомство было переведено в ведение Николая Павловича, который запросил себе замок под казарменное училище военного типа.
Здесь два года учился Достоевский. Среди воспитанников училища также были Цезарь Кюи, Игнатий Брянчанинов, военные инженеры Карбышев и Яблочков. Студенты училища жили весело несмотря на суровый казарменный режим. Об этом свидетельствует появившаяся в городском фольклоре песенка про Чижика-Пыжика, который "на Фонтанке водку пил". Образ Чижика-Пыжика, недавно увековеченный Резо Габриадзе, связан с униформой кадетов, носивших пыжиковые шапки. Воспитанники любили переодеваться в привидения и по ночам пугать тех, кто осмеливался проезжать мимо. Говорят, что призрак невинно убиенного императора до сих пор живет в замке.
Военно-инженерная Академия просуществовала с 1823 по 1932. Впоследствии вплоть до 60-х здесь располагалось военное училище им. Фрунзе, которое сменили многочисленные конторы и конструкторские бюро. В 90-м по конкурсу музеефикации здание отошло в ведомство Русского музея.
С тех пор с замком связаны многие сюжеты актуального петербургского искусства - проходили многочисленные выставки, в лектории читались программные соросовские лекции по истории искусства. Здесь расположена фототека ГРМ.
На ступенях замка происходило открытие "Хармс-фестиваля"-1998. Были показаны конструктивистские костюмы. Новая Академия использовала этот случай для очередной инсенуации. В момент, когда открывался фестиваль неоакадемисты из окон недавно полученных помещений выбросили свое зеленое знамя и листовки с савонаролльскими призывами к художникам сжигать свои авангардные картины.
В помещении Новой Академии изящных искусств хранится одно из самых больших произведений современного искусства "Триумф Гомера" (3,5 Х 6 м). В 1999 Мамышевым и Новиковым в интерьерах замка был снят фильм "Красный кваадрат или Золотое сечение" со знаменитыми сценами порки Мамышева Новиковым (сняты без дублера).
Ступени Михайловского замка сейчас разбиты, поскольку зимой дети используют их как горку, восполняя недостаток возвышенностей в равнинном городе.