Смекни!
smekni.com

Чудеса света (стр. 2 из 3)

В архитекторах , художниках и скульпторах недостатка не было . Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона . Тот предложил строить храм из мрамора,

причем по редкому тогда принципу ионического диптера , то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил архитектора задуматься над тем , как обеспечить храму долгую жизнь . Решение было смелым и нестандартным : ставить храм на болоте у реки .Херсифрон рассудил , что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях . А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю , был вырыт глубокий котлован , который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму .Правда, не этому , а другому...

Очевидно , строительство и расчеты храма были сплошной инженерной головоломкой. Приходилось решать , например , проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки ни конструировали строители под тяжестью груза они неумолимо увязали . Херсифрон нашел гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбивали металлические стержни , а в них надели деревянные втулки , от которых шли к быкам оглобли .Колонны превращались в валики , колеса , послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков .

Когда Херсифрон оказывался бессильным , на помощь ему приходила Артемида она выла заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия , Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Нервы архитектора после нескольких лет труда , борьбы с недобросовестными подрядчиками , отцами города . толпами туристов и завистливых коллегами были на пределе . Он решил , что эта балка - последняя капля . и начал готовиться к самоубийству . Артемиде пришлось принять срочные меры : утром к запершемуся в "прорабской " архитектору прибежали горожане с криками , что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти , функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену , а когда и тот скончался , храм достраивал Пеонит и Деметрий . Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.

Как он был украшен , какие стояли в нем статуи и какие там были фрески и картины , как выглядела сама статуя Артемиды , мы не знаем .Все что сделал Херсифрон и его преемники , исчезло из-за Герострата.

История Герострата , пожалуй , одна из наиболее поучительных и драматических притч в истории нашей планеты . Человек , ничем не примечательный, решает добиться бессмертия , совершив преступление , равного которому не совершал еще никто. Именно ради

славы , ради бессмертия он сжигает храм Артемиды , простоявший менее ста лет э Это случилось в 356 году до нашей эры.

Эфесцы решили построить храм вновь . Второй храм строил архитектор Хейрократ , знаменитый выдумщик , которому приписывают планировку Александрии, и идею превратить горы Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке , из которого изливается река .

Это строительство заняло считанные годы . И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона . Теперь не было загадок и технических изобретений . Путь был проторен . Следовало только повторить сделанное ранее . Так и поступили . Новый храм достигал 109 метров в длину , 50 в ширину. 127двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда , причем часть колонн были резными , барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас...

Этот храм и был признан чудом света , хотя может быть , больше оснований к этому званию имел первый . построенный Херсифроном.

Галикарнасский Мавзолей

Мавзолей в Галикарнассе был современником второго храма Артемиды . Более того , одни и теже мастера принимали участие в строительстве и украшении их . Лучшие мастера того времени .

В то время правил Мавзол . Он умел выжимать соки из подвластных ему народов и ни один пастырь народа , выражаясь языком Гомера , не умел глаже стричь свое стадо . В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог ... Он ввел налог на волосы . Он накопил огромное богатства. Этими - то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется , почему гробница Мавзола была причислена последними к семи чудесам света .

Нов Карии был все - таки один человек , любивший царя , - его родная сестра и жена ( нередкий обычай также бывало в древнем Египте ) Артемисия . И когда , процарствовав двадцать четыре года , Мавсол умер , Артемисия была убита горем .

" Говорят , что когда он умер , Артемисия приказала перенести его с невероятной торжественностью в гробницу , где он и был сожжен .В порыве величайшей горести Артемисия приказала затем смешать пепел с благовониями и истолочь в порошок , порошок этот высыпала в чашу с водой и выпила . Не щадя никаких издержек , она воздвигла в память своего покойного супруга замечательную гробницу , которая была причислена к семи чудесам света ."

