Смекни!
smekni.com

Напольная мозаика «Нильский пейзаж» (стр. 2 из 3)

Значительная часть мозаики подвергалась перемещениям и реставрации14. Когда извлекались крупные фрагменты, не был снят план расположения мозаичного оригинала, и можно лишь догадываться, на чем основана реконструкция 30-х годов XVII века. Однако остается фактом то, что мозаика состояла из двух частей, связанных единым сюжетом, а также то, что некоторые секции были частями более крупных блоков. Мы можем расположить различные ее части в соответствии со степенью их исконности. Во-первых, это участки оригинала, большая часть которых была скопирована художником дель Поццо в 1630 году. Во-вторых, это участки, отреставрированные по акварелям дель Поццо. В-третьих, это те части, которые не только были набраны заново, но получили новое содержание, поскольку они сделаны, чтобы связать различные участки друг с другом. Кроме того, в копиях дель Поццо воспроизведены некоторые несохранившиеся участки. Отдельные оригинальные фрагменты, не воспроизведенные дель Поццо, могли оставаться на своих исконных местах только до 1640 года. Оставаясь in situ, они могли служить основой для совершенно новых частей, однако на этих участках изображены либо пейзажи, либо вода15. Мозаичный оригинал должен был быть на метр шире, и вероятно некоторые его части утрачены. Реконструкция проведена некорректно, и, следовательно, вся композиция в ее нынешнем виде может быть критически пересмотрена. Подробные исследования Уайтхауз, касающиеся копий дель Поццо, позволили ей предложить более убедительное расположение частей мозаичного оригинала16.

Мозаичная картина изображает русло Нила от истоков до Дельты и выполнена таким образом, что зритель как бы парит над бескрайними просторами Египта. С первого взгляда заметно, что композиция разделена горизонтальным членением на две почти равные части – верхнюю и нижнюю. Это членение отделяет дикую природу от урбанистического пейзажа. Верхняя часть практически лишена каких-либо архитектурных элементов; сложный силуэт линии горизонта, который расположен очень высоко, почти у самого края изобразительной плоскости, выглядит достаточно сурово. Дальний план со скалистым ландшафтом, который оживляют крохотные фигурки эфиопов, охотящихся среди скал и скудной растительности, представляет Верхний Египет. Странные, фантастические животные населяют этот негостеприимный край; надписи на греческом языке поясняют, кто именно изображен, хотя в некоторых случаях надписи сопровождают изображения фантастических животных (крокодилопардалис, онокентавресса).

Следует обратить внимание на изобразительный прием, связанный с выравниванием масштабов изображения на переднем и дальнем плане (спустя века этот прием получит название обратной перспективы). Некоторые животные на заднем плане по размеру соизмеримы с архитектурными комплексами переднего плана, а фигурки эфиопов значительно крупнее воинов на боевом корабле в правой нижней части картины. Эта сцена вообще выглядит несколько комично, поскольку находящиеся на судне воины со щитами, будучи не крупнее лодыжки стоящей слева священнослужительницы, сохраняют при этом полную серьезность и соблюдают дисциплину, а их корабль, наполовину находящийся на берегу, загребает веслами сушу; помимо разительного масштабного несоответствия, присутствие военного корабля в полном боевом снаряжении среди буйного веселья, связанного с разливом Нила, кажется не вполне уместным.

Вся нижняя половина мозаики насыщена самыми разнообразными архитектурными строениями, причем переход от дальнего плана к переднему весьма заметен. С левой стороны высится египетский храм с одетыми в белое священнослужителями, обелисками и круглым колодцем в обратной перспективе, который служил водомером и располагался вблизи истоков, а если мы придадим значение его круглой форме17, у нас появится возможность идентифицировать его как знаменитый измеритель уровня воды Нила в Асуане18. Почти в центре композиции, распластанная на отдельном островке, изображена ферма, окруженная крепостными стенами с четырьмя башнями, со следами разрушений, вызванных паводком. Справа, окруженный водами Нила, расположен архитектурный комплекс, идентифицируемый как Долина Царей. Весь этот регистр можно рассматривать как изображение Среднего Египта и как переход от верховий Нила к Дельте, где разворачиваются торжества, сопровождающие ежегодный разлив Нила. На переднем плане расположен украшенный праздничными гирляндами высокий павильон с огромным тентом, под которым собрались готовящиеся к празднику воины. Эфиоп в доспехах трубит, возвещая начало праздника; жрица возносит хвалу богам. Справа и выше павильона находится пропилон19, из которого появляется группа священнослужителей, несущих сакральный объект поклонения. Исследуя сам объект поклонения, Мейбум замечает, что священнослужители с венками на бритых головах несут на шестах некий тяжелый предмет в форме параллелепипеда, на котором установлен конический канделябр или гидрия, но в копиях дель Поццо никакого канделябра нет, он появляется после реставрации Дж. Б. Каландра, и расшифровывать его сакральный смысл никакой необходимости нет; скорее всего, объектом поклонения является саркофаг Осириса. Группу жрецов сопровождает процессия с бубнами, двойной флейтой и штандартами богов20.

