58. Cecile Goldscheider for l’Ecole du Louvre и резюме "Les Origines du portail a statue-colonnes," Bulletin des Musees de France II( August-September 1946):22-25.
59. Госпожа Goldscheider высказывает точку зрения, что статуи колонны Сен-Дени появились уже после смерти Сугерия, между 1151 и1165 гг., на основании того, что Сугерий ничего не пишет о них в своих текстах и предполагает, в связи с этим, что статуи Шартра были установлены раньше..
60. В работе Crosby S.Mck.. and Blum P. Z.., "Le Portail central…, приведены диаграммы состояния каждого фрагмента центрального портала.
61. Blum P.Z., "The Lateral Portals …, pp. 199-228..
62. С.Кросби и П.Блам (Crosby S.Mck.. and Blum P. Z." Le Portail central …" p. 219) констатируют, что свитки в руках Христа относятся к XII веку и являются частью верхнего камня тимпана. Надписи на них вырезаны в 1840 году (свидетельство Гилерми), справа:Матфей 25.34; слеваМатфей 25.41. Однако авторы статьи отмечают, что из текста Гилерми (Guilhermy) нельзя сделать вывод о существовании какого-либо фрагмента надписей, который мог бы руководить реставраторами, хотя именно эти тексты часто встречаются в романском изображении Страшного Суда.
63. "Les mêmes anges du centre, nos III et IV, portent des objets associés à la Passion du Christ; ce sont des insertions du xixe siècle et aucun fragment des objets originaux n'a survécu, qui auraient pu authentifier les restaurations" - Crosby S.Mck.. and Blum P. Z., "Le Portail central…, p.229 и рис. IIIb р.218
64. Crosby S.Mck.. and Blum P. Z., "Le Portail central…, p.235.
65. См. там же p.236 Голубь - включение 19 века, но не изобретение. Хотя не существует никакого следа первоначального голубя, Гилерми (Guilhermy) пишет: "Использовали, как мне подтвердили, некоторые мелкие признаки, такие как лапки голубя" (" On a profité, m'a-t-on assuré, des moindres indications telles que les pattes de la colombe…" Guilhermy, Bibliothèque nationale, nouv. acq. fr. 6121, p. 66.
66. Crosby S.Mck.. and Blum P. Z.., "Le Portail central …, р.235.
67. Там же p.218.
68. Там же р.219.
69. Montfaucon, Bernar de, Les Monuments de la monarchie françoise, Paris,1729,v.1,pls.XVI-XVIII.
70. Hearn M.F. Romanesque sculpture: The Revival of Monumental Stone Sculpture in the Eleventh and Twelfth Centuries, Ithaca,N.Y.,1981, pp.191-215; Prache Anne,Ile-de-France romane, La nuit des temps, 1983,(60), pp.71-82.
71. Blum P.Z. Early Gothic Saint-Denis. Restoration and survivals, University of California Press, Berkeley,Los Angeles, London, 1992, p.2 (Далее Blum P.Z. Early Gothic Saint-Denis…); Эту уравновешенность и упорядоченность скульптурной композиции Сен-Дени в сравнении с темой Страшного суда, представленной в романском портале в Болье, еще ранее (1956) отметил Отто фон Симсон, видя иконографическое сходство в этих двух композициях. Он также считает, что если тимпан в Болье является кульминацией клюнийского искусства, которое так возмущало св. Бернара, то в Сен-Дени оно находит свой конец. См. Simson O.von, …,1989, pp.110-115.
72. Focillon H. Art of the West, 1, Romanesque Art, ed. Jean Bony , Greenwich,Conn.,1965, pp.105.
73. Blum P. Early Gothic Saint-Denis…, p.2
74. Там же…
75. В данном случае речь идет о неопубликованной диссертационной работе П. Джерсон, посвященной западному фасаду Сен-Дени.(Paula Lieber Gerson, "The West Facade of St-Denis: An Iconographic Study," Ph.D. diss. (Columbia University, 1970). В 1973 г. С. М.Кросби и П.Блам в своей статье " Le Portail central…" упоминают ее неопубликованное исследование, посвященное этому вопросу, и кратко излагают ее концепцию. В 1986г., наконец была опубликована ее статья в сборнике музея Митрополитен, посвященному Сугерию и аббатству Сен-Дени, где ее концепция была изложена более подробно: Gerson P.L. "Suger as Iconographer…, pp.183-198.