Смекни!
smekni.com

Искусство, религия и наука в целостной системе культуры (стр. 3 из 4)

Римская культура

Древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его победоносный героический народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. На протяжении нескольких веков Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин — от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз — размер имущества и происхождение. Римский гражданин ориентировался на ценности: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан.

Возникла мировая Римская империя. Эволюция религии от древнейшей общинной, в которой не было антропоморфных богов (их представляли в виде неопределенных сил), до христианства. Бог становится источником моральных норм, гарантом правильной и, значит, счастливой жизни на земле и блаженства за гробом. Утверждалось равенство граждан перед законом, и исключалась возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т.п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан. Право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую и представляют Институции Гая. Своеобразна и римская наука, исходящая из представлений о вечном, одушевленном, неделимом и совершенном космосе, — в ней ре было антиномии природа — человек. В Римской империи различались умозрительные (теоретические) и эмпирические (практические) науки; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворяющие потребности роскоши. Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием. Римское искусство — продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики. Пребывание в толпе не было внешним и вынужденным неудобством, напротив, оно ощущалось как ценность, как источник острой положительной коллективной эмоции. Попытки выделиться из толпы и встать над ней оскорбляли это архаическое и непреходящее чувство римского, полисного, гражданского равенства, ассоциировалось с нравами восточных деспотий. В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло.

Античность

Периодизация VI-V вв. до нашей эры - IV - V в. нашей эры

IV в. н.э. - христианство.

Античность и христианство столпы современного генезиса. Эпоха Возрождения центрируется вокруг возвращения к античности. Европейская цивилизация уходит своими корнями в эпоху античности.

Характеристики античной культуры:

Полис - центральная форма, образующая культуру античности, человек существует только в рамках полиса

Состязательность (особенно художественные состязания) и диалогичность (умение вести беседу)

Космологичность (космос для античного человека противостоит хаосу), есть макро и микро космос

Антропоцентризм - сводится к гармонии духа и тела

Красота - явление духовного порядка, следствие организации космоса, тождественна добру

Понятие меры (она едина и неделима, характеристика совершенства)

Соотношение и разрыв идеала и его реального воплощения

Средние века

Этот термин появляется в эпоху Возрождения и означает период времени между важными веками, т.е. темные века.

Христианская культура приходит на смену античной. Христианство возникает как вызов всей античной культуре. Римская культура – мифологическое упрощение греческой культуры. На момент возникновения христианства религия предстает в форме контрактных отношений (жертва богу – требование помощи). Церкви как отдельные института не существовало. Религиозный плюрализм: множество религиозных верований и богов. Христианство утверждает бога как единого. У римлян боги обладали человеческими качествами (женились, изменяли). В христианстве бог трансцендентен (не принадлежит этому миру). Бог находится вне времени (нельзя сказать, что было до создания богом мира). Бога никто и никогда не видел. Он един, но троичен (существует в трех лицах). Антология – учение о бытии. Зло – категория нравственности, а не антологическая. Бог не создал зла, но создал человека. Человек был предназначен для вечной жизни, бог его создал бессмертным. Но вкусив запретный плод человек стал смертен. Библия рассказывает, как человек пришел в мир, и сам стал другим. Если до вкушения плода он мог выбирать между грехом и добром, то после вкушения он впал в грех. Природа человека стала другой. Дети Адама и Евы стали другими в отличие от родителей. Теперь человек потерял бога (а Адам Ева общались с ним напрямую). Теперь вынужден искать его и создает храм. 2 результата грехопадения: человек стал смертен и попал в нравственное рабство греха. Бог сам находит человека в образе Христа, который избавил человека от результатов грехопадения. Христианство приносит в культуру понятие линейности истории. Есть начало (рождение человека), развитие и конец (страшный суд, на котором решается судьба человека). У жизни человечества есть смысл. Не только чья-то жизнь имеет смысл, но совокупность всех жизней. Спасенный – тот, кто может напрямую общаться с богом, кто верил при жизни в бога. Ощущение человека перед богом – стыд, неудобство.

Характеристики средневековой культуры:

теоцентризм – глубинный признак средневековой ментальности. Есть бог, есть смысл в истории, что человек должен спасти душу через богопознание. Теоцентризм определяет отношение человека к жизни.

