Смекни!
smekni.com

Вопросы по культурологии (стр. 5 из 6)

5. Культура новейшего времени (20 в. н.э. и после).

Книга уходит из жизни и общение становится электронным, апосредован-

ным.

Вопрос 27.

Доисторическая культура.

Образ мыследействия можно представить как дерево жизни: верх

(крона), середина (ствол) и низ (корни). Люди живут на земле. Выше живут

предки и духи. Под землей живут мертвые и гады. Мир - картина единства при-

роды. Человек воспринимал себя в единстве с природой, с другими людьми и

духами. Человек может нарушать картину мира, если он это сделает нужно про-

сить духов. Героем этой культуры является шаман, позже жрец. Действия шама-

на происходят в трансе. Таким образом человек защищался от страха жизни.

Символом доисторического времени можно считать маску, которая выражала

единство человека и природы, единство всех людей. Маска должна была защи-

щать от болезни. Это время политеизма.

Античная культура.

Эта культура рассматривается, как древнее для европейской культуры.


В этой культуре человек существовал как гражданин. Человек жил в полисах

(городах). Человек полиса отличался гармоническим развитием, ярким воспри-

ятием мира. Мир мыслился в единстве богов и людей. Люди стали рассказывать

истории. Время становится событийным, наполненным событиями. Событием счи-

талась встреча. Во всем присутствовал дух соперничества ( этот дух охваты-

вал общение людей и общение людей с богами). Человек мыслил себя в единстве

с миром. Формируются принципы гражданского поведения. Появляется и опреде-

ление гражданской чести, чести гражданина. Античная культура стала зарей

человечества, потому что была осмыслена радость интенсивного труда. Появле-

ние героя. Ценности античной культуры - признает естество природы. В это

время ценятся знания. Появляются первые школы, академии. Красота синтемен-

тального мира отражается в культуре. Скульптурность - особенность античной

красоты. Линия очень ценится в синтементальной культуре. Зарождается демок-

ратия.

Вопрос 28.

В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской им-

перии. Ее материальную основу составляли феодальные отношения. Важнейшим

достижением этой культуры стол поворот к осмыслению проблемы личностного

становления человека. Время раскалывается, рождается новая система летоис-

числения. Из множества мифов формируется единое христианское учение, кото-

рое основано на вере в Иисуса Христа. Рождается Новый Завет. Ценится в это

время человек духовного восприятия. Крест продолжает идею древа жизни. Цен-

тром мира становится человек. Дух выпрямляет человека. Возникает идея от-

ветственности. Человек и его жизнь - высшая ценность. Формируется понятие

греха. Человек пользуется молитвой для общения с богом. Это его вера в за-

щиту. Возникает идея жизненного пути, как пути избавления от греха. Форми-

руется идея несовершенства и несовершенства человека. Ценности: совесть и

вера.

Вопрос 29.

Культура нового времени.

Это время когда формируется новое мышление. В это время когда форми-

руется картина мира. Преобладает представление о природе как объекте, кото-

рый нужно изменить, человек противопоставляется природе. Возникает лозунг

покоить природу. Ценности этого времени: наука, знания, практика, опыт,

знания, выгода. Человек рисует реалистическую картину мира. Отношения между

людьми регулируются законами. Возникает бюрократическая власть. Культура

синхронного времени. Время перестало быть сакральным, святым. Его можно из-

мерять. Это такая же ценность как и другие. Время - деньги. Это время взле-

та науки. В это время господствуют 2 воли: воля человека к власти и воля

человека к жизни. Красота - высшее проявление культуры. Это красота разу-

мная, реалистическая. Это время расцвета городов, с массовым поселением.

Это время возникновения понятия Homo fuber. Человек - оператор, человек ли-

шился святости, утратил веру в бога, он стал безбожником. Это человек, ко-

торый на мир смотрит реалистично, он видит изъяны мира. Он хочет преобразо-

вать. Человек - пленник времени. Появляется понятие успеха, представления о

массовости. Массовым становится производство. Массы ориентируются на массо-

вое потребление. Отсуда понятие труда переживает кризис. Появляется работа.

Человек приставлен к машине. В это время массовым становятся и книги. Обще-

ство стало апосредованным. В это время зарождается рынок и рыночная мораль.

Рынок - особая сфера деятельности посредников. Это время специализации. Де-

ятельность разделяется. Техническое образование считается высшей ценностью.

