...Наступил 1834 год. Оленин взял на себя инициативу и напомнил “верхам”, что необходимо достойно отметить открытие столь значительного архитектурного памятника. Он обратился к министру императорского двора с письмом, приложив к нему проект медали. Предложение Оленина невозможно было отклонить, но Николай I решил, что это должна быть не наградная, а только памятная бронзовая медаль. На лицевой стороне медали, вылепленной скульптором Г. Губе, выгравированы окружённые лучами цифры 1812, 1813, 1814. На оборотной стороне по рисунку архитектора К. Тона медальерами П. Уткиным и А. Клепиковым было вырезано изображение триумфальных ворот и надпись. Эту медаль получили всего семьдесят человек: пятьдесят пять генералов, служивших в гвардии в 1812— 1815 годах, десять членов комитета по сооружению, включая Стасова, и пять наследников Уварова. Семьдесят первую медаль передали в Эрмитаж, которая и поныне хранится в его коллекции. (см. 9, с. 255)
Общий вид ворот впечатлял: перед людьми открывалось грандиозное сооружение высотой 23 метра, а вместе со скульптурой Победы - 30 метров и шириной 28 метров. Ширина прохода - более 8 метров; цилиндрический свод поднят на 15 метров. Он оформлен 27 кессонами - небольшими углублениями на поверхности потолка, имеющими форму квадрата, многоугольника и т. д., с розетками двух типов, которые чередуются в шахматном порядке. Для оживления стен, образующих проезд ворот, использованы полуциркульные ниши. Двенадцать каннелированных колонн, украшающих арку, оканчиваются мастерски прорисованными капителями коринфского ордера. Высота каждой колонны - 10 метров, диаметр около метра. Они несут аттик с фигурами гениев Победы, исполненными по моделям скульпторов Н. А. Токарева и М. Г. Крылова. По сторонам ворот между колоннами установлены фигуры четырёх воинов, автором которых был талантливый русский скульптор В.. И. Демут-Малиновский. Эти сильные и мужественные ратники, облачённые в древнерусские доспехи, протягивают лавровые венки, как бы приветствуя и осеняя славой победителей. Над фигурами воинов - барельефы с изображением летящих гениев Славы с венками и пальмовыми листьями в руках, исполненные скульптором И. И. Леппе. На самом верху ворот приковывает взгляд великолепная, украшенная лепкой колесница Славы, запряжённая шестёркой вздыбленных коней, отлитых по моделям скульптора П. К. Клодта. Виртуозный резец ваятеля создал полные вдохновенной силы скульптурные композиции, отличавшиеся благородством линий и “удивительной тонкостью отлива”. В торжественной колеснице, завершающей триумфальные ворота, гордо стоит крылатая богиня Славы в лёгкой тунике, держа в правой руке лавровый венок, а в левой - большую пальмовую ветвь - символ миролюбия и славы. Большое количество надписей, помещённых на аттике, фризе, пилонах и под сводом арки, воскрешает героические сражения Отечественной войны 1812 года. В центре аттика надпись: “Победоносной Российской императорской гвардии Признательное Отечество в 17д. Августа 1834г.” По краям аттика перечислены места основных сражений русской гвардии: Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное, Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж. На фасадах триумфальных ворот указаны названия гвардейских полков, прославившихся в жестоких боях, на западном: справа -Драгунский, Гусарский, Уланский, казачий; слева - Кавалергардский, Конный, Кирасирский, Конная артиллерия. На восточном фасаде: справа - Литовский, Гренадёрский, Павловский, Финляндский, Морской экипаж; слева - Преображенский, Семёновский, Измайловский, Егерский, Артиллерийская бригада. Помимо перечисленных, на арке есть ещё надписи. На главном фризе: “Повелением Александра Первого”; в нишах на боковых фасадах: “Начаты 26 августа 1827 года”, “Открыты 17 августа 1834-го”; под сводом: “Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего гвардейским корпусом генерала Уварова”. Став генералом в 27 лет, Фёдор Петрович Уваров проявил отвагу и храбрость на полях сражений в 1805-1807 гг. и во время Отечественной войны 1812 года. Бесстрашный генерал пользовался уважением в армии, считался отличным кавалерийским офицером. Всё в торжественных воротах - и скульптурный декор, и памятные надписи -подчёркивало величие прекрасного сооружения выдающегося зодчего В.. П. Стасова. (см. 4, с. 40)
Триумфальная арка, сооружённая “в память потомству”, в честь славных побед российского воинства, оформляла парадный въезд в столицу.
