В 1993г. при Флорищевом монастыре создан детский православный лагерь, там дети играли, купались в реке, слушали лекции по истории, краеведению, проводились и уроки православия.
ФЛОРИЩЕВ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ф |
лорищев монастырь - один из немногих монастырских комплексов в Нижегородской области (до 1929г. входил во Владимирскую губернию), сохранившийся в первозданном виде.[32] Он занимал участок квадратной формы, несколько скошенный по линии берега.[33]
В начале своего развития монастырь образовывался несколькими деревянными строениями, сгруппированными вокруг небольшой церквы “Успения пресвятой Бого-
- 11 -
родицы”. Основное каменное строительство развернулось после 1677г. и производилось под непосредственным руководством настоятеля монастыря Илариона, который в то время являлся духовным наставником царя.
К концу XVIIв., то есть почти за 20-летний период строительства, Иларион сумел полностью завершить монастырский комплекс. Монастырь Флорищева пустынь, сложившийся как целостный архитектурный ансамбль в последней четверти XVIIв., был дополнен в XVIII и XIXвв. строениями, развивающими первоначальный замысел.
Особенностью ансамбля является новый прием его планировки: геометрически правильная соборная площадь, образованная Успенским собором, Троицкой церковью и колокольней приглавенствующем положении отдельно стоящей колокольни. Во
но с возведения колокольни было начато строительство всего монастыря.
Колокольня, имеющая вид высокой башни, построенная в 1678-1681гг., создает монументальный запоминающийся образ. Мощные белые плоскости стен колокольни прорезаны глубокими оконными проемами, составляющими основу ее декоративного убранства. Только ярус звона более украшен. Он имеет изразцовый фриз и декоративные вставки.
На самом высоком месте монастыря располагается простой, кубический объем Успенского собора (1681г.), завершенный традиционным пятиглавием. Особенно впечатляет выразительность мощного, лаконичного объема, который просматривается уже с дальних подходов к монастырю.
Целостность главной площади монастыря дополняет вытянутый объем Троицкой церкви с трапезной (1683-1689гг.), архитектура которой созвучна образу Успенского собора. Вокруг главных зданий монастыря группируются другие постройки, образующие четкий внешний контур монастырских стен. Впоследствии постройки этого монастыря послужили образцом для возведения многочисленных культовых сооружений близлежащих мест.
Все это говорит о том, что монастырь Флорищева пустынь относится к числу уникальных монастырских комплексов и занимает видное место в истории русской архитектуры и градостроительства.[34]
Особую научную и духовную ценность составляла монастырская библиотека, хранившаяся на третьем ярусе колокольни. Ее основание относится ко второй половине XVIIв. В этой библиотеке работали известные ученые прошлого: Векторов, Шляпкин, Замысловский, Строев.
Сейчас дошедшие до нас собрания сочинений пустыни насчитывает около 70 старопечатных книг и около 100 рукописей. Четыре книги во Флорищев монастырь были
- 12 -
переданы в 1704г. основателем монастыря Иларионом. Во время церковного раскола Флорищев монастырь сначала не принимает новоисповеданий Никона, но позднее сам является активным поборником новых веяний в церкви. Яркое тому подтверждение - библиотека Флорищевой Пустыни. Среди книг “Лексикон славяно-русский” монаха-просветителя Палебы Бернды (изданный в 1653г.), “Псалтырь с толкованием” издание Киево-Печерского монастыря в 1697г. Две Минеи на февраль и декабрь (обе отпечатаны в Москве).
Заметное место в собрании занимали книги, так называемые “листовой печати”- издания, отпечатанные на землях Литвы, Украины, Белоруссии.
Так же в библиотеке хранилось несколько книг, в которых имеются вкладные записи известных исторических лиц. На книге Антония Радивиловского “Огородок Марии Богородицы” царица Прасковья Федоровна, жена Ивана Алексеевича, оставила подпись. В библиотеке так же были издания московской печати, например “Псалтырь в стихах” Симеона Полоцкого, воспитателя царя Федора Алексеевича. Эту ценную книгу украшает гравюра с надписью:” С.Ушаков знаменовал в 7188 году” и монограмма.
Имелись в библиотеке и журналы, всего насчитывалось 71 название.
Ученые мужи Российской академии наук не раз обращались с просьбой о присылке им уникальных книг из Флорищевой обители.[35]
С именем первого настоятеля Илариона связано появления в обители выдающегося иконописца XVIIв. Симона Ушакова.[36] Он был связан родственными узами с Иларионом и написал несколько икон для Флорищева монастыря. Это: “Успение Богородицы”, “Спаситель на престоле”, “Кипрская Богородица”, “Владимирская Богородица”, “Богоматерь с предвечным младенцем”. Все эти иконы были написаны с 1655 по 1681гг. В московский дом к Симону нередко приезжал Иларион. Родство было тесным, и выгоды от него для монастыря были большие. У Симона учились Никита Иванов и Петр Афанасьев, будущие монастырские иконописцы.
Иконы Симона сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.[37]
ФЛОРИЩЕВ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ф |
лорищев монастырь - один из немногих монастырских комплексов в Нижегородской области (до 1929г. входил во Владимирскую губернию), сохранившийся в первозданном виде.[38] Он занимал участок квадратной формы, несколько скошенный по линии берега.[39]
В начале своего развития монастырь образовывался несколькими деревянными строениями, сгруппированными вокруг небольшой церквы “Успения пресвятой Богородицы”. Основное каменное строительство развернулось после 1677г. и производилось под непосредственным руководством настоятеля монастыря Илариона, который в то время являлся духовным наставником царя.
К концу XVIIв., то есть почти за 20-летний период строительства, Иларион сумел полностью завершить монастырский комплекс. Монастырь Флорищева пустынь, сложившийся как целостный архитектурный ансамбль в последней четверти XVIIв., был дополнен в XVIII и XIXвв. строениями, развивающими первоначальный замысел.
Особенностью ансамбля является новый прием его планировки: геометрически правильная соборная площадь, образованная Успенским собором, Троицкой церковью и колокольней приглавенствующем положении отдельно стоящей колокольни. Во
Флорищевом монастыре традиционная ориентация основного входа на собор впервые получает иную интерпретацию: композиционным акцентом выступает устремленная вверх колокольня, значимость которой усиливается так, что она превышает высоту главного культового сооружения - собора. Такое архитектурное построение монастыря для того времени было большим новшеством. Не случайно имен- |
но с возведения колокольни было начато строительство всего монастыря.
Колокольня, имеющая вид высокой башни, построенная в 1678-1681гг., создает монументальный запоминающийся образ. Мощные белые плоскости стен колокольни прорезаны глубокими оконными проемами, составляющими основу ее декоративного убранства. Только ярус звона более украшен. Он имеет изразцовый фриз и декоративные вставки.
На самом высоком месте монастыря располагается простой, кубический объем Успенского собора (1681г.), завершенный традиционным пятиглавием. Особенно впечатляет выразительность мощного, лаконичного объема, который просматривается уже с дальних подходов к монастырю.