7. Вопрос: Что скажешь о повествовании?
Ответ: Повествование в предложении бывает тогда, когда предлагается слово о похвале или хуле, или о рассуждении (разборе) одного вопроса или многих. Как если бы ты хотел похвалить крепость некоего мученика Варлаама, рука которого должна была удержаться над идольским алтарем, возлагая фимиам, потому что не желая терпеть сильного пламени над алтарем [2-я* ред.: опустил фимиам на алтарь с жертвой идолу], мужественный Варлаам удержал крепко руку с кадилом, пока вся не сгорела и не выпустил на алтарь фимиама. Если, скажем, в этом или ином деле, захочешь хвалить, тогда положи в начале повествование вместо предложения украшенно (* кратко) и по правилам, затем же приступай к подкреплению.
8. Вопрос:Каковы же правила украшенного повествования?
Ответ: Да будет повествование кратко, ясно, благоприятно и верно. Кратким будет повествование, в котором показано только то, что необходимо 1) твоей цели и 2) доброму пониманию слушателей. А для того, чтобы ничего лишнего в нем не обреталось, следует видеть, откуда начать и где его окончить. Начни же оттуда, откуда имеет начало дело, тобою хвалимое. И кончи там, где это дело конец имеет. Например, если бы ты принялся хвалить не все житие, но одно вышесказанное дело святого мученика, тогда тебе следовало бы начать с того, как гонитель, чья месть была побеждена крепостью мученика, сотворил хитрый умысел на святого. Кончить же там, где говорится, как святой мужественно удержал руку и не дал ей быть одоленной огнем. Прочее же, не относимое к твоему слову, прилично опустить.
9. Вопрос: Каким образом повествование будет светлым, благоприятным и достоверным?
Ответ: Светлость происходит от краткости. Да будет к тому же повествование расположено по порядку, немногословно и не имеет больших препятствий. Погрешит против этого правила тот, кто сказанное выше повествование представил: будто хитрая злоба мучителей на святого замыслила посмотреть, как он повелел (себе) держать над богомерзким алтарем, который подобает назвать не алтарем, а печью бесстыдства, руку вверх ладонью обращенную и возложить сверху ее кадило и прочее. Это повествование столь затемнено многоречием, частыми и долгими препятствиями, что даже читающему, а не только слушающему, понимать трудно.
Благоприятно же повествование бывает, если в нем заключаются нечто неожиданное и удивительное или всеми восхваляемое. Также если украшается (не только?) избранными словами, но светлыми и иными украшениями будто цветами. Как изобретаются украшения, об этом после будет сказано особо.
Повествование будет достоверным, если: 1) в нем все будет согласовано, а не противоречить друг другу; 2) да будет все удобным. Отсюда повествование о святом Иерониме является лживым, (ибо) некто в нем повествует, будто святой Иероним после своей смерти обезглавил некоего человека за ересь. Ересь же его, как говорилось, была в том, что держался (мысли), что две воли имеются во Господе Христе. Это (событие) не могло случиться Божиею силою, поскольку не ересь, но сами истина и православие исповедуют две воли во Христе Господе. И противоположное (утверждение) о единой воле есть мудрствование и ересь. 3) да будет все данному лицу свойственное, времени и месту приличное. Отсюда представляется недостоверной повесть о рождении и воспитании святого Онуфрия, в которой повествуется, будто персидский царь поверг сына своего Онуфрия дьявольским повелением в огонь, испытывая, сгорит ли. Тот же был взят невредимым по повелению ангелов, которые и оберегали многие дни отрока, шедшего через пустыню. И когда отрок пришел в некий монастырь, (ангелы) вручили его инокам для воспитания. Так сплетаемое царскому лицу не может быть свойственно. 4) достоверное повествование создается, если имеются достоверные свидетельства, происходящие от святого писания историков. Чтобы узнать в совершенстве прочее о повествовании, читай избранные повести святого Василия о святом Варлааме, о Меркурии о сорока мучениках, Иоанна Златоуста - в книге против язычников, о святом Вавиле и многие повести о страданиях древних святых, во 2 и 3 книгах о смотрении Божием и прочее.
До сих пор - показано о предложении и повествовании.
10. О подкреплении.
Вопрос: Создав начало и предложив (предмет речи), или вместо простого предложения создав повествование, как должное подкрепить предложенное или повествованное?
Ответ: Прежде всего необходимо собрать доводы и доказательства, которыми предложенное слово (тема?) может подкрепиться.
11. Вопрос: Но как и откуда следует избирать доводы?
Ответ: Для этого существуют изобретенные места: одни - внутренние, другие - внешние. Через сказанное в них можно обрести все доводы и доказательства словно некое сокровище.
12. Вопрос: Скажи же мне эти места.
