Смекни!
smekni.com

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении (стр. 7 из 7)

В XII–XIII вв. проявляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются хачкары, в которых пальметта перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры», занимающие нижние междукрестья основного большого креста.

В XI–XIII вв. наблюдается также процесс развития декоративно-орнаментальной композиции хачкаров. Эволюция хачкаров была обусловлена не только обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков, но и радикальными изменениями в иконографии и системе символов, связанных с представлениями эпохи, особенно с изменениями в религиозных воззрениях и литургии.

В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Появились и выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню; некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.

На данном этапе (XI–XIII вв.) развития выявляются отдельные монастырские школы искусства камнерезания, в частности, хачкарорезания в Одзуне, Санаине, Ахпате, в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц, Спитакаворе, Нораванке, Ованнаванке, Кечарисе, Гегарде (Айривавке), Гндеванке и др. В Арцахе (Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др. Историко-географическое расположение этих школ способствовало их покровительству со стороны конкретных монастырских и церковных комплексов.

В позднесредневековый период (в XIV–XVII вв., эпоху экономического и политического упадка Армении) хачкарное искусство продолжает развиваться. Особенно это относится к Джугинской школе, свидетельством чему являются высокохудожественные и стилистически-индивидуальные джугинские хачкары. Джугинские хачкары выделяются среди других более вытянутыми пропорциями (кресты, расположенные в центре хачкаров, тоже резко вытянуты). Хачкары Старой Джуги вернули в своих лучших образцах сильный рельеф, который на многих памятниках XVI–XVII вв. был утрачен. Орнаментика, хотя и традиционная, получила здесь иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов.

В искусстве хачкаров заключительным этапом считался XVII век, так как на территории современной Армении не было отмечено появления хачкаров (в больших количествах). Однако необходимо отметить, что в XVIII–XIX вв. искусство хачкаров в его традиционных формах развивалось на территории Западной Армении, но мы не имели возможности исследовать памятники этого периода. Сведений о хачкарах данного периода практически нет.

Возрождение интереса к созданию новых образцов хачкаров наблюдается с середины XX столетия, а пик нового движения в развитии хачкарного искусства на территории современной Армении приходится на 1990–2000-е годы. Обращение к древнему виду национального монументального искусства объяснялось частично тем, что необходимо было в традиционных монументальных формах воссоздать символическое выражение образа своей истории. В замыслах современных художников рождалась по-новому понятая форма традиционного мемориального памятника.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Довлатбекян А. А. Мемориальные памятники средневековой Армении (IX–XIII вв.).// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 1). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2002. – 0,4 п. л.

Довлатбекян А. А. Основные орнаменты древних хачкаров: (символика и идейное содержание) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 2). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2003. – 0,4 п. л.

Довлатбекян А. А. Дальнейшее развитие хачкаров на Северо-востоке Армении.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 3). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2004. – 0,5 п. л.

Довлатбекян А. А. Хачкары Джуги.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 3). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2004. – 0,4 п. л.

Довлатбекян А. А. Современные хачкары Армении конца XX и начала XXI столетий. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Сборник научных трудов (Выпуск 5). М., МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2005. – 0,4 п. л. (в печати).