Незатопленные участки суши населены группами участников торжеств, которые заняты обычной для этого времени деятельностью и представлены в характерных для них одеждах, разнообразными животными и птицами. Пиршество у воды под перголой воплощает роскошную жизнь дельты Нила. Чрезвычайно разнообразны изображения судов, плывущих по водным просторам между островами - это лодки крестьян, сделанные из вязанок папируса; торговые и военные суда. Разнообразны не только антропоморфные и зооморфные изображения, разнообразен также мир флоры – почти все холмы со строениями покрыты буйной прибрежной растительностью, из воды местами возвышаются стебли и цветы лотоса, водяной лилии и других растений. Вертикали деревьев объединяют регистры так же как в мозаике Большого дворца Константинополя - пальмы, оливковые деревья, нечто вроде рощицы за забором, какое-то дерево в цвету, странные деревья изображены над крышей павильона. "Нильский пейзаж" остается самой древней мозаичной картиной из сохранившихся образцов, которая как по содержанию, так и по композиции занимает ключевое место в истории классического искусства21.

В Италии мозаичные картины создавались в период между концом второго века и серединой первого века до н.э. Мозаика Барберини имитирует своеобразие живописи в стиле, который иногда называют древним импрессионизмом, когда форма растворяется в контрасте света и тени22; модуль тессер из натурального камня в наборе фигур очень мелок, в наборе фона - чуть крупнее. Внимание к деталям заставляет предположить, что мозаичисты обладали глубокими знаниями о Египте и вероятнее всего пользовались описаниями и иллюстрированными отчетами экспедиции к истокам Нила. Верхняя половина мозаики вероятно создана на основе материала, собранного во время экспедиции, которую учредил около 280 года до н.э. Птолемей II Филадельф. Этот иллюстративный материал мог дать представление обо многих экзотических животных, чей внешний вид, вероятно, был представлен в отчетах. Однако вряд ли иллюстрированные свитки являлись прототипом мозаики, поскольку они могли содержать только изолированные детали, но не пейзажи, которые связывают мозаику в единое целое, поэтому весьма вероятно существование живописного прототипа23.

Завораживающее воздействие мозаики храма Фортуны Примигении заключается в сочетании документальных изображений с фантастикой и вымыслом, в бесконечных вариациях приемов, масштабов, перспектив. Сам изобразительный материал является великолепным пособием не только для мозаичистов, в той же степени он интересен для тех, кто изучает архитектуру, историю, моды этого времени, прически, музыкальные инструменты. Мозаика Барберини это потрясающий документ, превращенный мастерством мозаичистов в одно из величайших художественных произведений человечества.

Список литературы

1. Об античных и ранневизантийских мозаиках см.: Baratte F. Catalogue des mosaiques romaines et paleochretiennes du musee du Louvre. Paris, 1978; Dunbabin K. Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge, 1999; Kitzinger E. Stylistic development Mosaics in Greek East from the Age of Justinian. Colloque sur la Mosaique greco-romaine. Paris, 1964. P. 341-352; Levi D. Antioch mosaic Pavements. Princeton, London, 1947; Dauphin C. A new Method of Studying Early Byzantine Mosaic Pavements // Levant, 1976, 8. P. 113-145; Цветкович-Томашевич Г. Рановизантиjски подни мозаикi. Београд, 1978.

2. Fradier G. Roman mosaics of Tunisia. Tunis, 1976. Р. 21.

3. Dunbabin K. Mosaics of the Greek and Roman World. Cambridge, 1999. Р. 21-22, fig. 19-21. Далее: Dunbabin K.

4. Ibid. Р. 254. Напольные мощения знаменитого алтарного двора в Самофракии.

5. В книге Т.П. Каптеревой "Искусство стран Магриба. Древний мир" говорится, что "сложная техника opus vermiculatum названа так по сходству линии набора с движением червяка" (стр. 332, прим. 8). Мне кажется, что это название связано не с процессом набора, а с исходным материалом, представлявшим собой цветные прутики, напиленные из различных камней, или тончайшие брусочки смальты, которые в массе действительно могли напоминать копошащихся червей.