Смекни!
smekni.com

Обитель на реке Лух (стр. 5 из 6)

Це­ло­ст­ность глав­ной пло­ща­ди мо­на­сты­ря до­пол­ня­ет вы­тя­ну­тый объ­ем Тро­иц­кой церк­ви с тра­пез­ной (1683-168­9гг.), ар­хи­тек­ту­ра ко­то­рой со­звуч­на об­ра­зу Ус­пен­ско­го со­бо­ра. Во­круг глав­ных зда­ний мо­на­сты­ря груп­пи­ру­ют­ся дру­гие по­строй­ки, об­ра­зую­щие чет­кий внеш­ний кон­тур мо­на­стыр­ских стен. Впо­след­ст­вии по­строй­ки это­го мо­на­сты­ря по­слу­жи­ли об­раз­цом для воз­ве­де­ния мно­го­чис­лен­ных куль­то­вых со­ору­же­ний близ­ле­жа­щих мест.

Все это го­во­рит о том, что мо­на­стырь Фло­ри­ще­ва пус­тынь от­но­сит­ся к чис­лу уни­каль­ных мо­на­стыр­ских ком­плек­сов и за­ни­ма­ет вид­ное ме­сто в ис­то­рии рус­ской ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва.[40]

Осо­бую на­уч­ную и ду­хов­ную цен­ность со­став­ля­ла мо­на­стыр­ская биб­лио­те­ка, хра­нив­шая­ся на треть­ем яру­се ко­ло­коль­ни. Ее ос­но­ва­ние от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­ви­не XVIIв. В этой биб­лио­те­ке ра­бо­та­ли из­вест­ные уче­ные про­шло­го: Век­то­ров, Шляп­кин, За­мы­слов­ский, Стро­ев.

Сей­час до­шед­шие до нас со­б­ра­ния со­чи­не­ний пус­ты­ни на­счи­ты­ва­ет око­ло 70 ста­ро­пе­чат­ных книг и око­ло 100 ру­ко­пи­сей. Че­ты­ре кни­ги во Фло­ри­щев мо­на­стырь бы­ли пе­ре­да­ны в 1704г. ос­но­ва­те­лем мо­на­сты­ря Иларионом. Во вре­мя цер­ков­но­го рас­ко­ла Фло­ри­щев мо­на­стырь сна­ча­ла не при­ни­ма­ет но­во­ис­по­ве­да­ний Ни­ко­на, но позд­нее сам яв­ля­ет­ся ак­тив­ным по­бор­ни­ком но­вых вея­ний в церк­ви. Яр­кое то­му под­твер­жде­ние - биб­лио­те­ка Фло­ри­ще­вой Пус­ты­ни. Сре­ди книг “Лек­си­кон сла­вя­но-рус­ский” мо­на­ха-про­све­ти­те­ля Па­ле­бы Берн­ды (из­дан­ный в 16­53г.), “Псал­тырь с тол­ко­ва­ни­ем” из­да­ние Кие­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в 16­97г. Две Ми­неи на фев­раль и де­кабрь (обе от­пе­ча­та­ны в Мо­ск­ве).

За­мет­ное ме­сто в со­б­ра­нии за­ни­ма­ли кни­ги, так на­зы­вае­мые “лис­то­вой пе­ча­ти”- из­да­ния, от­пе­ча­тан­ные на зем­лях Лит­вы, Ук­раи­ны, Бе­ло­рус­сии.

Так же в биб­лио­те­ке хра­ни­лось не­сколь­ко книг, в ко­то­рых име­ют­ся вклад­ные за­пи­си из­вест­ных ис­то­ри­че­ских лиц. На кни­ге Ан­то­ния Ра­ди­ви­лов­ско­го “Ого­ро­док Ма­рии Бо­го­ро­ди­цы” ца­ри­ца Пра­ско­вья Фе­до­ров­на, же­на Ива­на Алек­сее­ви­ча, ос­та­ви­ла под­пись. В биб­лио­те­ке так же бы­ли из­да­ния мо­с­ков­ской пе­ча­ти, на­при­мер “Псал­тырь в сти­хах” Си­ме­о­на По­лоц­ко­го, вос­пи­та­те­ля ца­ря Фе­до­ра Алек­сее­ви­ча. Эту цен­ную кни­гу ук­ра­ша­ет гра­вю­ра с над­пи­сью:” С.Уша­ков зна­ме­но­вал в 7188 го­ду” и мо­но­грам­ма.

Име­лись в биб­лио­те­ке и жур­на­лы, все­го на­счи­ты­ва­лось 71 на­зва­ние.

