Смекни!
smekni.com

Монастырь Осиос Лукас. Радость монаха и слава Греции (стр. 5 из 5)

Под кафоликоном находится крипта, которая была местом первоначального захоронения Святого, а потом стала фундаментом кафоликона. Она представляет из себя крестообразное помещение с четырмя угловыми компартиментами и мраморным иконостасом.

Крипта расписана фресками, представляющими ряд евангельских сцен, 12 апостолов, 28 святых на сводах, групповую композицию слева от входа (монахи с настоятелем Филофеем), два изображения Христа в медальонах, и два изображения св. Луки. На входной арке справа представлена композиция: справа св. Лука, держащий в левой руке свиток, с уставными положениями монастыря, благословляет монахов правой рукой, в центре – благословляющий Христос, а слева группа монахов. Трое на переднем плане – настоятель Филофей, и его товарищи по подвижничеству Афанасий и Феодосий. М. Шатзидакис (M.Chatzidakis) указывает, что существует текст Acolouthia (Servis) для Anacomidi, согласно которому большую роль в строительстве нового кафоликона и переносе реликвий св. Луки из крипты в верхний храм сыграл именно настоятель Филофей. В северо-восточной часовне кафоликона сохранилась фреска с его изображением, где он как донатор-основатель преподносит храм святому Луке. "Фрески крипты современны мозаикам кафоликона или созданы несколько лет спустя, после 1011 года".40 Напротив входа (с юга) в северной части крипты размещается саркофаг св. Луки. В апсиде размещен Деисис, в люнетах на стенах – Тайная вечеря, и Омовение ног, в треугольниках свода – апостолы Фома, Филипп, Симон, и Иаков. На стенных люнетах угловых компартиментов размещены Уверение Фомы, Въезд в Иерусалим, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Жены - мироносицы у Гроба Господня и Успение Богородицы.

Монастырь Осиос Лукас старейший и самый большой из трех монументальтных памятников византийского искусства ХI века, в число которых входят также монастырь Неа Мони на острове Хиос, и монастырь Дафни недалеко от Афин. Его декоративное оформление демонстрирует нам сочетание фронтальных изображений и повествовательных сцен в четко продуманной, сложной иконографической программе, в которой нет ничего случайного, высокий уровень константинопольского искусства, строгий монашеский стиль мозаик и росписей, но кроме всего этого, кроме той удивительной рукотворной красоты, которая все-таки уцелела здесь и доступна для обозрения и изучения, это место позволяет прочувствовать на себе воздействие его особой, концентрированной благости, берет под свою защиту и покровительство каждого, сюда входящего. Его крепкие стены не раз защищали прежде своих гостей и насельников от врагов физических и духовных, и ныне обитель живет, хранит накопленную за тысячелетия монашеского подвига духовную силу, веру, любовь и надежду, и щедро делится своим богатством с каждым, вступившим под его сень.

Список литературы

1. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды, Санкт-Петербург, 2004

2. Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003 (Далее Thymios D. Dalkas …2003)

3. Почти все народы использовали голодание как метод очищения души и способ приближения к Богу.

4. Thymios D. Dalkas …2003, с.14

5. G. Kremos "Φωkika", v.1, Athens, 1874, v.2, v.3, 1880.

6. После многочисленных изысканий профессор афинского университета N. Veis в своей работе "΅Ελληυikα", 1928, v. A, p.337-370, представил свои выводы, что св.Лука был рожден летом 896 года, а умер точно 7 февраля 953.

7. Географические названия мест пребывания св. Луки приводятся по работе Thymios D. Dalkas …2003, который основывается на данных приведенных в Ch.Zonas, Βίος και Πολιτεία του οσίου Λουκά,Athens, 1935.

8. Chatzidakis M. Byzantine art in Greece, Mosaics – Wall Paintings, Athens,1997,р.10. (Далее Chatzidakis M., 1997)

9. Есть точка зрения, что первоначальная церковь св. Варвары не существует сегодня. Кремос предполагает, что церковь, которая существует сегодня – перестроена, другие считают, что это - церковь, ныне посвященная Богоматери.

10. Ch.Zonas, Βίος και Πολιτεία του οσίου Λουκά, Athens, 1935,p.54,a.

11. Там же, р.50,b

12. G.Kremos "Φωkika",Athens, v.I,1874, р.14.; Thymios D. Dalkas …2003, с.53

13. Там же…

14. Там же.

15. G.Kremos "Φωkika", Athens, v.I,1874, р.19; Thymios D. Dalkas, 2003, с.54.

16. Thymios D. Dalkas …2003, с.61.

17. G.Kremos "Φωkika", Athens, 1874, v.I, p. 20; v.II, p. 235.

18. G.Kremos "Φωkika"… v.II, p.40, цит. по Thymios D. Dalkas …2003, р.69.

19. Thymios D. Dalkas…, 2003, р.70.

20. Там же… р.71.

21. Там же… р.79.

22. Там же…р.81.

23. Лазаридис П. Монастырь Блаженного Луки, Афины, с 1957 г. (Далее Лазаридис П. Монастырь Блаженного Луки…)

24. Chatzidakis M., 1997, р.15. Профессор Chatzidakis датирует эту фреску второй половиной 10 века.

25. Там же, р.9.

26. Там же, р.13.

27. Там же

28. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды, Санкт-Петербург,2004

29. Thymios D. Dalkas …2003,р.111, n.1.

30. Архангелы в треугольниках свода на ¾ повернуты к Пантократору.

31. Chatzidakis M., 1997,р.25.

32. Отто Демус "Мозаики византийских храмов", www.byzantium.ru.

33. Там же.

34. Там же.

35. Chatzidakis M., 1997,р19.

36. Отто Демус "Мозаики византийских храмов", www.byzantium.ru.

37. Там же.

38. Chatzidakis M., 1997,р.9.

39. Там же.

40. Лазаридис П. Монастырь Блаженного Луки…,р.27.