Из исторических сюжетов один цикл был посвящен событиям Первого крестового похода43, а второй иллюстрировал "Путешествие Карла Великого в Святую землю, написанное в Сен-Дени. По мнению Л. Гродецкого44 эти циклы связаны с подготовкой второго крестового похода и визитом папы в Сен-Дени, состоявшимся в 1147 году.
После всех революционных и реставрационных изменений от базилики двенадцатого века до нас дошли лишь часть нартекса (две травеи под башнями – оставшаяся часть была перестроена в XIII веке), деамбулаторий с венцом капелл, хранивших витражи двенадцатого века, и западный фасад в сильно измененном состоянии.
Бронзовые позолоченные двери, описанные Сугерием в De Administratione45, были повреждены в 1771, а затем расплавлены в 1794 году. Лишился фасад и северной двери, бережно оставленной Сугерием от старого здания церкви, и южной, заказанной им для нового фасада.46 Современные двери центрального портала представляют собой сомнительную реконструкцию, сделанную в 1842-1843 годах47.
Что касается скульптуры западного фасада, то в процессе реставраций 1770-71 годов были демонтированы легендарные статуи – колонны, которые впервые появились в Сен-Дени и стали одним из важнейших признаков раннеготических трехпортальных фасадов. Был расширен дверной проем центрального портала за счет удаления статуи-трюмо, изображающей св. Дионисия, чтобы обеспечить пространство для прохода торжественных процессий.48
Реставрационная компания 1806 года, начатая Наполеоном, практически не затронула скульптуру,49 но повысила уровень тротуара непосредственно перед западным фасадом, оказав влияние на его пропорции. А вот после реставрационных работ, проведенных под руководством Франсуа Дебре50, облик фасада изменился до неузнаваемости. Восстановление портальной скульптуры было поручено им Джозефу Сильвестру Брюну (1839-1840), который максимально старался сохранить все, что было в его силах51 и именно благодаря этому мы можем сегодня обсуждать иконографическую программу скульптуры порталов западного фасада. Однако согласно проекту Дебре были внесены следующие изменения: обрамления и арки окон над порталами были вырезаны заново или заменены, был добавлен геометрический рисунок с надписями, которые были вырезаны в первоначально неукрашенных поверхностях этих декоративных аркад, большие горизонтальные полосы с абстрактным декором введены в каменную кладку под верхними окнами в северной и южной частях фасада. Четыре маленьких статуи на консолях были размещены над первым ярусом окон с северной и южной стороны. Слепая ланцетовидная арка была добавлена на верхнем уровне контрфорсов. На этом же уровне в изначально пустой каменной кладке были вырезаны восемь фигур королей около 1м высотой. Четыре медальона с символами евангелистов появились у окна-розы, а ее резное обрамление было переделано. Деление центральных контрфорсов под окном-розой было продолжено по горизонтальной линии (поперек боковых окон). После всех этих преобразований изначальный проект фасада Сугерия стал объектом научных изысканий.
Кроме того, расположение королевского аббатства в парижском пригороде, который должен был стать важным промышленным центром, ухудшило ситуацию. С 1860 года сорок пять заводов стали насыщать воздух своими химическими испарениями, в результате чего все внешние поверхности церкви оказались разъедены и запачканы.52
В связи со всем вышеизложенным, иконографическое изучение порталов западного фасада Сен-Дени, осложнялось неопределенностью, связанной с решением вопроса о том, что же все-таки осталось от XII столетия, а что относится к последующим векам.
Вопросы сохранности скульптуры западного фасада
В начале века Э. Маль, скульптуру западного фасада оценивал так: "Уродство голов, реставрированных с наиболее претенциозной неуклюжестью и дерзость грубой подделки, изображающей из себя оригинал, обескураживает. В Сен – Дени, скульптура, кажется, вернулась к своему детству. Эти порталы опасны, в особо чувствительном человеке они могут породить длительное отвращение к средневековому искусству. Однако, если мы преодолеем законное отвращение, то обнаружим, что центральный портал сохранил свою первоначальную композицию. Головы и руки восстановлены, драпировки, без сомнения, ретушировались, но основные линии сцены остаются неповрежденными…"53 Сцену, представленную в тимпане центрального портала, Э. Маль рассматривал как изображение Страшного суда.
В 1952 году В. Стоддарт (W. Stoddart) писал, что для того чтобы обнаружить скульптуру двенадцатого века "мы обязаны устранить почти всю скульптуру западного фасада Сен-Дени, за исключением некоторых плит под ногами старых фигур опор арки, фрагментов, сохраненных в музеях Франции и США и некоторых частей тимпана и архивольтов центрального портала".54
В 1960 году Жюль Формиже в монографии, посвященной Сен-Дени, подробно изложил свои представления о том, что сохранилось от скульптуры двенадцатого века,55 опираясь на записи барона Гилерми (Guilhermy)56, очевидца реставрации 1839-40 годов, рисунки Персье (Percier)57 и на свои собственные исследования. Его утверждения сводятся к тому, что в левом портале сохранились только знаки Зодиака и капители больших колонн, в центральном портале - тимпан, четыре дуги архивольтов, капители больших колонн и фигуры мудрых и неразумных дев, за исключением двух из них, сделанных заново. В правом портале –только "Труды двенадцати месяцев" и капители таких же колонн. О скульптуре центрального портала он отзывается уже весьма восторженно: "Центральный портал, к счастью, сохранил, большей частью, свою скульптуру и главные линии своей композиции, которая великолепна". Здесь же Формиже ссылается на иконографическое исследование С.Goldscheider (Сесиль Гольдшайдер)58, представленное ею в докладе в L’Ecole du Louvre 21 ноября 1945г. Гольдшайдер также видит в центральном тимпане сцену Страшного суда, однако считает, что только тимпан центрального портала и архивольты были выполнены во времена Сугерия, а рельефы опор арки и статуи-колонны появились уже после его смерти.59
Все точки зрения на состояние западного фасада базировались на личном визуальном восприятии и материалах, которые, за исключением текстов самого Сугерия, в основном, представляли собой зарисовки и письменные свидетельства современников исторических событий и очевидцев реставрационных работ, достаточно далеко по времени отстоящих от двенадцатого века. В 1973 году к этому арсеналу добавились материалы археологического исследования C. M. Кросби и П. Блам, позволившие подробнейшим образом оценить состояние и провести аргументированную датировку каждого фрагмента центрального портала западного фасада.60 Данные аналогичного исследования по состоянию боковых порталов были опубликованы позже в материалах симпозиума музея Метрополитен.61 Кратко результаты этих исследований, посвященных состоянию скульптуры центрального и боковых порталов западного фасада сводятся к следующему.
В центральном портале, традиционно рассматриваемом как представление Страшного суда, достаточно много принципиально важного сохранено. Однако к XIX веку относятся надписи на свитках,62 ничего не сохранилось, что могло бы пролить свет на орудия страстей, которые должны были бы держать ангелы в верхней части тимпана.63 В изображении Троицы – ноги Бога-отца64 и голубь – вставки 19 века, хотя в текстовых источниках есть указание на присутствие (до этой реставрации) – лапок голубя65. Крест за спиной Агнца сильно изменен реставрацией.66 Иконография центральной фигуры Христа, распятого на кресте, в полумандорле сохранена, за исключением замазанной реставраторами раны от копья,67 и присоединенных в 1840 году к верхней части креста букв I. N.R. I.68
В правом (южном) портале западного фасада обнаружено, что сцена в тимпане, представляющая празднование Евхаристии накануне мученической смерти св. Дионисия и его сподвижников, и в которой ранее усматривали работу XIX века, сохранила иконографию и композицию двенадцатого века, но сильно обновлена (снят верхний слой). Многие головы, лица, руки и атрибуты также относятся к 19 веку. Такое же повсеместное обрезание фигур характеризует реставрации внутреннего архивольта, описывающего мучения св. Дионисия. Головы, руки, атрибуты снова либо обрезаны, либо заменены. Фигуры ангелов внешнего архивольта являются дополнением С. Брюна, также как и скульптуры внутреннего архивольта левого портала. Медальоны, представляющие труды месяцев подвергались многочисленным восстановлениям, но многие образцы скульптуры XII века сохранились. В сцене Февраля, например, фигура справа ниже плеч сохранилась неретушированной. Такая же ситуация характерна для откосов левого портала, несущих знаки Зодиака. Тимпан левой двери содержал утраченную мозаику двенадцатого века, сюжет которой остается гипотетическим. Ныне в нем скульптура девятнадцатого столетия (1839), которая заменила скульптуру 1771 года. Она также посвящена мучениям св. Дионисия и ничего не проясняет для нас о сюжете мозаики Сугерия. Однако, экспертиза состояния внешнего архивольта показала принадлежность иконографии его скульптуры к двенадцатому веку, что позволило П. Блам выдвинуть интересную гипотезу о программе мозаики тимпана.