Колонну гвардейских полков возглавляла рота дворцовых гренадеров. Она была сформирована в 1827 году, в год закладки ворот, и состояла из участников Отечественной войны 1812 года, награждённых георгиевскими крестами (за мужество на поле брани) и знаком ордена святой Анны (за безупречную службу). Рота считалась старшей частью в русской армии, насчитывала, включая офицеров, 120 человек и несла почётные караулы. Вслед за командиром впереди роты шли два барабанщика и два флейтиста. Четыре офицера, в прошлом солдаты - участники Бородина, сопровождали знамя, на котором сверкали слова: “В воспоминание подвигов Российской гвардии”. Богатыри-гвардейцы ли подлинным олицетворением воинского подвига русского народа. Эти сто двадцать два воина ростом каждый 182 сантиметра, в высоких медвежьих шапках с золочеными налобниками, перевитых золотыми шнурами, в мундирах с алыми лацканами, расшитыми широкими золотыми галунами, явились как бы олицетворением всех, кто своей доблестью спас
Россию и Европу деспотизма Наполеона. При сформировании роте вручили знамя с надписью: “В воспоминание подвигов Российской гвардии”. Об этом свидетельствовали ордена и знаки отличия, сверкавшие на груди гренадеров. Об этих героях напоминают нам четыре портрета дворцовых гренадеров, помещенные в галерее Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце. (см. 5, с. 51)
Это было на редкость красивое шествие. Оно вызвало восторг тысяч зрителей, собравшихся на площади. С гордостью смотрели люди на героев Бородина и других битв Отечественной войны, “которые с полуторапудовыми ранцами за плечами и четырнадцатифунтовыми ружьями в руках, в подбитых ветром шинелях, часто голодные, в непрерывных боях, суровой зимой гнали из России, на протяжении тысяч вёрст разгромленную наполеоновскую армию и со звонкими русскими песнями войти в Париж”, - писал о них наш современник А. И. Гессен. (см. 7, 126)
В честь открытия Нарвских триумфальных ворот была изготовлена памятная медаль. На её лицевой стороне выгравированы, цифры 1812, 1813, 1814, обрамлённые лучами; на обратной стороне по рисунку архитектора К. Тона медальерами П. Уткиным и А. Клепиковым вырезано изображение триумфальных ворот. Таких медалей изготовили 71. Одна медаль передана в Эрмитаж, где она находится в настоящее время.
Четыре солдата из этой роты дворцовых гренадер - Илья Ямник, барабанщик Василий Авксеньев, унтер-офицер Егор Етгорде и капитан из унтер-офицеров Василий Лаврентьев - после Великой Октябрьской социалистической революции удостоились высокой чести: их портреты помещены в Галерее Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце.
Написанные в своё время художником Д. Доу, эти портреты лежали в кладовой: хозяева Зимнего дворца не разрешали поместить их в Галерее 1812 года.
После окончания всех строительных работ площадь вокруг ворот засыпали толстым слоем песка, тщательно раскатали катком. Она стала парадным въездом в столицу с юго-запада. “Въезд в Петербург со стороны Нарвского тракта, - говорится в книге И. Пушкарёва “Описание Санкт-Петербурга и уездных городов Санкт-Петербургской губернии”, вышедшей в 1839 году, - вполне достоин столицы: длинная, довольно широкая аллея Петергофской дороги, не уступающая аллее Елисейских полей... Прелестные загородные дачи украшают боковые аллеи, воздух освежается ароматной зеленью садов, и глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются на триумфальных воротах...” (см. 2, с. 67)
Вскоре после открытия ворот Стасов составил технический отчет и историческое описание. Архитектор указал и общую стоимость сооружения - один миллион сто десять тысяч рублей. В “Проекте исторического описания” говорилось, что ворота сооружались “по чертежам архитектора Стасова, сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере”. В действительности Стасов решил гораздо более сложную задачу. Он не только воссоздал произведение Кваренги в новых масштабах и материалах, но придал триумфальной арке большую монументальность, глубоко отвечавшую духу воинского подвига. Не равнодушным копиистом, снявшим слепок с подлинника, а равноправным создателем проявил себя Стасов в этой грандиозной работе. (см. 7, с. 122)
11 ноября 1834 года Нарвские триумфальные ворота со всем находящимся во внутренних помещениях оборудованием и чертежами были переданы городскому ведомству. Началась новая пора существования ворот - величественной арки на границе столичного города.
После открытия Нарвских ворот возникла верная мысль разместить в их внутренних помещениях мемориальный музей. Если подняться по семи гранитным ступеням и открыть двери, сделанные в полуциркульных нишах под аркой, можно войти в помещение первого этажа. В каждом пилоне имеются по три этажа и подвал, связанные между собой винтовой чугунной лестницей. Весь третий этаж (он находится в аттике) занимает удлиненный зал, разделённый арками и перекрытый сводом.
В этом зале, строгом и по-своему красивом, освещённом окнами на торцовых стенах, должны были находиться карта боевого пути гвардейских полков 1812-1815 годов, планы, фасады и разрезы ворот, краткое описание истории их создания. Но ворота служили казармой для солдат караульной службы, так что идея создания музея так и не была доведена до конца.
Долгое время ворота служили казармой для солдат караула, контролировавших въезд и выезд из города. (см. 2, с. 25)