Смекни!
smekni.com

Флорентийский неоплатонизм и творчество Боттичелли (стр. 1 из 2)

Реферат по культурологии

Выполнила: Чаплина Галина Владимировна

Ставрополь, 2004

Введение

Взгляд на мир нового времени, противоположный взгляду на мир средневековья, зародился в Италии с движением, получившим название Возрождения. На первых порах этот взгляд разделяли лишь немногие одиночки, но в течение XV в. он стал свойственен значительному большинству культурных итальянцев, как мирян, так и церковников.

Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Если основываться на таких признаках, как гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности, то хронология будет выглядеть так:

Проторенессанс (дученто и треченто – XII-XIII – ХIII-ХIV вв.),

Раннее Возрождение (кватроченто ХIV-ХV вв.),

Высокое Возрождение (чинквеченто XV-XVI вв.).

Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой этой эпохи Джорджио Вазари. Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности как идеального образца для подражания.

В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.

1. Флорентийский неоплатонизм

Итальянское Возрождение представляет собой не одно обще-итальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции и Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция.

Флоренция была наиболее цивилизованным городом мира в то время, и в ней были наиболее подходящие условия для возникновения эпохи Возрождения. С Флоренцией связаны почти все великие имена в литературе, а также ранние и некоторые из позднейших имен в искусстве.

Городская культура создавала новых людей, формировала новое отно-шение к жизни, создавала атмосферу, в которой рождались великие идеи и великие произведения. Но идейно все это оформлялось на элитарном уровне.

Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Античность и выступила такой опорой. «Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений», – писал русский историк Н.Кареев в начале ХХ в.

Итак, эпоха Возрождения – это обращение к античности. Но вся культура этого периода лишний раз доказывает, что Возрождения в чистом виде не бывает. Мыслители Возрождения видели в античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой интеллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм. Античный (собственно космологи-ческий) неоплатонизм не мог не привлечь внимание идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия.

Бог становится ближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда – расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрож-дения, позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливый художественный характер.

Интерес к античности связан с модификацией христианской (католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной пантеистическая тенденция. Это придает уникальность и неповторимость культуре Италии ХIV-ХVI веков. Люди по-новому взглянули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не перестали быть людьми средневековья.

Противоречивость культуры Возрождения: радость самоутверждения и трагизм мироощущения. Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, об этом говорят многие источники этой эпохи. С другой стороны, постиг всю трагичность своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

С XV столетия вперед диалоги Платона и большое количество работ платонистов и неоплатонистов, прежде всего Плотина, стал доступны на первоначальном греческом языке в Западной Европе. В результате этого нового знакомства с первоначальными текстами, платонические влияния на Ренессанс стало даже более сложным и трудным признать, чем на средневековые мысли. Сохранялись старые традиции неоплатонизма (идеи Августина), и в то же время развились новые под влиянием чтения первоначальных текстов. Европейские мыслители поняли, что неоплатоническая интерпретация Платона была в некоторой степени искаженная и односторонняя. Следовательно, они развивали свои собственные интерпретации Платона на основе чтения его работ.

Несмотря на его глубокое влияние на мыслителей Греции христианства, платонизм был расценен с глубоким подозрением Византийской Ортодоксальной Церковью. Он ассоциировался с воинственным язычеством афинских неоплатонистов. Тем не менее, неоплатонизм пережил откровенное возрождение в XI столетии, В следующем столетии была продолжена традиция письма неоплатонических комментариев относительно Аристотеля, включение некоторых из промежутков, оставленных александрийскими комментаторами. В XV столетии известный византийский философ, Джордж Гемистус Плетон, в 1438-39 гг. убедил Козимо де Медичи спонсировать Платоническую Академию во Флоренции. Ее основатель Марсилио Фисино (Marsilio Ficino, 1433-99) перевел всего Платона и Плотина на латинский (первая полная версия на западном языке). Другим видным представителем флорентийского неоплатонизма был гуманист Пико Делле Мирандола (1463-94), автор влиятельной Торжественной речи о достоинстве человека. Платоническое богословие Фисино содержит не только платоническую и неоплатоническую философию, но также и элементы, оттянутые от средневекового аристотелианизма, Цицерона, Огастина, и итальянских авторов-гуманистов. Несмотря на язычество Плетона, платонизм флорентийской Академии был христианским, гуманного и либерального вида. Это было, по крайней мере частично, из-за влияния в Италии Николы Кузанского (1401-64), который разработал свою собственную первоначальную версию христианского платонизма, под влиянием Эригены и немецкой мистической традиции.

Влияние флорентийской Академии платонизма было весьма обширно; это заметно не только в письмах более поздних итальянских философов, но также и в иконографии итальянской живописи Ренессанса.

2. Творчество Сандро Боттичелли

2.1. Ранний период творчества

Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (Alessandro Di Mariano Filipepi). Имя Боттичелли получено от его старшего брата Джованни, ростовщика, которого называли Il Botticello («Небольшим Баррелем»). Отец Боттичелли был дубильщиком; он отдал Сандро в учение ювелиру после того, как его школьное обучение было закончено. Но вскоре Сандро увлекся живописью и стал учиться у монаха Филиппо Липпи, который был одним из наиболее признанных мастеров Флоренции.

Живописный стиль Липпи, который сформировался в раннем флорентийском Ренессансе, сохранял некоторые элементы готической изысканности и декоративности. Его стиль стал основой для собственного художественного формирования Боттичелли, и влияние Липпи проявляется даже в последних работах его ученика. Преподаваемые Липпи методы живописи и фрески дали Боттичелли уверенное управление линейной перспективой. Стилистически, Боттичелли приобрел от Липпи набор типов и составов, некоторую изящную причудливость в костюмах, линейный смысл формы и пристрастие к некоторым более бледным оттенкам, которое все еще заметно даже после того, как Боттичелли развил свои собственные сильные и резонансные цветовые схемы.

В 1470-х гг. Боттичелли уже был известен во Флоренции как независимый мастер со своим собственным цехом. Под влиянием Антонио Поллайоло (Antonio Pollaiuolo) и Андреа дель Вероччо (Andrea del Verrocchio), ведущих флорентийских живописцев 1460-х, Боттичелли преобразовал формы, перенятые у Липпи. Он также заменил готическую изящность Липпи здравым и энергичным натурализмом, свойственным концепциям идеальной красоты. Эти переходы в стиле Боттичелли заметны в двух его работах: «Юдифь и Холоферн» (1469) и «Сила духа» (1470). В своих работах он использовал охру для показа затененных областей плоти, который дает коричневую теплоту, очень отличную от бледности Липпи. Формы в его картинах очерчены четкой и плавной линией. Заметна растущая способность художника передать характер и даже настроение фигур действием, позой и выражением лица.

В конце 1470-х гг. Боттичелли был уже зрелым художником со своей устоявшейся манерой письма.

2.2. Мифологические картины

Боттичелли одним из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами.