Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур (стр. 4 из 4)

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»).[14]

Спорным остается вопрос о науке этого периода. Главное для всех римских мыслителей - практическая деятельность человека. Этому посвящены трактаты и даже поэтические произведения. Наиболее известна поэма Тита Лукреция Кара ( 96-55 до н.э.) « О природе вещей». Это философское произведение, в котором он близок к материалистическим взглядам на мир, когда пытается объяснить происхождение природных явлений.

Лукреций говорит, что все многообразие мира возникает из первичных тел, атомов, но каждое сочетание атомов не вечно, поэтому все земные тела, и сама земля, солнце и небо- лишь единица в бесконечном множестве миров. Ему принадлежит мысль о том, что смерти не нужно бояться, ибо пока есть жизнь, смерти еще нет, а когда наступает смерть, то уже нет жизни, нет нас.

В заключение данной главы следует сказать, что культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения: амфитеатры, цирки, стадионы, термы, дворцы. Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху Средневековья.

И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства- религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении проделанного исследования учебной литературы, на основании поставленной в работе цели и задач, можно сделать следующие выводы:

1. Римская культура смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

2. Основные противоречия римской культуры связаны с противоположностью высокого римского идеала человека и его практической деятельности. Римская культура обладает способностью приспосабливать реалии других культур к своей действительности и наоборот- свои культурные реалии распространять на завоеванные народы.

3. Философия древнегреческая и древнего Рима считается античной, которая выделила ряд важнейших проблем, не потерявших своей актуальности.

Античных философов интересовали пять основных проблем:

проблема начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит и др.);

проблема человека, его познания, отношений с другими людьми, сущности человеческой морали, соотношения рационального и иррационального, наличия или отсутствия абсолютной истины (Сократ, софисты, Эпикур, Посийдоний и др.);

проблема воли и свободы человека, достижения счастья (Сенека, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.);

проблема отношения человека и Бога, божественной воли, создания Богом Космоса (Плотин, Филон Александрийский и др.)

проблема синтеза чувственного и сверхчувственного (Платон, Аристотель и их последователи).

4. Значение искусства эллинизма весьма велико потому, что оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.

5. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы- меру всех вещей.

6.Культура Древнеримской империи была культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями была политика, война, управление. Афины в период своего расцвета - республика, Рим-империя. В Греции человек-мера всех вещей, в Риме -человек –песчинка.

7. В искусстве Древнего Рима ведущее место принадлежало архитектуре. В отличие от греческих, у которых архитектурные ордера несли конструктивную роль, римские зодчие использовали ионический и коринфский ордера только для украшения здания.

8. В живописи римляне уже в I веке н.э. умели передавать перспективу. Портреты писались красками, растертыми на воске. Ознакомление с этими портретами указывает на сильное влияние египетской культуры на Греко-римскую культуру.

9. Начало римской литературы было положено греками, переведшими на латынь « Одиссею» и другие произведения греческой классики.

10. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую силу искусства, письма и обряда старались увековечить свои мумии, имена, свою покидавшую тело душу и свою жизненную силу.

Список литературы

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи). Уч. пособие.-М.: ИВД « Маркетинг», Новосибирск, ООО « Издательство ЮКЭА», 2000.

2.Винкельман И.И. Избранные произведения и письма.М.-Л., 1935

3. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет.-М.: Мысль, 1970.Т.1

4. Кохановский В.П., Жаров Л.В. и др. Философия: конспект лекций. Изд-е 3-е. Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд. , изм. и пер.-М.: ЮНИТИ, 2003.

6.Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2004.

7.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.

8. Платон. Сочинения. В 3т. М., 1968.

9.Соколов В.А. Культурология. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

10.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарика, 1998.

11.Философия: Курс лекций/ Л.З. Немировская. Всерос. с.-х. ин-т заоч. обуч-я. М., 1995.

12.Философия. Юнита 1. Что такое философия? История философии.// Современный Гуманитарный Университет.-Москва, 2003г.


[1] Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000. С, 259

[2] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003. С. 101

[3] Моисеева Н.А., Сорокрвникова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2004. С. 53-54

[4] Философия Юнита 1. Что такое философия? История философии./ Современный Гуманитарный Университет. –Москва, 2003. С. 19-20

[5] Философия: курс лекций/ Л.З. Немировская. Всерос. с.-х. ин-т заоч. обуч-я. М., 1995. С. 81

[6] Платон. Сочинения. В 3т. М., 1968г. Т.1. С. 289

[7] Поликарпов В.С. Лекции по культурологи.- М.: « Гардарика», « Экспертное бюро», 1997. С.215

[8] Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет.- М.: Мысль, 1970. Т.1 С. 402

[9] Винкельман И.И. Избранные произведения и письма.- М.-Л., 1935

[10] Культура Древнего Рима. В 2т.- М.: Наука, 1985. Т.1 С. 9

[11] Там же. С. 141

[12] Спиркин А.Г. Философия.: Учебник.- М.: Гардарика, 1998. С. 75

[13] Тронский И.М. История античной литературы.- М.: Высш. школа, 1983. С. 269

[14] Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие .-2-е изд., перераб. и доп.-Ростов /Д: Феникс, 2001. С. 173