Впервые возникает понятие лидер на уровне государства. США становится миро-

вым лидером. И вера становится технической. Вера в человека разумного. Вре-

мя наступления цивилизации на духовную культуру. Память можно зафиксиро-

вать. Рождается новая культура.


Культура новейшего времени.

Эта культура утратившая веру в разум. Эта культура человека который

не хочет спешить. Время раскололось. Жизнь человека обессмыслена. Формиру-

ется индивидуалистическая картина мира. Появление эгоистического сознания.

Это время превращений форм. Символ этой культуры - коллаж. Он может быть

абсурдным, он неподвластен разуму. Его не понять с точки зрения разума. Мир

не разумен. Мир не добр. Идеи порождения альтернативного мира. Мир такой

какой он есть. Человек уходит в виртуальный мир. Здесь важны возможности

создания альтернативного мира. Понятие законченности ушло. Потребление ста-

новится событийным, отсюда потребление создает средства массовой информа-

ции. Это время, когда все меняется очень быстро. Сам человек испытывает со-

стояние дискомфорта, кризиса, стресса; он нервный, не всегда здоров. Поэто-

му этот человек экспрессивен, часто с установкой на эпатаж. Ментальность

этой культуры поддерживается подсознательно. Понятие профессиональности

становится главным.

Вопрос 30.

Русская культура сегодня приобретает характер актуальности, так как

повышается роль человека, который в русской культуре является ее основным

носителем. Русская культура самобытна. Ключевыми для русской культуры явля-

ются слова душа, тоска, судьба и воля.

Русского человека отличает его эмоциональность, нерациональность

(ограниченность логического мышления) и негативность (восприятие себя в

связи с другими). Ему не подвластна собственная жизнь. Он любит мораль,

оценки, суждения.

Истина и справедливость в русской культуре достигаются по тропинке

воли. В русской культуре были свои святые: Невский, Радонежский. Личность в

русской культуре - узловая категория.

Для русской культуры характерны свои стереотипы. Русский человек ве-

рит в удачу и "авось". Он думает о безнаказанности, готов к возможным не-

приятностям и сложностям. Что хорошо для государства, то плохо для русского

человека.

Вопрос 31.

Слово проблема имеет несколько пониманий. Мы называем дела, которые

нужно сделать. Мы называем проблемами вопросы, которые нужно решить и т. д.

В науке существует более узкое понимание. Проблема есть там, где есть про-

тиворечие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно какой

выход. Проблема есть там, где человек переживает, чувствует внутреннее на-

пряжение.

Проблемы:

1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения. Экономическая

культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится то, что

им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Дружба, здоровье, че-

ловеческие идеалы теряют свою сокральность происходит десокрализация. Сам

по себе рынок это большое благо. Нельзя отрицать рынок. Но он всех помечает

своим десокральным знаком.

2) Отношение культуры и техники.

Человечество давно столкнулось с техникой; тогда когда изобрело ко-

лесо. Это как и вектор направлено в одну сторону. Что есть НТП с точки зре-

ния культуры, оказывается не безусловной ценностью. Сегодня технические

корпорации охватывают всю планету. Глобальная, техническая цивилизация ли-

шает человека уникального существования.

3) Человек - объект технического воздействия.

Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим. Возникает

зомбирование (человек теряет способность контролировать себя). Реклама -

это тоже манипуляция. И всякое общение тоже своего рода манипуляция.

4) Проблема экологии.


Проблема, связанная с естественной средой, первоначально воспринима-

лась в естественном, природном смысле. Сегодня она развертывается и стано-

вится метопонятием. Возникает точка зрения экологического пессимизма.

Выделяют:

1. Проблема народонаселения (в одних странах население па дает, в

других возрастает).

2. Безграмотность.

3. Проблема истощения ресурсов. Что делать дальше? Газа немного, во-

ды немного...

4. Опыты ядерных и звездных войн.

Сегодня проблема экологии и экологического пессимизма отчуждается.

Самое страшное это одиночество в толпе. Человек утрачивает единство с ми-

ром, природой и другими людьми.

5) Маргинальность.

Изначально маргиналом считался человек на обочине. Маргинальная ку-

льтура - это культура окраин. Сегодня то что было маргинальным стремится к

центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает эпати-

ровать (привлекать к себе внимание).

6) Проблемы духовного туризма.

Дух - вера. Сегодня чувство веры обновляется. Сталкиваются вера ко-

торая одна и веры которых много. Сегодня существует переход из одной веры в

другую. Это явление называется духовным туризмом.

7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры. Понятие агрессии

не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это способ решения