Смекни!
smekni.com

Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (стр. 3 из 8)

20. Вопрос:Как же все это сможем выразить избранными словами?

Ответ: Не сможешь (сделать этого), не узнав от меня обещанных риторических орудий.

21. Вопрос:Время пришло, чтобы ты открыл их мне.

Ответ: Ритор должен соблюдать пять дел (обязанностей), когда создает слово: первое - изобрести каждую часть, (то есть) как начать, как предложить, как предложенное утвердить, как окончить слово; второе - расположить приличным порядком все те идеи и особенно доводы, имеющиеся в подкреплении: какие из них прежде, какие после должны быть; третье - следует позаботиться о том, как изобретенное и в порядке расположенное сможешь выразить, то есть какими словами, какими идеями все то благополучно объявить, да будет слово благоприятно не только для ума, но и для слуха; четвертое - как предать памяти все таким образом изобретенное, расположенное и изреченное; пятое - каким образом крепко водруженное в память проповедовать (* произнести) вслух и всенародно.

Отсюда ясно, что вся риторическая наука содержит пять частей: взыскание (изобретение), расположение, изречение, память, проповедание (произношение). Познав эти подобающие правила в совершенстве, ритор приготовляется к созданию слова.

22. Вопрос: Начало и предложение слова ты уже изложил - есть ли создаваемое нами слово только просто изобретенное?

Ответ: Да, ибо всегда подобает слагать слово не только в уме или в памяти основывая изобретение, но прежде напиши просто на бумаге все изобретенные доводы, ибо если соберешь многие, то быстро выходят из памяти в забвение. Также и размышляя о порядке, в котором расположить, помечай числом: этот довод первый, этот - второй, как тебе покажется (наилучшим). Избирая таким образом прекрасные слова и иные творения, о которых после в изречении будет говориться, пиши на чистой бумаге окончательное слово (речь).

23. Вопрос: Если так, молю тебя: не медли сказать мне правила столь полезных частей риторики.

Ответ: Это дело требует особого времени, потому отложим его до следующей нашей беседы.

Беседа 3. О изобретении.

1. Вопрос: Что есть изобретение?

Ответ: Изобретение есть первая часть риторики, научающая изобретать доводы и аргументы предложенного слова.

2. Вопрос: Что есть довод?

Ответ: Довод есть укрепление (доказательство), творящее достоверное повествование.

3. Вопрос: Есть ли разные виды доводов?

Ответ: Есть.

4. Вопрос: Многократны ли?

Ответ: Сугубы: уверяющие и понуждающие. Уверяющими называются просто доводы или аргументы, понуждающими же называются страсти.

5. Вопрос:Какие страсти возбуждаются в человеке?

Ответ: (Под страстями) понимай любовь, милосердие, гнев, ненависть, отвращение, боязнь, скорбь и прочее. Страсти не просто уверяют, но словно необходимостью влекут к желанию того, о чем говорит проповедник.

6. Вопрос: Требуют ли иногда доводы для подкрепления самих себя иных доводов или должны быть сами собою тверды и убедительны?

Ответ: Многие доводы требуют (дополнительных) доводов. Потому называются двояко: одни - основание, другие - умножение.

7. Вопрос: Что есть основание и что есть умножение?

Ответ: Основание есть простое доказательство (подкрепление). Умножение же не просто крепкое, но очень крепкое и великое доказательство творит и отличается от основания тем, что основание только подкрепляет то, что кажется нетвердым, умножение же подкрепляет нетвердое и творит великим то, что мнится быть невелико - и тем умножение отличается от основания.

Пример: Святой (Иоанн) Златоуст хочет показать как патриарх Иаков, имевший великую скорбь о погубленном Иосифе, говорит во 2-й книге о Божием провидении: Братья Иосифа, показав отцу его окровавленную одежду, удручили Иакова великой скорбью. И рыдал он не только о самой смерти, но и о необыкновенном виде ее. И многие (мысли) стеклись (смешались), что помрачили его ум и ввергли едва не в отчаяние: как сын любимой жены, как лучший из сыновей, как более всех любимый, и что еще в самом цветущем возрасте, и что им же самим посланный, и что ни в доме, ни на ложе, ни отцу предстоящий, ни сказавший ничего, ни послушавший, и что не общей для всех смертью, но живой был растерзан свирепыми зверями, и мощей его обрети нельзя и земле предать, и что скорбь сия не в молодости Иакову случилась, когда лучше ее перенести можно, а в глубокой старости, До сих пор - Златоуст.

Здесь видишь, как для подкрепления слова о скорби Иакова достаточно, казалось бы, упомянуть о смерти сына, * он же, хотя показать ту великую скорбь - и посмотри, коль изрядно отовсюду собрал умножение, соединив те слова, которые умножают боль. (* он же, восприняв духом ту великую скорбь, выразил словами - и коль изрядно все описал умножением, совокупив те (слова), которые умножают боль и слезы не только слушателям, боящимся Бога, но и имеющим бесстрашие).

8. Вопрос: Воистину это учение избранно и сильно. Но каким образом смогу изобрести доводы, страсти, основание и умножение?

Ответ: Эти места тщательно описаны древними риторами. В них словно в хранилищах сокровищ можно обрести все для подкрепления (доказательства). (Места) же бывают двух видов: внутренние и внешние.

9. Вопрос:Каковы суть внутренние места?