Ответ: Преподав краткое учение к познанию частей слова (речи), приступим к разделам риторического искусства, как и прежде обещали, и тогда уже те места будут показаны. Здесь же следует вкратце знать, что всякая речь подкрепляется двумя способами: во-первых, утверждая свою речь, во-вторых, отметая все противоположные твоей речи доводы. Ибо как город мы привыкли защищать двумя способами: первый - ограждая его высокими и твердыми стенами, второй - отвергая все вредное и отгоняя нашествие врагов, - так и в подкреплении речи следует действовать, но всё это будет изложено впоследствии. До сих пор - ныне, впоследствии же о подкреплении будет показано пространнее.
13. О пословии или окончании речи (*4-я часть).
Вопрос: Скажи теперь о последней части речи (слова), которую называешь пословие или окончание речи.
Ответ: Прежде всего о том есть приснопамятное правило: да позаботишься в конце речи (слова) о всей риторической силе, ибо хотя слово и всюду должно иметь свою красоту, но особенно в окончании бывает или хвалимо, или хулимо.
14. Вопрос:Есть ли какое-либо точное определение, каким должно быть совершенное окончание слова?
Ответ: Должно знать, что эта часть имеет два особых требования: первое - краткое сочинение (перечисление по порядку) всех доводов и аргументов, положенных в подкреплении; второе - возбуждение подобающих слов и страстей, которыми, будто некою нуждою, слушатель подталкивается к пониманию твоего намерения.
15. Вопрос: Как следует сочислить все, о чем во всей (речи) говорилось?
Ответ: О том следует держаться двух правил: первое - вспомнить только основные из выше сказанных доводов, и то вкратце, ибо если будешь долго говорить, то не перечисление, а будто новое слово вознамеришься сочинять; второе - создай такой приступ к перечислению, будто случайно, а не искусственно сотворил его, ибо знай, что преизящная мудрость риторического искусства состоит в том, как приступают к такому перечислению. Итак, все прежде сказанные доводы для памяти вашей перечислим вкратце, как и сказал: это, это и прочее, ибо здесь показывается, по какой причине перечисляется вышесказанное, а потому и искусный замысел обнажается.
16. Вопрос: Но как должен возбудить страсти в слушателях?
Ответ: О возбуждении страстей будут особые правила, которые в совершенстве изучишь. Пока же для тебя достаточно знать это общее правило к возбуждению всех страстей, усматривая хорошо, какую страсть в твоем слове следует возбуждать. Начни рассуждать сам о себе и о своей природе, размышляя, что в тебе самом может возбудить ту или иную страсть, чем был бы преклонен к любви, милосердию, желанию, что тебя воспалило бы гневом, поразило бы страхом, привело к ненависти и прочее. Рассмотрев таким образом, что необходимо найти к возбуждению какой-либо страсти, произноси это своим слушателям. Итак, для того, (чтобы) без труда намеченным возбуждением впечатлить слушателей, знай, что наиболее угодно к возбуждению страстей то, что тобою самим наиболее движет. Таково общее и истинное правило подвигать страсти.
17. Вопрос: Следует ли подвигать страсти только в этой последней части речи или можно и в прочих?
Ответ: Возможно и прилично делать это и в прочих, но здесь в окончании - наиболее свойственно.
18. Вопрос: Для чего необходимо это делать?
Ответ: Чтобы так одобренным окончанием все слово сильнее утвердилось и в сердцах слушателей осталась некая необходимость, понуждающая их в конечном итоге к делу, о котором ты советовал.
19. Вопрос: В первой беседе ты обещал создать вместе со мною пример представленного учения, слагая слово по преподанным правилам. Поскольку ты уже изложил это учение, начни прочее.
Ответ: Хорошо это помню, но прежде следует постичь еще пять частей риторического искусства, которыми можешь создать все слово будто некими орудиями. Впрочем, начало и предложение можно оставить и без помощи упомянутых орудий.
Начнем (осуществлять) наше намерение и возьмем слово против еретиков, в котором общая (тема) будет следующей: "Справедливо все еретики предаются анафеме от святой церкви". Сложим начало и предложение в этом слове так: подвигнем к любви слушателей, похваляя их толикую ревность благочестия, когда не требуется поощрять их на гнев против еретиков. (Потому) предлагаем краткую причину нашего слова так: "да явится праведный, а не безрассудный гнев святой церкви на еретиков".
Разум же преподам слушателям, прозрачно изъясняя, о чем собираюсь говорить, например: хотим показать, что еретики достойны проклятия. А поскольку внимание, как прежде сказали, возбуждается более всего, если проповедник обещает поведать что-либо удивительное, странное и великое, то, прежде всего скажем здесь, коль велика и ужасна казнь анафема и коль равно и жестоко такою казнью святая церковь наказывает еретиков. Сказав это, выполняем обещание показать, как изобретается достойная причина такого гнева на еретиков и столь страшной их погибели, ибо обещаем показать великие и удивительные вещи.