6. Dunbabin K. Р. 49-52, fig. 47-49; Meyboom P. G. P. The Nile mosaic of Palestrina. Early Evidence of Egyptian Religion in Italy, Leiden-New York-Köln, 1995. Далее: Meyboom P.; Колпинский Ю.Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и древнего Рима. Памятники мирового искусства. М., 1982. С. 66, илл. 78а-79в. Далее: Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима.
7. Dunbabin K. P. 51.
8. Ibid.
9. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. С. 73, илл. 100в.
10. Meyboom P. Р. 9-10. ...Принимая во внимание утверждение античных писателей о том, что отряды Суллы разрушили Пренесте в наказание за сопротивление, оказанное его жителями в 82 г. (Плиний), ученые полагают, что в Пренесте располагалась колония ветеранов Суллы. Учеными, которые основывали свои теории на трудах Маруччи, Делбрука и Ваглиери, была создана система взглядов, которая, несмотря на множество различий во мнениях, стала более или менее общепринятой: святилище Фортуны в Пренесте, т.е. нижний комплекс, разрушен отрядами Суллы в 82 г. до н.э.; в дальнейшем Сулла приказал своему приверженцу Варро Лукуллу восстановить святилище и пожертвовал средства на создание литострота.
11. Meyboom P. Р. 9. Fasolo F.,Gullini G. Il santuario della Fortuna Primigenia a Palestrina. 1953.
12. Meyboom P. Р. 10-11.
13. Ibid. Р. 18.
14. Ibid. Р. 3. Мозаика Барберини в ее нынешнем виде имеет долгую историю. Ее первое воспроизведение относится ко второй половине XVI века, а научные дискуссии относительно времени ее создания не утихают по сей день. В период между 1624 и 1626 годами большая часть мозаики была разрезана на секции и извлечена по частям, причем план оригинала не был составлен. Затем, около 1630 года, когда она была доставлена в Рим, Кассиано дель Поццо один из основателей академии Деи Минчеи сделал акварельные копии мозаики по распоряжению кардинала Франческо Барберини. Несколько позже Джованни Батиста Каландра, возглавлявший мозаичные работы в соборе Святого Петра, отреставрировал фрагменты мозаики. В 1640 году фрагменты были возвращены в Палестрину, однако, по прибытии на место упаковочные ящики сломались, и мозаичные фрагменты сильно пострадали. Каландра снова восстановил их по копиям Дель Поццо, затем собрал на месте в единое целое, включив те фрагменты, которые оставались в апсиде. В таком виде мозаика просуществовала до 1853 года, когда она была вновь доставлена в Рим на реставрацию и возвращена в Палестрину в 1855 году. Во время Второй Мировой войны она была по секциям доставлена в Национальный Романский музей в Риме, а в 1952 году секции были вновь собраны в единое целое и расположены вертикально в верхнем холле дворца Барберини, ныне Национальный музей Пренестрино. Пользуясь случаем, Ауригемма и Гуллини взяли пробы с обратной стороны секций, что позволило провести сравнение оригинальных и реставрированных частей.
15. Ibid. Р. 4, fig. 7.
16. Ibid. Р. 5, fig. 8. H. Whitehouse. The Dеl Pozzo copies of the Palestrina mosaic. 1976.
17. Ibid. Р. 52. Существовало три типа измерителей уровня воды в Ниле – коридоры с лестницами, круглые колодцы и прямоугольные водоемы.
18. Ibid. Fig. 15
19. Ibid. Р. 60. Пропилон и павильон увенчаны короной Хатор, которая указывает на то, что они, а следовательно и весь участок, посвящены или находятся под покровительством Исиды – Хатор (илл. 49).
20. Ibid. Р. 56.
21. Ibid. Р. 41-42, 51.
22. Dunbabin K. Р. 50.
23. Ibid. Р. 51.