В ночь на 10 марта 1757г. на Флорищевой пустыни случилось событие, взволновавшее всех иноков пустыни: страшная буря выворачивала с корнем вековые сосны, необычайной силы гром, ослепительные молнии обрушились на землю. Почудился братии в ночном кошмаре гроб, явившийся в окнах, залитых на минуту светом. Братия решила, что это явился гроб святого подвижника Иринарха, второго настоятеля монастыря. Быстро разнеслась весть по окрестностям и дошла до Ианикия - старейшего из монахов Флорищевой пустыни, жившего в то время в монастыре г.Гороховца. Он, приехав в пустынь, указал место погребения настоятеля. Монахи принялись копать ... и не обнаружили никаких следов захоронения.
Еще более усилились слухи, волна новых богомольцев обрушилась на обитель. В московскую синодальную контору поступило письмо, изъятое у отставного капитана Васильева. Содержание повествовало о чудесах во Флорищевом монастыре. Это послание в копиях быстро распространилось. А 13 мая 1758г. обер-прокурор Священного Синода Афанасий Львов сообщил, что “Ея Императорское Величество Всемилостивейшая Государыня Елизавета изволила прислать капрала Рославлева для учинеия в Святом Синоде справки, какие есть, о новоявленном еще чудотворце известия”. Спустя 2 дня обер-прокурор Бутулин отвечал, что чудотворец действительно якобы явился во Флорищеву пустынь. Он отдал распоряжение “немедленно исследовать вопрос и донести Ея Императорскому Величеству”. Закрутилась чиновничья машина Священного Синода.
Синоду необходимо было доказать, что во Флорищах никаких чудес не происходило и там об этом ничего не слышали, т.к. еще со времен Петра I правительство издало ряд приказов с целью искоренения суеверия. За корыстное разглашение “ложного чуда” или суеверия были определены телесные наказания. Посланный туда архимандрит Никон, приехав во Флорищеву пустынь в мае, созвал братию по именному списку, произвел обыск в кельях, отобрал у монахов все письма о Чуде. Уничтожив их, архимандрит, как и следовало, докладывал, что “не нашел ни у кого ничего приличного по оному следствию”.
Никон произвел допрос каждого из братии по одиночке и доложил, что вся братия “в один голос” показала, что “во Флорищах никакого чудотворца не было, и о том-де ни от кого никогда не слыхали”. О месте погребения Иринарха братия будто бы заявила, что т.к. времени прошло много, никто не помнит места захоронения. Несомненно, память об этом случае осталась в среде братии. Но следствию необходимо доказать, что чудес во Флорищевой пустыни не было, и это было достигнуто в совершенстве.
Так закончилась попытка прославить Иринарха.[24]
- 9 -
МОНАСТЫРЬ В XX ВЕКЕ
Н |
еспешно шли службы в монастырских храмах Флорищевой пустыни, размеренно отмеряли уходящее время на шатровой колокольне часы.
А время бежало, и вот настал ХХ век. Монастырь Флорищева пустынь по-прежнему оставался одним из самых известных монастырей в России.
На главные праздники нередко приезжали высокопоставленные гости. В 1902г. на праздник в честь святых апостолов Петра и Павла пустынь посетил архиепископ Владимирский Сергий, но событие, произошедшее в 1904г., наверняка братия обсуждала дольше. По уходу Владимирской духовной консистории, иеромонах удостоен чести быть направленным в длительную заграничную командировку в Иерусалим.
Казалось, ничто не предвещало надвигающейся катастрофы, но все же жизнь становилась тревожнее. Счет несчастьям начался с мая 1912 года. Иеромонах Илидор, предводитель черносотенцев, бывший дружок Григория Распутина, вдруг собрал монастырский синклит***** и заявил о своем отречении от Бога.[25]
Случившееся во Флорищевой пустыни немедленно было доведено до сведения Владимирской консистории, а оттуда отречение переправили в Священный Синод столицы. Потребовалось почти полтора года, чтобы чиновничья машина Священного Синода приняла окончательное решение по поводу поступка Илидора, и лишь зимой 1914г. ему разрешено было покинуть Флорищеву пустынь.[26]
В 1916г. по неизвестным причинам пало несколько лучших лошадей, от удара молнии сгорел хлебный амбар.
