кусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дид-
ро были первой формой критической литературы по искусству. Утверж-
дение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышед-
шего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозна-
чившийся в 60-70-х годах интерес к голландскому реализму был выз-
ван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетичес-
ких идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена, ху-
дожника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден
начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции.
Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жан-
ровой живописи. В противовес аристократическим галантным праздни-
кам праздникам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржу-
азии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного
быта.
Французская скульптура XVШ столетия развивается иначе, чем в
предыдущем веке. Собственно, изменяются не задачи ее, а темы и еще
решительнее - формы. В своем развитии скульптура проходит те же
этапы, что и живопись. Если говорить схематично, то это преиму-
щественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание
классицистических черт - во второй.
Монументальность форм, еще жив дух барокко предшествующей
поры. Но в следующие произведения говорят о новом эстетическом
идеале эпохи: быстрое движение, резкий поворот, исключающие мед-
ленный торжественный ритм, свойственный скульптуре XVП в.