Особенно были распространены заводные поющие птицы в клетках. Мехи, нагнетающие воздух в звуковой прибор, приводились в движение все тем же часовым механизмом со стальной пружиной.
Однако большая наука в XIX столетии заметно охладела к механическим игрушкам-автоматам, а потом и вовсе потеряла к ним интерес. Наступил век пара. Андроиды к этому времени сыграли свою роль в развитии техники. Опыт, накопленный поколениями мастеров-механиков при конструировании и постройке всевозможных заводных игрушек, помог разработать и проверить на практике основные принципы и технические средства машиностроения и автоматики, что позволило перейти к машинному производству. Машины и механизмы - потомки механических людей Дро и Вокансона, оснащенные тепловыми, а позднее и электрическими двигателями, заняли решающие позиции в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Теперь взорам восхищенных обывателей все чаще представлялись уже не диковинные машины-игрушки, созданные для забавы и развлечения, но деловые и серьезные машины-труженики. Андроиды и другие механические подобия человека и животных, созданные талантливыми мастерами прошлого, нашли свой последний приют в тихих залах технических музеев. Впрочем, самые прямые потомки этих шедевров — механические заводные игрушки, простые, неприхотливые и общедоступные — не только не утратили своей популярности, но стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.
Что же касается большой науки и техники, то в этой области на рубеже XIX и XX вв. произошли важные изменения. Новые времена принесли с собой и новые идеи. Электричество, радио, достижения физики неизмеримо расширили возможности моделирования живых существ. На смену "механическим людям"— андроидам пришли "электромеханические люди" — роботы.
Слово "робот" обязано своим появлением чешскому писателю-сатирику и публицисту Карелу Чапеку. Так в одном из его фантастических произведений (К. Чапек, RUR, Сочинения, т. 3. — М.: Гослитиздат, 1958, с. 93—184) назывались человекоподобные автоматы, изобретенные неким талантливым инженером Россумом. В этом произведении роботы идеально приспособлены для работы на станках вместо живых людей — рабочих. Они не обладают человеческими чувствами и лишены человеческих запросов. Но по мере усовершенствования роботы из машин-автоматов превращаются в мыслящие машины, восстают против создавших их людей и уничтожают своих хозяев.
С легкой руки этого писателя название "робот" прочно закрепилось теперь за всевозможными автономно работающими техническими системами. Сегодняшние промышленные роботы не похожи на человекоподобные устройства, описанные К. Чапеком. Это сложные машины и агрегаты, созданные на основе новейших достижений науки и техники, способные без непосредственного участия человека выполнять технологические операции на производстве с быстротой и точностью, недоступными людям. Промышленный робот не только сильнее человека, он может быть более эффективным, экономичным и выгодным в опасных, вредных или недоступных для человека условиях: под водой, в космосе, в условиях очень низких или высоких температур, давлений, повышенной радиоактивности.
Однако понятие "робот" имеет и более узкий смысл — электротехническое устройство, имеющее внешнее сходство с человеком и подражающее некоторым чертам его поведения. Такое понимание этого слова также стало использоваться с момента появления упомянутой книги К. Чапека. Немало изобретателей и инженеров потрудились над изготовлением игрушек в рост человека, нарочито причудливого вида, способных вставать, ходить, садиться, поворачивать голову, произносить фразы и т. п. Художники-карикатуристы изображают таких роботов в виде нелепых человекоподобных фигур, скрепленных огромными шарнирами и опутанных свитыми в спиральки проводами.
Одним из первых таких роботов был "мистер Телевокс", построенный американским инженером Венсли еще в 20-х годах нашего века. Телевокс управлялся на расстоянии с помощью свистков. По сигналам свистка он мог пускать в ход пылесос и вентилятор, зажигал лампы в комнате, открывал окна и двери. Кроме того, он мог произносить несколько фраз с помощью устройства механической звукозаписи. Впоследствии, после переделки, Телевокс был использован в качестве бессменного дежурного при водопроводной системе одного из нью-йорских небоскребов. Он следил за уровнем воды, пускал в ход насосы, отвечал на телефонные запросы о состоянии водопроводной системы.
Другой "электрический человек" — Эрик был изготовлен в 1928 г. английским инженером Ричардсоном. Этот робот, внешне похожий на закованного в доспехи средневекового рыцаря, также управлялся на расстоянии. Выполняя команды, он вставал, садился, отвечал на простые вопросы; при ответе у него светились глаза и во рту загорались маленькие зеленые лампочки.