Ответ: Внутренние места (касаются) внутреннего (содержания) самой вещи или находятся внутри рассуждения, составляемого о ней. Числом же их - 16:

1) описание,

2) разделение частей,

3) сказ об имени,

4) сопряжение,

5) род,

6) вид,

7) подобие,

8) неподобие,

9) противоположение,

10) привязуемые,

11) предидущие,

12) последующие,

13) невместимые,

14) причина,

15) действие причины,

16) сравнение большего с меньшим и меньшего с большим, подобного с подобным.

(* Таковы внутренние места).

10. Вопрос:Каковы внешние места?

Ответ: Внешние места - двух видов: свидетельства слова и образы дела.

11. Вопрос: Каковы свидетельства слова?

Ответ: Свидетельства слова суть писания Ветхого и Нового Завета, правила церковных соборов, сочинения святых отцов, изречения мудрых и почитаемых мужей. Также - доводы живых свидетелей и прочее.

12. Вопрос: Что такое образы дела?

Ответ: Образы дела суть все добрые или злые деяния древних мужей, о чем написаны многие повести в Ветхом Завете, в книгах Бытия, Исхода, Чисел, Второзакония, книгах Судейских, Царств, Есфиры, Юдифи, Иова, Маккавейских, в Новой благодати - евангельские повести и Деяния апостолов. Также - исторические книги, содержащие жития святых или описания древних войн внешними повествователями.

13. Вопрос: Скажи кратко о каждом отдельном внутреннем месте, а о внешних местах, поскольку ясны, не требую объяснения.

Ответ: И о внутренних рассуждать нетрудно. Потому скажу кратко, насколько необходимо к их познанию. Всякая вещь, одушевленная или неодушевленная, имеет в себе некие свойства: одни - согласные, другие - противоположные, словно друзей и врагов. От родства (* дружества) или от согласных свойств вещи происходят (следующие места): описание самой ее (вещи) природы; части, из которых (вещь) слагается; сопряженные или связанные с нею по имени и по природе; род, в котором содержится; вид, который является частью рода; свойство (?), случай (?); причина, от которой происходят дела и плоды (результаты); связанные (обстоятельства), которые сходятся с ними, следуют им или предстоят - и таковы суть место, время, образ, подобие (* пособие), деяния - предидущие, одновременные и последующие; к тому же - равные и подобные. Все эти (места) представляют некую природу вещей и без них ни одна вещь не бывает.

14. Вопрос:Какие места изобретаются от противного?

Ответ: Все те места, в которых содержится некое разногласие или противоположность вещи, например, неравные, неподобные, противоречащие и прочие различия, которыми вещь от других отличается: - или в естестве, как человек от зверя; или в качестве, как сообразительный от медлительного; или в случае, как богатый от нищего и прочее. Всего рассмотренного таким образом достаточно, чтобы познать и понять.

15. Вопрос: Скажи теперь, каким образом должен изобретать доводы в каждом месте для укрепления (доказательства) предложенного слова?

Ответ: Вот что необходимо знать более всего для совершенного уразумения. Знай первое: что во всяком предложении (* предложение же есть всякая речь с законченным смыслом) имеются две основные части - подлог (подлежащее, субъект) и прилог (сказуемое, предикат).

Подлог (* предлог) есть сама вещь, о которой говорится слово (речь), прилог же есть другая вещь, которая к первой словом прилагается и бывает либо согласная, соединяющаяся с первой, либо - противоположной, отделяющейся от нее. Например, предложение "Христос есть истинный Бог" имеет подлог "Христос", ибо это то, о чем говорит предложение, "истинный же Бог" есть прилог, ибо это прилагается словом ко Христу. Причем, прилагается соединением, ибо согласно. В другом же предложении "Слово Божие не есть творение" "Слово Божие" есть подлог, "творение" же - прилог, но поскольку сей прилог несогласован сему подлогу, он приложился не через соединение, а через прекословие и потому не есть истинный прилог.

16. Вопрос: Это понятно мне, но для чего полезно?

Ответ: Познав это, сможешь очень легко изобретать многие доводы, подкрепляющие твое предложение (тему речи?) как во внутренних, так и во внешних местах.

17. Вопрос: Что же должен делать?

Ответ: Иди последовательно через все места, в которых содержатся все родство и противоположность подлога и прилога. И не смущайся, если какое место из числа согласных подлога согласуется с прилогом или из согласных прилога согласовано с подлогом, либо же не согласуется и противится. Ибо если какое из согласных мест прилога согласуется с подлогом, то и сам прилог не согласован с подлогом. Таким образом укрепишь свою речь.

18. Вопрос: Поясни это примером.

Ответ: Примером и показом того пусть будет предложение (тема) выше сказанного слова, которое начинаем здесь слагать. Предложение же было "Еретики достойны проклятия". В этом предложении подлог - "еретики", ибо о них слово. Прилог же - "достойны проклятия". Начнем рассуждать с мест согласия с подлогом. Пойдем к первому месту, которое является описанием (определением) природы вещи (предмета). Смотри, что может быть определением ереси. Святой апостол в своем послании так описывает еретиков: они - в любви осквернители...; без боязни себя пасущие; безводные облака, ветром гонимые, осенние бесплодные дерева, дважды умершие и без корней; свирепые волны моря, вспенивающие свой стыд; звезды прельщающие, которыми мрак тьмы блюдется.