Смекни!
smekni.com

Человек в конфуцианской модели культуры (стр. 5 из 6)

При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору- «сыну Неба». Император- отец народа, а народ- его дети.

Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды, по его мнению, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни. Соблюдение обрядности –это часть «высоконравственного правления»- так считал Конфуций.

Конфуций также утверждал, что все люди одинаково способны быть высоконравственными: это прежде всего удел мудрых правителей и «благородных мужей», занимающихся умственной деятельностью. Предназначение же простолюдинов, хотя и тоже почетное, но другое- они должны обслуживать и кормить аристократическую элиту во главе с императором. Эти низшие люди неспособны к высокому знанию и их рассуждения о делах управления государством есть преступление.

Следовательно, можно сказать, что Конфуций не проявлял особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение- прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

Однако со временем конфуцианство из господствующей идеологии превратилось в важнейшую государственную религию. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность была окружена ореолом святости, в честь его стали строиться и возводиться храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II- I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения, ее важнейшим догматом было обожествление императора и освещение его власти.

Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, ее пантеон также все время пополнялся за счет обожествления отдельных исторических личностей.

Все боги делились на три категории: высшая включала верховное божество. Владыку земли и умерших предков императора.

В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя, ветра. Конфуций и 188 правителей прошлого.

В низшую категорию включались боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император, общение же с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого ученого сословия. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, и именно они были основными хранителями конфуцианских заповедей.

Итак, к началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико- административно- идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного послушания народа.

Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни как «наитягчайшее преступление». Обычным наказанием было превращение в государственных рабов как самого нарушителя, так и членов его семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая свою работу, я сделаю заключительные выводы.

1. Конфуцианство- это прежде всего морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. В этом и важность этого учения, поскольку, как я уже не раз отмечал в своей работе, на учении Конфуции строилось жизнь каждой китайской семьи на протяжении почти двадцати веков.

2. Конфуцианство было консервативным течением, идеализировавшим прошлое.

В его основе лежало два принципа.

Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их.

Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощении судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.

3.Центральным для конфуцианства является концепт «жизнь», который можно перевести как «гуманность», «человечность», «человеколюбие».

Этот принцип можно сформулировать следующим образом: « не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам».

4. Важную роль в конфуцианстве играл и принцип «ли»- соблюдение ритуала (обрядов, порядка, традиций).

Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества.

Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета.

Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более нормально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.

5. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей.

Идеал Конфуция- благородный государственный муж, который служит примером для всех других, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни. Другими словами, усилия должны быть направлены не на поддержание порядка или построение справедливого общества, а на поддержание существующего порядка вещей, освященного традицией.

В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принципы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жалобы, с которыми к нему обращались в соответствии с традиционными основами общественной жизни.

6. Учение Конфуция в своей основе рационально.

Для него было очевидно, что лишь четкое, строго выверенное знание может быть основой для правильного поведения; он полагал, что если человек понимает, как следует жить, он не может не жить правильно.[42]

7. Конфуций открыл одну великую истину: только подлинно образованный человек может сделать мир свободным, ибо ему доступно понимание неповторимости, уникальности каждого мгновения, осознанной жизни, каждой человеческой личности, каждого места, о котором можно сказать : «Здесь был человек».

8.Идеальная модель личности Конфуцию нужна была не сама по себе- он видел в ней ключ к созданию гармоничного общества. Самый крупный мыслитель-богослов нашего времени А.Мень совершенно справедливо писал, что конфуцианский идеал- не просто философия. Он явился первой попыткой сформировать учение о том, что конечная цель человека- чисто земная, что нравственность может быть укреплена независимо от религии… а трагичность преодолена созданием гармоничного общества».[43]

Таково было видение человека в конфуцианской модели культуры.

Значение Конфуция для истории китайской философии можно сравнить со значением Сократа для греческой. Он первым обратился к вопросам, связанным не с космосом, а устройством общества, государства и самого человека. Как явствует из « Изречений» («Лунь- юй») – памятника, донесшего до нас учение Конфуция, он принципиально не касался тем, выходящих за рамки строго обозначенной им области. И сделал он в этой области довольно много.

Достаточно напомнить, что конфуцианство, просуществовавшее в Китае в качестве официальной идеологии почти бессменно по меньшей мере двадцать столетий, имело ядром своего учения теорию, разработанную ее основателем за три-четыре века до ее признания.

Учение Конфуция было продолжено и развито его крупнейшими последователями, а в древности- Мэнцзы (IV в. до н.э.) , в средние века-основателем неоконфуцианства Чжу Си (XII в.) Однако как ни важны были изменения , произведенные ими в философии Учителя, идеал «благородного мужа» с его антиподом «ничтожного человек» просуществовал практически в неизменном виде вплоть до ХХ века.

Список литературы

1.Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966

2. Все обо всех. Т.2: Научно-попул. изд-е. / Г.П. Шалаева, А.В. Кашинская и др.- М.: Филолог. об-во « СЛОВО», Компания « Ключ-С», АСТ, 1997г.

3. Конфуций и его школа.-М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.-176с.

4. Переломов Л.С. ьКнига правителя области. Шанхай. М., 1968г.

5. Переломов Л.С. Конфуций: Жизнь, учения, судьба.- М.: « Наука». Издательская фирма « Восточная литература».1993. -440с.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.- М.: «Гардарика», «Экспериментальное бюро», 1997

7. Светлов Э.( А. Мень). Жизнь Конфуция.- За рубежом.1990. №40

8. Соколов В.А. Культурология. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

9.Спиркин А.Г. Философия: Учебник-М.: Гардарика, 1998

10.Сыма Цяев Шицзи (Исторические записки)-Эршисы ши (двадцать четыре произведения по истории династий).Т.1-3 Шанхай

11. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип.. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, М.. 1999

12.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003.

13. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай. (тексты).- Авторы-сост. Ю.М. Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 352с.

14.Луньюй –Чжуцзы цэчэн. Т.1 Шанхай. 1935г.