В 1933 г. на выставке "Столетие прогресса" в Чикаго робот использовался в качестве лектора. Начиная лекцию о процессе пищеварения, он расстегивал жилет, открывая грудь и живот, стенки которых были прозрачными, и показывал пальцем пищевод, желудок, кишечник и печень, объясняя строение внутренних органов.
Ряд роботов, управляемых по радио, сконструировал и построил в эти же годы в Австрии инженер Август Губер. Эти роботы ходили, двигали головой и руками, мигали, курили, разговаривали по телефону. Немало других конструкторов отдали тогда дань идее создания искусственного электромеханического человека, могучего и покорного слуги своего хозяина. При этом многие всерьез полагали даже, что именно такие роботы и заменят в будущем (подобно роботам в пьесе К. Чапека) на заводах и фабриках живых рабочих и служащих. Однако в дальнейшем стало ясно, что подобные роботы - это, в сущности, такие же игрушки, какими были андровды XVIII в., хотя они и построены с применением последних достижений электроники и автоматики.
Не случайно и в технических игрушках для детей, начиная с 30-40-х гг. нашего века, все больше стало находить применение электричество: замена пружинного механического двигателя электромоторчиком с батарейкой, а также использование лампочек, звонков и других подобных деталей и узлов делали электрифицированные игрушки гораздо более эффектными, интересными и занимательными по сравнению с их чисто механическими собратьями.
В 50-х годах нашего столетия конструкторы роботов стали наделять свои создания новыми способностями — действовать не только по "жесткой", заранее заданной программе, но и с учетом условий, определяющихся обстановкой, окружающей средой. Самый простой из таких автоматов был построен по предложению "отца кибернетики" Норберта Винера. В зависимости от характера регулировки это кибернетическое устройство можно было рассматривать либо как стремящуюся к свету моль, либо как бегущего от света клопа.
Конструкция представляла собой небольшую тележку с электродвигателем, питающимся от батарейки, помещенной на этой же тележке. Управление движением тележки осуществлялось с помощью двух фотоэлементов и электронных усилителей. При одинаковой освещенности обоих фотоэлементов управляющая система находилась в равновесии, двигатель оставался выключенным, и тележка была неподвижна. При более сильной освещенности одного из фотоэлементов равновесие нарушалось, срабатывало реле, включая двигатель. В зависимости от направления вращения двигателя тележка начинала двигаться либо в одну, либо в другую сторону до тех пор, пока не уравнивались освещенности обоих фотоэлементов. Моль была отрегулирована так, что при срабатывании реле тележка двигалась в сторону более яркого свети. Клоп же, наоборот, стремился спрятаться от света и общаривал комнату в поисках темного угла.
Английский физиолог Грей Уолтер сконструиропал несколько более сложных устройств подобного типа, получивших впоследствии название "черепах", так как они действительно напоминали этих животных своим внешним видом и медлительностью действий. Черепаха Эльмер (электромеханический робот) была выполнена в виде небольшой трехколесной тележки, на которой были установлены два мотора (ход вперед и поворот), несколько электромагнитных реле, электронная аппаратура и питающий аккумулятор. Пока аккумулятор черепахи был заряжен, она вела себя как сытое животное: при слабом освещении или в темноте она медленно передвигалась по комнате, при столкновении с каким-либо препятствием (буфетом, ножкой стола и пр.) она останавливалась, сворачивала в сторону и обходила это препятствие. Если в комнате появлялся яркий источник света, Эльмер вскоре замечал его и направлялся к свету, но не подходил к лампе слишком близко, "боясь" ослепления. По мере разряда аккумулятора черепаха начинала проявлять все больший интерес к источнику света, так как он освещал "кормушку" - место для зарядки аккумулятора. Когда аккумулятор был разряжен настолько, что нуждался в подзарядке, черепаха смело направлялась к источнику света и подключалась к питающим контактам зарядного устройства. Получив "пищу" — новый запас электроэнергии, она отходила от зарядного устройства и вновь блуждала по комнате в поисках неосвещенного угла.
Другая черепаха — Эльзи (Electro-Light- sensitiv - электросветочувствительный робот) вела себя немного иначе: более активно реагировала на малейшие изменения освещенности, быстрее и больше двигалась, расходовала больше энергии и чаще посещала кормушку.
Еще более интересной была третья черепаха Г. Уолтера — Кора (Conditional Reflex Automat — автомат условного рефлекса). Этот кибернетический зверек обладал не только "зрением" и "осязанием", но еще и "слухом": к его органам чувств конструктор добавил микрофон. Кроме того, его можно было обучать, вырабатывая у него что-то вроде условного рефлекса (благодаря наличию элемента памяти в виде конденсатора, способного в течение некоторого времени сохранять накопленный электрический заряд).