Уче­ные му­жи Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук не раз об­ра­ща­лись с прось­бой о при­сыл­ке им уни­каль­ных книг из Фло­ри­ще­вой оби­те­ли.[41]

С име­нем пер­во­го на­стоя­те­ля Илариона свя­за­но по­яв­ле­ния в оби­те­ли вы­даю­ще­го­ся ико­но­пис­ца XVIIв. Си­мо­на Уша­ко­ва.[42] Он был свя­зан род­ст­вен­ны­ми уза­ми с Иларионом и на­пи­сал не­сколь­ко икон для Фло­ри­ще­ва мо­на­сты­ря. Это: “Ус­пе­ние Бо­го­ро­ди­цы”, “Спа­си­тель на пре­сто­ле”, “Кипр­ская Бо­го­ро­ди­ца”, “Вла­ди­мир­ская Бо­го­ро­ди­ца”, “Бо­го­ма­терь с пред­веч­ным мла­ден­цем”. Все эти ико­ны бы­ли на­пи­са­ны с 1655 по 1681гг. В мо­с­ков­ский дом к Си­мо­ну не­ред­ко при­ез­жал Иларион. Род­ст­во бы­ло тес­ным, и вы­го­ды от не­го для мо­на­сты­ря бы­ли боль­шие. У Си­мо­на учи­лись Ни­ки­та Ива­нов и Петр Афа­нась­ев, бу­ду­щие мо­на­стыр­ские ико­но­пис­цы.

Ико­ны Си­мо­на сей­час хра­нят­ся в Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ском му­зее-за­по­вед­ни­ке.[43]

- 13 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я

на­де­юсь, что, про­чи­тав мой ре­фе­рат, вы не ос­та­не­тесь рав­но­душ­ны к судь­бе Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни. Тем бо­лее, что ис­то­рия ее ос­но­ва­ния, ле­ген­ды, ко­то­рые с ней свя­за­ны, на­столь­ко ин­те­рес­ны, что про­сто не мо­гут не при­влечь рус­ско­го че­ло­ве­ка. Роль, ко­то­рую она иг­ра­ла в ис­то­рии на­ше­го го­су­дар­ст­ва, то­же да­ле­ко не ма­ла. Ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль пус­ты­ни от­но­сит­ся к чис­лу уни­каль­ных мо­на­стыр­ских ком­плек­сов и за­ни­ма­ет вид­ное ме­сто в ис­то­рии рус­ской ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва. Биб­лио­те­ка мо­на­сты­ря, пред­став­ляв­шая со­бой осо­бую на­уч­ную и ду­хов­ную цен­ность, бы­ла из­вест­на не толь­ко в Ни­же­го­род­ской об­лас­ти, но и в сто­ли­це Рос­сии - Мо­ск­ве. Ико­ны, ко­то­ры­ми мы сей­час вос­хи­ща­ем­ся в Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ском му­зее-за­по­вед­ни­ке, на­пи­са­ны для на­ше­го Фло­ри­ще­ва мо­на­сты­ря и ук­ра­ша­ли его хра­мы и со­бо­ры бо­лее трех­сот лет. С мо­на­сты­рем связаны име­на таких людей, как царь Фе­дор Алек­сее­вич, ми­тро­по­лит Суз­даль­ский и на­стоя­тель Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни Ила­ри­он, зна­ме­ни­тый рус­ский ико­но­пи­сец Си­мон Уша­ков и князь Борис Алексеевич Голицын. И это бо­гат­ст­во из бо­гатств, к ко­то­ро­му стре­ми­лись па­лом­ни­ки из всех угол­ков Рос­сии, на­хо­дит­ся так близ­ко от нас.

Сей­час Фло­ри­щев мо­на­стырь разрушен, он то­же стал жерт­вой со­вет­ской вла­сти. Но те­перь, ко­гда мы на­чи­на­ем про­зре­вать, на­до то­ро­пить­ся на­вер­стать упу­щен­ное. Мно­гие уже по­ня­ли, что от них за­ви­сит, бу­дет ли эта свя­ты­ня со­гре­вать ду­ши их де­тей или ум­рет вме­сте с на­ми. Но ве­рит­ся, на­ста­нет час и за­свер­ка­ет бы­лым ве­ли­чи­ем сла­ва ста­рин­но­го мо­на­сты­ря. К то­му есть ма­лень­кое, но все же на­ча­ло. И это бу­дет уже иная, но­вая ис­то­рия - ис­то­рия вто­ро­го ро­ж­де­ния, не­ко­гда зна­ме­ни­той в Рос­сии оби­те­ли.

- 16 -

ПРИЛОЖЕНИЕ

В

руки автора совершенно случайно попала книга по истории Флорищевой пус­тыни. К сожалению название и выходные данные книги не сохранились, по­скольку (судя по содержанию) она относится к концу XIX - началу ХХ века. Автор считает не­обходимым познакомить читателя реферата с некоторыми редкими материалами, содержащи­мися в этой книге. Эти материалы помещаются в приложение.

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

* ана­хо­рет (с.4) - мо­нах-пус­тын­ник, из­ну­ряю­щий се­бя по­стом и мо­лит­вой.

** пус­тынь (с.4) - уе­ди­нен­ная оби­тель, оди­но­кое жи­ли­ще, ла­чу­га от­шель­ни­ка, оди­но­ко­го бо­го­моль­ца, или не­штат­ный мо­на­стырь.

