Многие из заказов, данных Боттичелли его богатыми покровителями, были связаны с флорентийскими обычаями по случаю брака, который был наиболее важной семейной церемонией того времени. Картины по случаю бракосочетания устанавливались в доме жениха. Темы таких картин были или романтичные, возвеличивавшие любовь и возлюбленных, или образцовые, изображавшие героинь известной добродетели. Зачастую на таких картинах новобрачные изображались в окружении мифических героев.
Мифологические фигуры в светском искусстве использовались в более раннем Ренессансе, но сложная культура Флоренции во время правления Медичи, сочетавшая романтичные чувства изысканной любви с энтузиазмом гуманистов по отношению к классической старине и ее исчезающим художественным традициям, использовала эти мифологические персонажи ближе к античному стилю. Новый мифологический язык стал текущим, вдохновленным частично классической литературой и скульптурой, и в соответствии с описаниями потерянных древних картин искал полную физическую реализацию идеального человеческого тела.
Среди самых характерных примеров этой новой моды в светской живописи – четыре из наиболее известных работ Боттичелли: «Аллегория Весны», «Паллас и Кентавр», «Венера и Марс» и «Рождение Венеры».
Боттичелли работал во всех текущих жанрах флорентийского искусства. Он делал фрески, росписи алтарей, тонди (круглые картины), маленькие групповые картины и маленькие религиозные триптихи.
Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 г. стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана.
В его искусстве Дева Мария – всегда высокая, царственная фигура, носящая обычную красную одежду и синий плащ. Она часто имеет выражение внутренней задумчивости, свойственное святым в изображениях Боттичелли.
С начала 1490-х гг. стиль Боттичелли заметно изменился: картины стали меньшего масштаба; живописец, подчеркивая жесты и выражения персонажей, концентрировал внимание на их страстном порыве к действию. Это таинственное отступление от идеализирования натурализма 1480-х, возможно, следовало из увлечения Боттичелли идеями пламенного реформистского проповедника Джироламо Савонаролы в 1490-х. В 1494 г. правление Медичи пало, и было установлено республиканское правительство под господством Савонаролы. Савонарола был аскетическим идеалистом, который напал на коррупцию церкви и пророчил ее будущее обновление. Он увлекался трудами Фомы Аквинского и средневековых комментаторов Аристотеля. Савонарола настаивал на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Священного Писания и пропаганды христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет Савонаролы возрастал не только среди простонародья, но и среди образованных кругов флорентийского общества, в числе его почитателей были известные гуманисты Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, художник Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие. Сандро Боттичелли также был преданным последователем Савонаролы, даже после того, как монах был казнен в 1498. Духовные напряженные отношения этих лет отражены в двух религиозных картинах, апокалиптическом «Мистическом Распятии на кресте» (1497) и «Мистическом Рождестве» (1501), которые выражают собственную веру Боттичелли в обновление церкви. «Трагедия Лукреции» (1499) и «История Римской Девы» (1499), кажется, осуждают тиранию Медичи и празднуют республиканство.
Боттичелли сделал некоторые наброски, чтобы иллюстрировать первое печатное издание 1481 г. Божественной Комедии Данте и работал периодически в течение следующих лет над незаконченным большим набором рисунков, которые соответствовали каждому стиху.
В настоящее время сохранилось приблизительно 50 картин мастера. Великолепное собрание Галереи Uffizi (Италия) включает многие из его шедевров.
Феномен Ренессанса был вызван рядом факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее характерные для большинства стран Западной Европы. В этот период достаточно отчетливо формировались новые (буржуазные или рыночные) отношения, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную единицу. Этот процесс сопровождался соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменений.
Следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культурного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринимать новые идеи, культуру и искусство Возрождения.
Культура итальянского Возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры.
Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пос. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 480 с.
Культурология: Учеб. пос. / Под ред. Г.В. Драча.– Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 573 с.
Культурология: Учеб. пос. / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1996. – 400 с.
Малюга Ю.А. Культурология: Учеб. пос. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 333 с.
Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
Философский энциклопедический словарь. – М.:Политиздат, 1986. – С.485.
Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.