Средняя общеобразовательная школа №2
“ОБИТЕЛЬ НА РЕКЕ ЛУХ”
реферат ученицы 9 “Б” класса
Зубко Ольги
оформление ученика 9 “Б” класса
Пшеницына Леонида
руководитель: Башкатова Т.И.
г.Дзержинск 1997г.
СОДЕРЖАНИЕ
I Введение..............................................................................................................................3
II Основная часть.................................................................................................................4
1. Основание монастыря.......................................................................................4
2. Русские самодержцы и Флорищев монастырь...........................................5
- царь Фёдор и Флорищева пустынь
- Пётр I и Флорищева пустынь
- Анна Иоановна и Екатерина II
3. Монастырская жизнь.........................................................................................6
- владения, границы, сёла, люди, вклады
- быт монастыря
- легенды
4. Монастырь в XX веке.........................................................................................9
- последние дни монастыря
- восстановление жемчужины нашего края
5. Флорищев монастырь как памятник русской культуры.........................10
- архитектура
- монастырская библиотека
- монастырские иконы
III Заключение.......................................................................................................................13
IV Словарь используемых терминов..............................................................................14
V Список используемой литературы..............................................................................15
VI Приложение......................................................................................................................16
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Животворящая святыня !
Земля была б без них мертва
Как .. ....... пустыня
И как алтарь без божества.
А.С.Пушкин 1830г.
Ж |
ива еще, несмотря ни на что, в душе русского человека потребность в красоте, в продолжении духовных традиций русской православной веры. Начинают возрождаться из небытия забытые имена, возрождаться из руин, оскверненные некогда, заброшенные храмы и монастыри, восстанавливаются утерянные звенья нашей русской истории.
Бытует мнение, что только в знаменитых туристических центрах (таких, как Суздаль, Новгород, Владимир) можно познать красоту и разнообразие русской культуры. В какой-то степени с этим можно согласиться, но ведь культура развивалась повсюду, в каждом уголке Руси - со всей своей самобытностью и неповторимостью.
И в нашем крае есть такие места. Одним из них является Флорищева пустынь.
Конечно, сейчас она не идет ни в какое сравнение ни с Троице-Сергиевой лаврой, ни с Соловецким монастырем, но давайте не будем относиться к этому памятнику с пренебрежительным высокомерием. Тем более, что многие не знают ни истории возникновения Флорищевой пустыни, ни той роли, которую она сыграла в истории государства, ни тех легенд и загадочных событий, которые с ней связаны.
Поэтому я в своем реферате хочу рассмотреть эти проблемы, ведь так важно не забывать о прошлом, тем более, когда оно у нас такое интересное.
Нельзя тут не вспомнить слова великого русского поэта А.С.Пушкина: ”Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости”.
- 4 -
ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ
М |
рачна была глушь непроходимых Луховских лесов. На всем их обширном пространстве не было никаких селений. Лишь изредка, держась берегов лесных речек, чтобы не заблудиться, посещали эти места бортники-пчеловоды, отыскивая в дуплах деревьев или в заранее поставленных бортях диких пчел, да рыбаки, ловившие по лесным речкам рыбу.[1]
Доподлинно известно, что до появления монастырских людей на левом, возвышенном берегу реки Лух проживал пчеловод Флор. Его владения прозвали флорищевыми горами. Сюда и устремились монахи.[2]
В первой половине XVIIв. в дебри Флорищева урочища пришел схимник-монах Мефодий, который поселился здесь, недалеко от реки Лух, построив себе в “зело густой чаще” под сосной келью.
В скором времени к нему пришли два инока Макарьевского монастыря из села Пурех - вотчины князя Д.М.Пожарского - отец и сын, Варлаам и Макарий. Они решили отречься от суетного мира, уединиться и, поставив обитель, посвятить себя служению Богу, дабы спасти свои души.
Пустынное жительство анахоретов* привлекали высокие Флорищевы горы, заросшие сплошь громадными соснами. У подножия этих сосен протекала неширокая, но глубокая и быстрая лесная река Лух с небольшими глубокими озерами. Впоследствии эти озера получили названия “Святое” и “Садок”. Из Святого монахи брали для питья воду, а в Садке хранили выловленную рыбу.[3]
Поведал пришедшим инокам Мефодий о своем видении, будто бы показался однажды старцу невиданный свет, исходящий из недр Флорищевой горы, а в сиянии усмотрел Мефодий величественный храм, предвещающий будущую славу этому месту. Отправились отшельники в Гороховец, просить у жителей помощи в строительстве храма. Отвечали им: ”К чему храм, когда священника нет, место глухое, пустынное, да и никто не пойдет к вам, когда и самим питаться нечем”. Но настойчивыми оказались монахи, свято верили в чудесное предзнаменование - деревянная церковь с приделами все же была воздвигнута.[4]
По законам Русской Православной Церкви служба в новоиспеченном храме может вестись только в том случае, если он будет освящен. И старец Мефодий отправился к патриарху всея Руси Иосифу. 20 марта 1651 года патриарх Иосиф повелел освятить церковь во имя “Успения Пресвятой Богородицы”[5] с приделом в честь преподобного Ефрема Сирина.
С просьбой совершить акт освящения старец Мефодий обратился к настоятелю Вязниковского Благовещенского храма, игумену Моисею, и тот освятил его.[6]
А в июне на строительство новой церкви была получена грамота и от царя Алексея Михайловича. Это был первый документ, свидетельствующий о юридическом образовании пустыни.[7]
Но сложилась такая ситуация: в пустыни** был освященный храм, а служить в нем было некому. Ведь службу мог нести только рукоположенный в сан священник, а Мефодий и его сподвижники были простыми монахами. И так как церковь без священ-
ника существовать не могла, то его нашли. И 3 сентября 1653г. во Флорищи приехал первый священник
протоиерей Иларион, который продолжал обустройство, стал создателем и настоятелем монастыря.[8] Итак, обитель вступила в жизнь.
- 6 -
РУССКИЕ САМОДЕРЖЦЫ И ФЛОРИЩЕВ МОНАСТЫРЬ
И |
пошла по белу свету слава об иноческом подвиге Илариона, его лесной обители. Часто посещал его гороховецкий воевода Петр Абрамович Лопухин и из Вязников - воевода Иван Павлович Языков. Именно Иван Павлович сблизил Илариона со своим знатным родственником Иваном Максимовичем Языковым, фаворитом царя Федора Алексеевича. Юный царь не мог не заметить как далеко уклонилась жизнь современных ему иноков в богатых монастырях от той, которая была в древности. Он видел недостатки в жизни настоятелей, их корыстолюбие, тщеславие, расчетливость при свидании с царем, отсутствие искренности. И вот со слов своего родственника, вязниковского воеводы Языкова, любимец царя Иван Максимович Языков докладывает государю, что в глухих лесных дебрях Флорищенских есть такая пустынь, где иноки осуществляют идеалы подвижнические и где настоятель - строгий подвижник Иларион.
Царский любимец, вероятно, не пожалел красок в своем рассказе о том, как строго ведут схимнический образ жизни пустынники в постоянных трудах, воздержании, кротости и послушании.
Федор Алексеевич заинтересовался ярким рассказом и пожелал увидеть Илариона. Желание это, вероятно, усиливалось и тем, что царствующий юноша в душе надеялся получить чудесное исцеление от своей изнурительной болезни (он с детства был физически немощным), благодаря молитвам благочестивого Илариона. Умный придворный Языков легко устроил свидание царю с подвижником из глухой обители. Он был в это время в Москве и находился у иконописца С. Ушакова, у которого всегда останавливался по приезду в столицу. Первое свидание царя с Иларионом произошло в январе 1677 года, вскоре появилась первая жалованная грамота Флорищевой пустыни. Долго продолжалась беседа пустынника с царем, которая послужила началом продолжительной дружбы между этими двумя людьми.