Смекни!
smekni.com

Вопросы по культурологии (стр. 4 из 6)

на полях конспекта.

Вопрос 20.

Документ - это письменный текст, имеющий юридическую или правовую

значимость. Документ относится к официально деловым текстам. Эти тексты се-

годня имеют три значения:

1. Деловая бумага (приказ, характеристика).

2. Письменное удостоверение, подтверждающее статус личности

(паспорт).

3. Историческое свидетельство (акт, рисунок).

Текст документа включает в себя клише, т.е. формулы языка, которые

употребляются только в такой форме (согласно ...). В документах не исполь-

зуется просторечная, диалектная и эмоционально-оценочная лексика. Документ

может включать предложения с однородными позициями, где перечисляются одно-

типные объекты. Они стандартны, единообразны, стандартны. Документ отличает

строгий тон изложения, нормы официального этикета, точность, ясность, крат-

кость. Содержание документа должно быть достоверным, объективным и не про-

тиворечить законам.

Виды документов:

1. Организационно-распорядительные.

В них фиксируется принятые решения (устав, договор).


2.Информационно-справочные (планы, отчеты).

3. Индивидуальные деловые бумаги (автобиография).

В них сообщаются сведения о личности.

Вопрос 21.

Деловой протокол - это система правил поведения, правил этикета,

установленных для данной профессиональной сферы.

Протокол пишется секретарем. Он состоит из текста протокола и прило-

жения протокола. Целью протокола является документальное подтверждение ра-

боты и анализ деятельности. Протокол может быть основанием для каких-то

действий, решений, секретарем из него могут делаться какие-то выписки.

Правила современного делового протокола не являются застывшими и

очень часто меняются.

Вопрос 22.

Определение культуры личности в административном отношении представ-

лено анкетами, "Автобиографиями" и "Характеристиками". Эти документы, с од-

ной стороны, содержат самооценку, с другой стороны, оценку, идущую от дру-

гих людей.

Анкета заполняется при поступлении на работу. Состав анкетных вопро-

сов в принципе воспроизводит спиральное движение роста культуры личности.

Автобиография при правильном документообразовании должна отличать-

ся свободой изложения и может повторять содержание анкетных ответов лишь

частично. Цель этого документа - обоснование претензии на определенные за-

нятия в будущем.

Характеристика предполагает оценку определенного лица. Как годного

или негодного к определенному виду деятельности. Она составляется одним или

несколькими лицами.

Литературное представление культуры личности обычно представлено в

мемуарах и исторической литературе - биографиях исторических деятелей.

Литературное описание относится только к историческим личностям.

Мемуары литераторов, музыкантов, художников - это как бы мемуары со-

бытий, отложивших след в душах творцов. Они пишутся так, как если бы эти

события происходили случайно. Мемуары ученых и создателей техники показыва-

ют, как решение одной задачи подводило к постановке следующей. Мемуары по-

литиков и военных связаны с описанием жизненных ситуаций, в которых они

участвовали или были их свидетелями.

Вопрос 23.

Семья - уникальный феномен, который имеет отношение к различным на-

укам. Очень трудно дать определение семьи.

Семья - базовый инструмент регулирования социальных и культурных от-

ношений.

Семья - совокупность ценностей, норм и правил; совокупность ролей,

статусов, позиций; совокупность символов и убеждений, которые регулируют

поведение личности и общества.

Семья - социокультурная микросреда.

Функции семьи:

1. Личностная. В семье формируется личность.

2. Общественная. Через семью общество воздействует на человека.

Характеристика семьи:

1. С точки зрения семейных отношений.

В семье два типа отношений: горизонтальные - отношения между двумя

субъектами одного поколения и вертикальные - отношения между двумя субъек-

тами разных поколений.

2. Через обычаи, идеалы и права.

3. Через климат семьи.

4. Через семейный этикет.


5. С точки зрения семейного пространства (дом).

6. С точки зрения памяти.

Законы семьи:

1. Каждый человек в семье должен иметь свое место в семье.

Замечено, что если человек не имеет своего места в семье, то в даль-

нейшем он не находит своего места в жизни.

2.Каждый человек в семье должен иметь права на личное время.

Человек, у которого не было его, в дальнейшем не умеет обращаться со

временем.

3. В каждой ситуации бывают моменты войны и мира.

Причины семейных конфликтов:

1. Ущемление чувства собственного достоинства.

2. Конфликты от отсутствия жалости, нежности.

3. Отсутствие взаимопонимания и доверия.

4. По финансовым причинам, т.е. при разных взглядах на бюджет.

5. По поводу разделения домашнего труда.

Вопрос 24.

Эмоциональный климат семьи и предлагаемые ею ценности, нормы и пра-

вила свои в каждой культуре.

Формальным средством создания эмоциональной атмосферы, изучаемым

людьми и составляющим их семейную культуру, является этикет. Правила этике-

та бывают общие и особые. Правила этикета составляют начальное семейное

обучение. Это обучение проходит на фоне семейной атмосферы, образующей нор-

мы семейного микроклимата.

Религиозные нормы брака различаются типом семьи, различным в каждой

религии. Религиозные нормы брака распадаются на: брак, не регулируемый ре-

лигией (буддизм), брак, где предпочтение отдается отношениям между поколе-

ниями (конфуцианство), брак, где отношения между родителями ставятся на

первое место (индуизм, иудаизм, христианство, ислам). Религиозные нормы за-

крепляют формы брака.

Индуист - человек, стремящийся к должному, радости;

Конфуцианец - человек действия и долга;

Христианин - человек любознательный и ригористичный;

Мусульманин - человек любовный, деятельный;

Иудей - стремится к знанию и мудрости;

Буддист - самоуглублен и некорыстен.

Требования познания, учебы объединяет все религии.

Вопрос 25.

Школа составляет основу культуры и жизнедеятельности общества. Она

втягивает в себя основные противоречия общества.

Темп развития просвещения - образованность общества - зависит от

школьной системы. Тип системы образования порождает тип учителя, но, со

своей стороны, учительство принимает или отвергает системы образования в

зависимости от своей подготовленности. А это в свою очередь, связано с

уровнем образованности семей.

Решение вопроса о школьной системе и ее отношении к учительству -

дело педагогики как искусства поставить перед образованием посильные задачи

и решить их. Поэтому педагогика всегда предлагает для общества ту или иную

идеологию и тем как бы модулирует будущее общество. Но само общество выдви-

гает перед педагогикой свои требования, которые нередко входят в конфликт с

тем, что предлагает педагогика.

Школа, разрешая в ходе своей жизни основные противоречия общества,

является тем, что обеспечивает обществу развитие. Люди, проходящие школу,

являются основателями, распространителями и носителями стиля.

Образование последовательно ставило перед учащимися стилевые цели:

сначала бытие гражданином и патриотом, делающим гражданскую карьеру, затем


быть (в церковном образовании) служителем и почитателем высшей силы, затем

способ развить свой талант, затем желание нести просвещение и тем устроить

нравы, затем бескорыстно служить науке, добиваться научной истины, затем

учиться по обязанности перед обществом. Эти ценности, воспитываемые школой,

соединяются как дидактическое содержание школьного образования - жизненные

ценности. Сменяя в истории образования одна другую, они суммируются как

факт культуры, целое содержание со сложной структурой.

Люди, пошедшие образование, знают эти ценности, но используют их

по-разному в зависимости от своего характера и, в большинстве случаев, от

семейного воспитания.

Формируя ценности, образование различается постепенно по ступеням

обучения и разделению образования на общее и специальное. Так в Древнем

Египте общее образование в школе писцов соединялось со специальным в одном

комплексе. В Средние века образование поделилось на две ступени: тривиум и

квадривиум. Со времени основания университетов начинается деление на факу-

льтеты: богословский, философский, медицинский и др. В 20 веке философский

факультет стал делиться на ряд специальностей: естественнонаучных, гумани-

тарных и технических.

Вопрос 26.

Культура существует во времени и изменяется со временем. Культура

нетождественна во времени. Со временем происходит рост культуры: изменение

ее количественных факторов. Культура развивается со временем: появляется

новое в культуре. Культура обновляется, но бывшее сохраняется и часто почи-

тается.

Основная культурологическая периодизация истории.

1. Доисторическая (до 3 тысячелетие до нашей эры).

Это культура мифоритуальная, первобытная, дописьменная, культура не-

посредственного бытового общения. Это время конфликта между жизнью и смер-

тью.

2. Античная (3 тысячелетие до нашей эры - 4-6 в. н.э.)

Это культура диалога - диалога бытийного, по правилам и законам. В

это время рождается риторика. Это время конфликта между природным, сель-

ским, традиционным и городским человеком.

3. Культура средних веков (4-6 в. н.э. - 14 в. н.э.).

Общение становится другим: духовным. Это время духовного конфликта.

4. Культура нового времени (15 - 20 в. н.э.).

В этой культуре становится массовой книга, ее духовная ценность те-

ряется, она становится практичной. Это время конфликта человека и машины.