*** пар­су­на (с. 12) - ис­ка­жен­ное - пер­со­на; рус­ская порт­рет­ная жи­во­пись XVI-XVIIвв., в ко­то­рой со­хра­ни­лись прие­мы ико­но­пи­си.

**** бе­лое ду­хо­вен­ст­во (с. 7) - об­щее на­зва­ние низ­ших (не мо­на­ше­ст­вую­щих) свя­ще­но­слу­жи­те­лей (свя­щен­ни­ки, дья­ко­ны) в от­ли­чии то чер­но­го ду­хо­вен­ст­ва (выс­ше­го).

***** кло­бук (с. 5) - го­лов­ной убор мо­на­хов, вы­со­кий ци­линдр без по­лейс по­кры­ва­лом, чер­ный - у про­стых мо­на­хов и ар­хие­ре­ев, бе­лый - у ми­тро­по­ли­тов и пат­ри­ар­хов.

****** синк­лит (с. 9) - в Древ­ней Гре­ции со­б­ра­ние выс­ших са­нов­ни­ков, в пе­ре­нос­ном смыс­ле - пол­ный со­став кол­лек­ти­ва (ча­ще вы­со­ко­по­став­лен­ных лиц).

- 15 -

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ану­чин С. Ис­то­рия од­но­го заб­ве­ния. (Дзер­жи­нец - 8 ию­ня 19­90г.)

2. Асе­ев­ский А. Вре­мя. По­ра со­би­рать кам­ни. (Ни­же­го­род­ские но­во­сти - 14 ию­ня 19­94г. с.3)

3. Ми­хай­лов В. Фло­ри­ще­ва пус­тынь. (Дзер­жи­нец - 28 ян­ва­ря 19­70г.)

4. Мяг­ков В. Ве­рую в доб­ро­ту лю­дей. (Дзер­жи­нец - 25 ав­гу­ста 19­92г.) - рас­ска­зы­ва­ет отец Елив­фа­рий.

5. Шаль­нов С. “... и про­сим по­ми­нать”. (Дзер­жи­нец - 20 мая 19­92г.)

6. Шаль­нов С. Царь Фе­дор и Фло­ри­ще­ва пус­тынь. (Дзер­жи­нец - 25 но­яб­ря 19­92г.)

7. Шаль­нов С. Оби­тель на ре­ке Лух. Де­ло о чу­дес­ном яв­ле­нии. (Дзер­жи­нец - 22 ян­ва­ря 19­94г.)

8. Шаль­нов С. Оби­тель на ре­ке Лух. Мо­на­стыр­ская биб­лио­те­ка (Дзер­жи­нец - 9 фев­ра­ля 19­94г.)

9. Шаль­нов С. Знат­ней­ше­го ро­да рос­сий­ско­го. (Дзер­жи­нец - 11 мар­та 19­92г.)

10.Шаль­нов С. Оби­тель на ре­ке Лух. Цве­ту­щий сад. (Дзер­жи­нец - 30 мар­та 19­94г.)

11.Шаль­нов С. Оби­тель на ре­ке Лух. Цве­ту­щий сад. (Дзер­жи­нец - 27 ап­ре­ля 19­94г.)

12.Шаль­нов С. Оби­тель на ре­ке Лух. Запрещённый иеромонах. (Дзер­жи­нец - 2 марта 19­94г.)

13.Штенд­лер М. Фло­ри­ще­ва пус­тынь. (Дзер­жи­нец - 15 мар­та 1981г. с.4)

14.Шу­мил­кин С.М. Ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль мо­на­сты­ря Фло­ри­ще­ва пус­тынь. (За­пис­ки крае­ве­дов - Горь­кий, Вол­го-Вят­ское книж­ное из­да­тель­ст­во 1985г., с.223-232)

15.Шумилкин С.М. Сохранить для потомков. Редчайший памятник русско-ни­же­го­- род­с­кой архитектуры XVIIв. (Горьковская правда - 11 февраля 1986г.)

16. История Отечества. Справочник школьника. (Филологическое общество “Слово”. Москва 1996г.)

17. Па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры Горь­ков­ской об­лас­ти. (спра­воч­ник - Н.Нов­го­род. Вол­го-Вят­ское книж­ное из­да­тель­ст­во 1980г. Из со­дер­жа­ния: Фло­ри­ще­ва пус­тынь Ан­самбль XVII-XVIIIвв. - с.191-192)

18. Со­вет­ский эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. (книж­ное из­да­тель­ст­во “Со­вет­ская эн­цик­ло­пе­дия. - 1982г.)

19. История Нижегородской области в словаре Брокгауза и Ефрона. (Нижний Новгород, 1993г., с.69)


[1]Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)

[2]Асеевский А. Время. Пора собирать камни. (Нижегородские новости-14 июля 1994г.)

[3]Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)

[4]Шальнов С. Царь Фёдор и Флорищева пустынь. (Дзержинец- 25 ноября 1992г.)