заранее отобранные примеры;
- такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и
обобщение давали убедительный вывод, заключение;
- факты и примеры должны быть близки и понятны аудито-
рии, уровню образования и подготовки слушателей.
Индуктивных выводов в процессе публичного выступления
может быть множество. Это может быть статистически выверен-
ный или социологами установленный факт, интересная статья в
газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т.п., важ-
но, чтобы серия частных фактов, примеров иллюстрировала вашу
мысль и подводила слушателей к нужным вам обобщениям и выво-
дам.
При дедуктивном характере доказательства развертывание
аргументации идет от общего к частным выводам.
Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное тео-
ритическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны,
либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у
слушателей. А для этого необходимо, чтобы:
- слушатели были предварительно знакомы с исходным тео-
ретическим знанием, на основе которого строится дедуктивное
доказательство, либо оно не должно у них вызывать каких-либо
сомнений;
- переход рассуждений от общего положения к частному
должен сопровождаться не любыми примерами, а наиболее убеди-
тельными и яркими, запоминающимися.
При смешанном индуктивно-дедуктивном доказательстве
следует учитывать все выше сформулированные рекомендации од-
новременно.
Очень часто ораторы допускают логические ошибки при оп-
ределении понятий.
Типичной ошибкой является перечисление 2-3 признаков
понятия, на основе которых и дается его определение. Сущест-
вует несколько способов определения понятий. Наиболее расп-
ространенным является определение, указывающее на принадлеж-
ность к общему (роду) или на выделение специфических (видо-
вых) различий, которые отличают данную вещь от всех других
вещей. Например, оратор в процессе обсуждения проблемы твор-
чества дает такое его определение: "Творчество - это такой
вид человеческой деятельности, результатом которых является
сознание новых, оригинальных духовных и материальных ценнос-
тей". Родовым понятием в данном случае будет "человеческая
деятельность", а ее видовые отличия - "создание новых, ори-
гинальных духовных и материальных ценностей".
В процессе логически правильных, доказательных рассуж-
дений, с неизбежностью достигается определенность, ясность,
непротиворечивость и обоснованность заключений и выводов.
Для того чтобы речь оратора была правильна и доказа-
тельна, ему необходимо знать и систематически опираться на
основные логические законы.
Закон достаточного основания Суть этого закона заключа-
ется в том, что всякая правильная
мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами,
утверждениями), истинность которых проверена практикой.
Вообще оратору всегда и во всем следует придерживаться
правила: практика - наивысший критерий истины!
Закон тождества Суть закона тождества заключается в
том, что каждая мысль в
процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же
определенное содержание, сколько бы раз она не повторя-
лась.Закон тождества следует особенно учитывать в условиях
спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко опре-
деленных понятий. Например, ведется обсуждение использования
понятия "творческая личность". При этом в дискуссию всякий
раз привносятся разные содержательные характеристики твор-
ческой личности. Один оратор акцентирует внимание на интуи-
ции, другой - на креативном мышлении, третий - на творческих
способностях... Ясно, что в процессе дискуссии, при исполь-
зовании понятия "творческая личность" следует оговорить, ка-
кое смысловое содержание привносится в данном случае. После
этого необходимо, чтобы объем содержания понятия "творческая
личность" не меняется.
Закон исключения третьего Этот закон формируется так: 2
противоречащие мысли об одном
и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и
том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными,
ни ложными: одна из них истинна, а другая ложна, и третьего
не дано.
Суть этого закона будет понятна, если сказать, что
нельзя быть одновременно согласным с 2 противоположными ут-
верждениями.
В процессе логического обоснования, доказательного суж-
дения большую роль играет подбор фактов, примеров. Важ-
но,чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедитель-
ны, раскрывали явления системно и всесторонне. Например, в
публичной речи оратор использовал результаты последнего со-
циологического опроса общественного мнения о популярности
экономической политике правительства и использовал только
часть полученных данных, которые характеризуют мнение интел-
лигенции. Ясно, что это будет не полный и не убедительный
подход к анализу общественного мнения населения об экономи-
ческой политике правительства.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Успех публичного выступления оратора во многом зависит
от культуры речи,ее богатства, ясности, точности, информаци-
онной насыщенности.
Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и про-
изношении, многословие, демогогия, тавтология, фразеологи-
ческие повторы, интонационное однообразие - вот далеко не
полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в
публичных выступлениях современных деловых людей. Кратко
охарактеризуем их.
Штампы в речи - это лексически неполноценные слова и
выражения, их иногда справедливо называют "затасканные, из-
битые выражения". Они мало что добавляют к тому, что хочет
сказать оратор, но сильно перегружают его речь. к речевым
штампам можно отнести выражения типа "развернули работу ши-
роким фронтом","новая методика взята на вооружение", "мероп-
риятием было охвачено", "на данном этапе".
Канцеляризмы - речевые обороты и отдельные слова, заим-
ствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения,
которые лишают настоящее деловое общение его яркости и об-
разности. К таким выражениям относятся: "в отчетный период
", "зафиксировать число опоздавших", "налаживать работу".
Также мало чего общего имеют с речевой культурой вуль-
гаризмы - нелитературные и неправильные по грамматической
форме слова и выражения: "заткнуть глотку", "дать в лапу",
"рожа", "заткнись".
Жаргоны - например, слова и обороты, заимствованные из
уголовного мира: "кореш" (друг), "завязать" (решительно по-
кончить), "пристегнуть" (прибавить).
Многословие и демогогия - это типичное неумение оратора
сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, это отс-
тупление от предмета речи, замена точных и ясных формулиро-
вок общими фразами.
Слова поразиты - типичная болезнь многих ораторов: "это
самое", "ну вот", "в самом деле".
Среди типичных ошибок ораторской речи наибольшее расп-
рстранение получило несоблюдение правильного произношения
вследствие неверной расстановки ударений в отельных словах.
Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию,
раздрожает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с
аудиторией. К примерам вычурности и манерности можно отнести
неверное произношение следующих слов: эстетика, синтетика,
отель, компьютер.
Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе
публичного выступления, да и обычного делового общения? Наи-
более действенные примеры - это систематический самоанализ и
самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа
над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих
публичных выступлений, ориентация на достойные подражания
образцы ораторского искусства.
Говоря о культуре речи, следует предостеречь оратора от
того, чего в процессе публичного выступления необходимо из-
бегать:
- избытка иностранных слов; - устаревших выражений; -
напыщенных слов и выражений.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
Для современной ораторской речи является характерным
сочетание логико - аналитических и эмоцианально - образных
языковых средств. Практика выступления лучших ораторов пока-
зывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче
"голой" информации в современной, хорошо осведомленной ауди-
тории, как правило, остается без внимания, а нередко вызыва-
ет скуку и даже раздражение.
Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приема-
ми стилистического синтексиса, которые могут достичь экспес-
сивности, эмоциональности публичного выступления.
Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной
значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им
эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развер-
тывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на ди-
аметрально противоположный.
Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сом-
нения. Которые позволяют создать ситуацию доверительного об-
щения с аудиторией.
Специфика устной речи проявляется в построении фраз и
целых предложений. Считается, что в публичном выступлении
предпочтение следует отдавать более коротким предложени-
ям,они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме
того, короткое предложение позволяет более вариантно подхо-
дить к изменению интонации.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих