ее эффективность и убедительность, следует особо выделить
лексические приемы.Практически во всех руководствах по ора-
торскому искусству среди лексических приемов рекомендуется
использовать так называемые тропы.
Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употреб-
ляемые в переносном значении, которые позволяют достичь не-
обходимой эмоциональной выразительности и образности. К тро-
пам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...
Сравнение - один из наиболее часто используемых прие-
мов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует
у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым
позволяет оратору достичь желаемого эффекта.
Метафора - это перенос названия одного предмета на дру-
гой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или конт-
расту. Например: "Локомотив истории остановить невозмож-
но..."
Эпитет - образное определение предмета, явления, раск-
рывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд,
который следует заполнить знаниями, а факел, который надо
зажечь!.."
Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например:
"Однажды прохожий спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот
подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель
на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"
Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в
преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и
явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днеп-
ра".
Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообра-
зии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых
слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно,
но к месту сказаны.
Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерыв-
ное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует
обратить внимание на следующие особенности собственной речи:
Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов
и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерс-
тва характерно то, что его легко слушать, у него нет скоро-
говорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая
дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.
Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории,
в которой произносится речь, при этом должны учитываться те
задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться дос-
тичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость,
но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание
слушателей.
Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно мо-
жет сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выс-
тупление начинается в медленном темпе. В целях драматизации
темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать,
что наиболее оптимальным темпом публичного выступления явля-
ется 120 слов в минуту.
Полетность голоса - это длительность звучания отдельных
фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова
произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно,
четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в
воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.
Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая
создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.
Типичной ошибкой многих ораторов является неумение чет-
ко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодо-
ления этого недостатка, а также совершенствования техники
речи рекомендуется:
- прочитать вслух в различном темпе фрагмент какого-ли-
бо рассказа по книге;
- использовать скороговорки, вначале их следует произ-
носить медленно, постепенно увеличивая темп.
Важнейший показатель речевой культуры оратора - это бо-
гатый словарный запас, точность и образность фраз и выраже-
ний, это учение лаконично и просто сформулировать свою
мысль.
Итак, оратор с высокой культурой речи отличается бо-
гатством словарного запаса, смысловой точностью выражения,
соблюдением языковых норм произношения, образностью и точ-
ностью словоупотребления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование,
М.:1995.
2. М. Предраг, Как проводить деловую беседу. - М.:1987.
3. А. Иствуд , Я вас слушаю. - М.:1984.