Очевидно, римский источник не совсем точен . Дело в том , что Артемисия умерла через два года после Мавсола . Последние месяцы ее царствование прошли в не прерванных , где она показала себя отличной военачальнецей и , несмотря на сложность положения маленькой Карии , окруженной врагами , смогла сохранить царство мужа .

В отличии от храма Артемиды Эфесской и других подобных зданий Малой Азии , Галикарнасский мавзолей , сохраняя во многом греческие традиции и строительные приемы , несет в себе явное влияние восточной архитектуры - прототипов ему в греческой архитектуре нет ,зато последователей у мавзолея оказалось множество - подобного рода сооружения впоследствии возводились в разных районах Ближнего Востока . Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания , первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемисии . Снаружи эта громадная погребальная камера площадью в 5000 квадратных метров и высотой около двадцати метров была обложена плитами белого мрамора , отесанными и отполированными на персидский манер . По верху первого этажа шел фриз - битва эллинов с амазонками - "Амазономахия" работы великого Скопаса . Во втором этаже , окруженном колоннадой , хранились жертвоприношения , крышей же мавзолея служила пирамида , увенчанная мраморной квадригой : в колеснице , запряженной четверкой коней , стояли статуи Мавсола и Артемисии .Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников .

Мавзолей знаменовал собой закат классического греческого искусства . Очевидно , он был слишком богат и торжествен , чтобы стать по - настоящему красивым . Даже на рисунках - реконструкциях он кажется таким же тяжелым и статичным , как персидские гробницы , -в нем больше Востока , чем Греции .

Некоторые утверждали , что мавзолей достигал в высоту ста двадцати пяти локте , то есть шестидесяти метров , другие дают большие , либо меньшие цифры .

Мавзолей стоял в центре города , спускавшегося к морю . Поэтому с моря он был виден издалека и выгодно смотрелся рядом с другими храмами Галикарнаса- колоссальными святилищем Ареса , храмами Афродиты и Гермеса , которые стояли выше , на холмах , по стороны мавзолея .

По всему античному миру строились копии и подражания мавзолею в Галикарнасе , но ,как и положено копиям , они были менее удачны и поэтому вскоре забыты . Он стал так знаменит , что римляне называли мавзолеями все усыпальницы . Построен мавзолей был столь прочно . что . хоть и обветшал . простоял почти две тысячи лет . А о том как мавзолей погиб . известно из хроники историка позднего средневековья , где говорится о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос .

Колосс Родосский

Колосс Родосскй - младший современник мавзолея и храма Артемиды . Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры , когда жители небольшого острова ,лежащего у самого берега Малой Азии , стоя на истерзанных долгой осадой стенах , смотрели , как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского , сына правителя Передней Азии и Сирии - Деметрия Полиоркета .

Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины -. Гордостью осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с тараном и перекидным мостом . катапультами , площадками для десанта . Геополиду , обитую железом , приводили в движение три тысячи четыреста воинов.

Покидая после неудачной осады остров , Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду .Она - то и принесла городу не только выгоду , но и славу . Купцы . собравшиеся в городе после победы . предложили купить гелеополиду " на металлолом " . предлагая за железо триста талантов - сказочную по тем временам сумму. В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса- покровителя Родосса . Родосцы верили, что остров поднят со дна моря по просьбе этого бога

Статую решили поручить скульптору Харесу , ученику Лисиппа .Двенадцать лет никто не видел статуи , потому что , как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов , подсыпали окружавшую колосс насыпь , чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх .И только тогда насыпь была убрана , родосцы увидели своего бога - покровителя . голову которого украшал лучистый венец .

Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса , и вскоре молва о нем распространилась по всему античному миру . Но уже через полвека сильное землетрясение , разрушившее Родос , повалило колосса на землю , самым уязвимым местом статуи оказались колени . Отсюда и пошло выражение о колоссе на глиняных ногах .

Родосцы пытались поднять колосса . Известны благородные попытки соседей помочь им в этом деле .Египетский царь прислал несколько сот талантов меди и мастеров . Но ничего не вышло .