ры. На основе них вырабатываются научные теории.
Материальная культура общества распадается на восемь категорий:
1) породы животных;
2) сорта растений;
3) культура почв;
4) здания и сооружения;
5) инструменты и оборудование;
6) пути сообщения и средства транспорта;
7) связь и средства связи;
8) технологии.
Стратификация материальной культуры связана с сочетанием двух основ-
ных факторов - способом использования энергии и характером образования. Со-
четание их дает четыре страта материальной культуры: присваивающее хозяйст-
во, производящее хозяйство, индустриальное хозяйство и постиндустриальное
информационное хозяйство.
Вопрос 6.
Культура личности.
Самая сложная для описания проблема культуроведения. Способы прояв-
ления культуры личности сводятся к следующим формам.
1. Адаптация органов восприятия к конкретным формам материально при-
родной среды.
2. Автоматизм восприятия и использования некоторых, самых общих
стандартов культуры.
3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая реализация
идей, выгодных данной социальной группе.
4. Индивидуальный опыт.
Можно назвать это формами бытия личной культуры.
Определение культуры личности в административном отношении представ-
лено анкетой, заполняемой при поступлении на работу, "Автобиография" и
"Характеристика". Литературные представления личной культуры обычно пред-
ставлены в мемуарной литературе и в исторической литературе (относится то-
лько к историческим личностям).
Коллективная культура.
Культура в организациях не есть культурная деятельность организато-
ра, это есть профессиональная культура управления. Она направлена на то,
чтобы организация успешно реализовала свою текущую деятельность.
Организация - это коллектив людей разных областей деятельности, объ-
единенных иерархией и решающих свою жизненную задачу.
Коллективная культура имеет словесное воплощение. Это словесное воп-
лощение организации является архивом (это документы, в которых засвиде-
тельствовано, что предполагаемые действия полностью завершены). Культура
организаций состоит из совокупности личных культур ее членов, которые вме-
сте образуют новое совокупное качество культуры организации.
Культура общества.
Культура общества - сложное, многообразное и постоянно изменяющееся
явление. Оно живет по своим внутренним законам и одновременно постоянно ис-
пытывает многие внешние влияния.
Лексикографический анализ культуры определенного общества не может
быть проведен на основе только местного родного языка. Нет ни одного обще-
ства, кроме отдельных народов-изолянтов, которые не пользовались бы в раз-
ных сферах общения разными языками.
Единицей культуры общества как целого является народ как совокуп-
ность людей. Само понятие культуры общества должно быть деффиренцированно:
в масштабах государства и его граждан, в масштабе наций внутри государства,
в масштабах территорий, которыми занимается краеведение.
Вопрос 7.
Самая сложная для описания проблема культуроведения. Способы прояв-
ления культуры личности сводятся к следующим формам.
1. Адаптация органов восприятия к конкретным формам материаль-
но-природной среды.
Это процесс взаимодействия или приспособления личности к окружающей
его социальной среде. Это приспособление включает в себя усвоение норм и
ценностей, к которой идет приспособление личности. Адаптация также может
быть рассмотрена как преобразование социальной среды в соответствии с новы-
ми условиями и целями деятельности личности.
2. Автоматизм восприятия и использования некоторых, самых общих
стандартов культуры. Автоматизм всегда является неосознанным
3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая реализация
идей, выгодных данной социальной группе.
4. Индивидуальный опыт.
Опыт неизгладим, может быть бессознательным. Как правило детский
опыт со временем забывается. Но сохраняется неосознаваемый опыт. Он влияет
на поведение человека, оценку им реальности, производящуюся им бессознате-
льно. Основные структуры опыта - продление жизни и страх смерти сохраняются
с момента существования человека.
Можно назвать это формами бытия личной культуры.
Вопрос 8.
Закон - объективно существующая зависимость между объектами. Понятие
"закон" есть в каждой науке. Однако в культурологии оно своеобразно: они
имеют характер прогноза, предположения. Законы реализуются в опыте челове-
ка. В одной ситуации закон проявляется четко, в другой - нет. В культуроло-
гии как таковых законов нет, в ней правильней будет говорить о закономерно-
стях. Количество законов не ограничено, они не имеют своих авторов.
Законы:
1. Новые факты, феномены культуры не уничтожают тех, что существова-
ли ранее.
2. Факты, феномены формируются в виде страта, который объединяет со-
стояние культуры данного времени, места и субъекта.
3. Страты подчиняются в своем развитии закону эволюции. Они не унич-
тожимы.
4. В местах контакта разных страт и культур культура развивается
ускоренными темпами.
5. Со временем культура развивается быстрее.
6. Закон возрастающей роли человека в культуре.
Методы - способы изучения наук. Культура располагает сложной струк-
турой методов:
1. Обобщенный метод: сравнительный, аналитический, ассоциативный,
исторический и др.
Существуют и особенные методы:
1. Биографический.
2. Составление гениологического дерева (с точки зрения культуры).
3. Количественный.
Выявление высокой частотности тех или иных событий.
4. Метод ключевых слов.
Культурология - наука, которая является ресурсом национального раз-
вития. Она связана с умением почувствовать контакт с культурой, с понимани-
ем культуры. В этом смысле культурология является инструментом для культу-
роведения. Культуроведение делится на: философию культуры, теоретическое
культуроведение и прикладное культуроведение. Исторически источником теоре-
тического культуроведения и культурологии была философия культуры.
Вопрос 9.
Культурология имеет, как и каждая наука, свои теории, которые объяс-
няют мир.
В культурологии выделяется две основные теории.
1. Игровая теория.
Игра предшествует культуре. Все в культуре существует в форме игры.
Играют люди, животные. Игра - это всегда правила. В этом смысле функции иг-
ры те же, что и функции культуры. Эти функции связаны с развитием общества
и развитием личности.
2. Эволюционная теория.
Культура рассматривается в этом случае как развивающаяся. Каждая
культура развивается в сторону цивилизации. Тогда возникает оппозиция между
культурой и цивилизацией. Цивилизация губит культуру.
Каждая цивилизация имеет свои технологии. А всякая технология имеет
две стороны: как идея, образ, открытие - это явление культуры, но как прак-
тика - это явление цивилизации.
Выделяется 3 типа технологий.
1. Технологический.
С помощью него человек устанавливает связь с природой.
2. Социальные технологии.
Позволяют выстраивать экономические и политические технологии.
3. Социологические.
Они связаны с воздействием на человеческие убеждения.
3. Теория "Восток-Запад".
Эта теория актуальна сегодня, так как повысилась роль человека. Че-
ловек - носитель культуры. Ключевыми для русской культуры являются слова
душа, тоска, судьба и воля. Русская культура самобытна. Истина и справедли-
вость достигаются по "тропинке воли". В русской культуре были свои святые:
Невский, Радонежский.
Вопрос 10.
Язык - это орудие мысли и орудие общения. Язык является посредником
между всеми знаковыми системами. Язык - единственная знаковая система, зна-
ки которой назначаются с помощью самой этой системы. Языком называют па и
фигуры танца, музыкальные сочинения и др. Средствами языка формулируются
математические задачи.
Одним из основных в языке является понятие знака. Знак создается че-
ловеком для передачи определенного значения. Поэтому знак обладает планом
содержания - смыслом и планом выражения - вещью. Есть знаки индивидуального
пользования, знаки профессионального пользования (дорожные знаки), знаки
общего пользования (языки). Все группы знаков находятся во взаимной зависи-
мости. С помощью знаков общего использования назначаются знаки професси-
онального и личного использования.
Существуют универсальные знаки - символы. Это слово пришло к нам из
античности и со временем перешло на то, что связывает людей. Они выражают
глубинное значение. Например, Солнце символ открытого, мощного; Луна - сим-
вол таинственного, ночного. Символов много, и каждый из них несет свое зна-
чение.
Вопрос 11.
Монолог - это развернутое высказывание одного лица. Сегодня человек
тяготеет к монологу, так как он связан с выражением своих интересов. Всякий
монолог должен быть целостным, единым. Здесь нужно сознательно подавать те-
зисы, аргументы и факты. Они должны быть открыты для другого. Тезисом явля-
ется не очевидное суждение и/или спорное суждение, которое требует доказа-
тельств. Аргументы - отдельные доказательства истинности тезиса. Тезис дол-
жен поддерживаться аргументами.
Факты - конкретные доказательства, подтверждающие истинность тезиса
и аргументов. Тезису и аргументам должны соответствовать свои факты: цита-
ты, цифры, примеры.
Вопрос 12.
Диалог - общение или разговор двух или нескольких людей, рече-
вая коммуникация посредством обмена репликами. Диалог моделируется. Он мо-
жет быть представлен в виде схемы, модели.