универсальность культуры – стремление охватить мир в целом и понять его как некое законченное единое целое. Истинное знание – универсальное.

вся культура средних веков озвучена, люди вслух читают книгу

иерархия ценностей (добро и зло различаются по критерию богоугодности)

гносеонологизм

Средневековая университетская наука получила название схоластики (от слова 5Ьо1а — школа); наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии. Нужно не забывать, что на духовную жизнь средневековья наложили свою печать католическая церковь и город.

В XI—XII вв. сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца, повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской литературе.

Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось, как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.

Существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, отражавшая неприятие культуры и приведшая к духовному диктату церкви в середине века. Значимость католической церкви была обусловлена исключительным значением религии, в средние века — она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе. Нетерпимость (религиозный фанатизм) представляла собой сильнейшую связь отождествления индивида с церковью. В такой ситуации индивид не мог выйти из католической церкви, со временем от нее откалывались целые государства. Раскол христианства на восточное (православие) и западное (католичество) части, во время Реформации с Римом порывают князья и епископы, а вместе с ними и целые народы. Раскол происходит в 1054. 1204 - крестовые походы. Западное: схоластика (схола - школа) - рациональный способ изучения, который предполагает объяснение иррационального речью. Восточное - исихазм - исихия (молчание) - способ духовно - интеллектуального определения бытия.

Инквизиция - разветвленная организация, практически контролировавшая все сферы деятельности миллионов людей, используя различные методы социотехнического, в том числе и тайного, управления обществом. Она возникла в XII—XIII вв. и просуществовала до первой половины XIX в. Следует отметить, что к концу XIII в. Западная Европа, находящаяся под влиянием католической церкви, была покрыта сетью инквизиционных трибуналов. Деятельности инквизиции были присущи разнообразные методы и формы — от пыток в застенках и аутодафе в средние века до анафем, отлучений и Индекса запрещенных книг в Новое и Новейшее время. Для борьбы с «христовыми врагами» и отступниками был создан в середине XVI в. орден иезуитов, во главе которого стал Игнатий Лойола, основатель этой полувоенной - полумонашеской организации. Именно этому фанатичному ордену удалось потеснить множество других католических орденов (доминиканцев, францисканцев и др.) и осуществить тотальный контроль над мыслями, духовной жизнью многих людей в мире. Орден иезуитов на протяжении длительного времени был главным орудием феодальной католической реакции, основным средством политической и идеологической экспансии Ватикана. Франциск Ассизский (родился в 1182 - 1226) основал католический монашеский орден францисканцев, женский орден Кларисс, орден терциариев. Францисканцы и доминиканцы создали нищенствующие ордена, они хотели сломать парадигму монашеской жизни. Эти люди активно участвовали в политической жизни. Они обосновывались в городах, проникая в гущу беднейшего населения, которое располагали к себе проповедью на народном языке, мелкой благотворительностью. Это способствовало притоку пожертвований. Орден получил от папства ряд привилегий и быстро богател. На францисканцев, наряду с доминиканцами наложили инквизиторские обязанности. Внутри ордена шла борьба между спиритуалами и конвентаулами (ревнивые и умеренные сторонники отказа от имущества). Крупными схоластами ортодоксального направления были Альберт Великий (1193-1280) и Фома Аквинский (1225-1274). Альберт Великий был почитателем Аристотеля, автором многих сочинений богословского и естественноисторического характера. Фома Аквинский создал своеобразную энциклопедию католического богословия «Сумма теологии», в которой вопросы познания природы и общества рассматривались в ортодоксально-католическом духе. Он выработал общие принципы католического богословия, считаемые церковью незыблемыми и, по сей день. Выдвигая идею гармонии веры и разума, Фома Аквинский, тем не менее подчинил науку богословию (наука — служанка богословия). Дав критику всех ранее существовавших схоластических доказательств бытия божьего, выставил свои доказательства: мировое движение предполагает первый двигатель, причинная связь - первопричину, целесообразность в мире - целеполагающее существо. Он был умеренным реалистом. Его философия была направлена на укрепление католической церкви. Его учение носит название томизм. Мистики считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений…