Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур (стр. 1 из 4)

Введение

Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.

В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал, растворял в себе, заимствовал слишком много различного рода культурных оснований побежденных народов и государств. И, тем не менее, римская культура подарила миру основы цивилизации через систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.

Миллионы людей каждый год совершают туристические поездки в Грецию и Древний Рим. Тема изучения этих исторических мест весьма актуальна в наши дни.

Цель данной работы - на основе изучения учебной литературы провести сравнительную характеристику стилей греческой и римской культур.

Задачи исследования:

1. Выявить важные черты древнегреческой и римской культур.

2. Определить значение древнегреческой и римской культур в истории развития мировой культуры.

Глава 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.1Возникновение греческой культуры и ее периодизация

Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Они искренне считали, что их страна находится под защитой богов.

Древние греки создали культуру, названную в последующие века «греческим чудом».[1] В ее развитии можно выделить три этапа: становление, расцвет и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.

Архаика ( VIII – VI вв. до н.э.) – время многочисленных перемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые греческие города-государства- полисы , распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н.э., появляются первые исторические труды и географические описания, рождается лирическая поэзия, театр, начинают сооружаться храмы.

Классика ( V-IV вв. до н.э.)- пора высшего расцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаяся почти полвека война с персами (500-449 до н.э.) объединила греческие города, утвердила греков в их патриотических чувствах и представлении о том, что эллин не может быть рабом. Истинным порождением этого самосознания становится не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений искусства, прославивших человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное совершенство полисного человека.

Эллинизм (конец IV-I вв. до н.э.)- завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334- 324 до н.э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.

В это же время пространство греческого мира расширилось, новые торговые пути привели к возникновению новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к формированию новых представлений о месте человека в мире и возникновению новых философских теорий.

1.2 Доклассический период

В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На рубеже III- II тыс. до н.э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса , - легендарного царя острова.[2]

Религия играла огромную роль в жизни острова, там сложилась особая форма царской власти- теократия , при которая светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Среди дошедших до нас памятников ремесла и искусства критской цивилизации следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.

Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским)- от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др.

Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь, Анаксимандр- «апейрон», Пифагор-число как символ гармонии мира.[3]

Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милеет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес ( 625- 547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего- субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она –везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.

Ярким представителем древнегреческой философии является Гераклит Эфесский ( ок .544- 483 г. до н.э.) , который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.

Мир- это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние.[4]

Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно- научного подхода в объяснении первоначала мира.

Расцвет Минойской культуры приходится на XVI- 1-ю пол. XV вв. до н.э.

Расцвет Микенской цивилизации приходится на XV- XIII вв. до н.э. Как и на Крите основными центрами культуры были дворцы.

Период XI-IX вв. до н.э. получил название гомеровского периода по имени великого Гомера.

До нас дошло мало памятников Гомеровского периода. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Аргос, Фивы.

Для греческой религии характерен политеизм. Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз- покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного мастерства- Гефест, войны- Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего дога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина - ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес- торговле и т.д.

Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры –спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские- в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

1.3 Классический период

Классический период (480-323 до н.э) разделяется на эпоху расцвета (V в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса ( IV в. до н.э.)

В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты- странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим умением убеждать и доказывать.