До начала варварского опустошения осталось считанное время. В 1918г. во Флорищеву пустынь прибыл из Шуи отряд красногвардейцев в 23 человека, заняв монастырские помещения с целью организации здесь коммуны. Через несколько дней в монастырь неожиданно прибывает еще один красный отряд из Гороховецкого совдепа, который арестовал и отправил во Владимир шуйских коммунаров за “самочинный захват монастыря”.
Документы свидетельствуют о многочисленных фактах хищения из ризницы монастыря, но, как правило, комиссии, разбиравшие подобные жалобы, в отчетах писали стандартную фразу: “Фактов хищения не установлено”. Коммунары, после разбирательства во Владимире, вновь вернулись в пустынь на Лухе. Монастырская братия, пытавшаяся существовать вместе с коммунарами, не находит общего языка с поселенцами. Жалобы монахов на притеснение остаются без внимания. В 1923г. по декрету о роспуске монастырей пустынь на реке Лух перестала существовать.
В августе 1924г. монастырское хозяйство вместе с земельными владениями переходит в ведение губмузея. Уцелевшие исторические ценности поступают частично в фонд Третьяковской галереи, остальные в фонды Владимирского губмузея. Движимое и прочее имущество пошло на продажу.
К концу 20-х годов музей во Флорищевой пустыни терпит полный финансовый крах. С 1 октября 192г. монастырь Флорищева пустынь был выведен из состава Владимирского губмузея и памятник истории и культуры XVII-XVIIвв. приписывают к военному ведомству, в котором он находился около 60 лет.[27]
Прошло время былого величия. О монастыре словно забыли. За последние десятилетия многое в пустыни обветшало, разрушилось, потрескалось, навечно кануло в Лету.
- 10 -
Только в начале 80-х годов, когда войны оставили монастырские стены, глухо и неясно заговорили о прекрасном архитектурном ансамбле конца XVIIв., который изуродованный вновь воскрес среди лесов заокских далей на западе области.[28]
Модно ли возродить монастырь? Есть люди, которые уверены, что можно. И они берутся за дело. Сейчас в Нижегородской епархии зарегистрирована церковная община Флорищева монастыря, подбираются люди, которым дорога отечественная история, судьба нашего края.[29]
Одним из таких людей является Сергей Александрович Орлов, староста общины и председатель совета Успенской церкви, на плечи которого легло богатство из богатств. Теперь именно он со товарищи (а их очень немного) стал приемным наследником того, что воздвигли русские монахи более трехсот лет назад. Именно они отреставрировали церковь Петра и Павла. Она была уже освящена, и в ней шла служба. Маленькая церковка со свеженастланными полами, выкрашенная, выбеленная действительно кажется обителью чего-то хорошего. По стенам вместо икон ещё много просто цветных репродукций.[30]
В старинных стенах действительно возрождается жизнь. Если в 1992г. из рассказа отца Еливфария корреспонденту Мягкову мы узнаем, что главная трудность - нет денег. Монастырь восстанавливается на пожертвования, т.к. Нижегородская область ничем помочь не может.[31] То буквально через два года мы узнаем, что эта проблема уже решена. Основные деньги поступают от Нижегородского департамента культуры, помогают и дзержинские предприятия.
Тип работ нарастает. Церковь Петра и Павла действительно ожила, и там ведется постоянная служба, одновременно ведутся реставрационные работы в храме, приобретается новая церковная утварь. Церковь становится все более посещаемая местными прихожанами. Также возведена кровля и на “голицынский” корпус. Закрыт для ремонтно-реставрационных работ Успенский собор. В просфорной выстелены полы.
Троицкая церковь тоже готовится к консервации, очищены чердачные и подвальные помещения. Сейчас там работают бригады владимирских строителей, члены церковной общины и несколько местных жителей.