Смекни!
smekni.com

Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (стр. 4 из 8)

Это описание ереси подходит и к прилогу, то есть "достоинству проклятия", ибо очевидно, что и прилог вместо подлога (здесь) возможен. Потому скажи так: осквернители в любви, без боязни себя пасущие, облака безводные и прочее достойны проклятия. Но таковы еретики. Потому они проклятия достойны.

Итак, если двое согласуются с третьим, то они согласуются и между собой. Ибо когда хотим измерить два столба - равны или не раны, примеряем жезл (сначала) до одного, потом - до другого. И если оба столба равны тому жезлу, то очевидно, что равны и между собою.

Вот уже имеем один довод для нашего предложения, изобретенный от определения вещи.

19. Вопрос:Переходи к другим местам.

Ответ: Доводы собираются отовсюду одинаковым образом, однако хочу удовлетворить твоему желанию. Раздели ересь на части. [Б2 - 2-е место внутреннее] Знай, что много частей (в каждой вещи) и видишь, что также есть и здесь: иная ересь - арианская, иная - несторианская, иная - макидониева, иная - аригенова, иная - евтихиева, аполинариева, савелиева, лютеранская, калвинская, армянская и прочие.

20. Вопрос: Истолкуй еще имя. [3-е место внутреннее]

Ответ: Слово ересь происходит от греческого "самомненное избрание", когда кто-либо так любит свое мнение, что превозносит и оценивает оное выше самой предвечной и откровенной истины от Бога. В этом он подобен гордому дьяволу или ангелу, который восхотел быть равным Вышнему.

21. [4-е место внутреннее] Вопрос:В каком роде содержится ересь?

Ответ: Во лжи.

22. [5-е место внутреннее] Вопрос: В каком виде лжи?

Ответ: В том, который противопоставлен собственной совести и самому Святому Духу: о чем Христос сказал: вы присно противитесь Святому Духу.

23. [6-е внутреннее место] Вопрос: Перейти к подобию. Какое подобие дашь еретикам?

Ответ: Подобны волкам, как и сам Христос их называет.

24. [16-е внутреннее место] Вопрос: Перейди к сравнению.

Ответ: Сравни ересь с другими грехами и найдешь ее мерзкой больше всех грехов пред Богом.

25. [7-е место внутреннее] Вопрос:Испытай к тому противность. Какие блага не могут сочетаться с ересью?

Ответ: Не сочетаются ни мир и тишина, ни любовь, ни благодать Божия, ни, конечно, вечная жизнь. И кроме того, насколько любезно Богу одно из противоположных, настолько мерзко другое. Узнав, сколь любезно и приятно Богу истинное благочестие, ибо называет православную церковь святой возлюбленной невестой, отрадно узнать, сколь мерзко Ему злочестие.

26. [8-е место внутреннее] Ответ: Также следует рассмотреть и все привязуемые (присоединяемые места): место, время, пособие, образ, деяния, знамения и прочее [** кто, что, где, когда, почему, как]. И тогда обретешь (описание) ереси: помрачающую день спасения и благоприятное время [время], оскверняющую святые места [место], проповедующую свое учение [чем] пособием дьявола и орудием его силы названную в "Откровении" Иоанна и у Даниила устрашением для многих лиц и тому подобное.

27. Вопрос: Испытай к тому же и вину (причину): от кого и от какого корня (рода) происходят еретики?

Ответ: Сам дьявол, отец лжи, рождает еретиков. По словам Господа, вы от отца вашего дьявола происходите и суть плевелы - это образ, - всеянные среди пшеницы от врага человека еретическим мудрствованием. Знай это более всего и всегда храни в доброй памяти как преизобильные места всех укреплений и неисчерпаемые источники.

Они бывают двух видов: первые - привязываемые, о которых уже сказали; вторые - плоды, или исчадия, как бы рождаемые от каждой причины. Часто с помощью одного из этих мест все укрепление (доказательство) в слове создается без всякого труда. Например, поищем, какие плоды рождает ересь и смотри, сколь много их рождает:

[** От рождения: что рождает ересь] Во-первых, повреждает церковь, разграбляет люто овец христовых - и не столько злым и свирепым гонением идолослужителей, сколько умаляется ересью собрание правоверных. И не так повреждаются во время церковной смуты тела человеческие, как души. О том много необходимо говорить в доказательстве.

Как свидетельствовал древний учитель Августин, за короткое время целый мир не почувствовал, как едва ли не весь совратился в арианство. И тогда один только Афанасий Великий был повсюду гоним. Во времена же святого Василия Великого, как свидетельствует его родной брат Григорий Нисский, все население Каппадокии, неповрежденной прежде, повредилось ересями.

И таков первый плод ереси: вред ядовитый и распространяющийся, будто от укуса ехидны происходящий.

[** От общения - что бывает] Второе, что рождает ересь: от самого общения с еретиками соблазн вкореняется в сердца человеческие, и крепость благочестия истребляется. Во многих же и едва ли не во всех входит великое сомнение о вере и истинном учении, (ибо) не знают, где есть истина, и латины ли, лютеране ли или мы, православные, правильно веруем.

(Итак) ересь родит эти два злых плода: первый - уменьшившейся крепости благочестия в людях, как и число благочестивых уменьшается, ибо таковые во время гонения отпадают; второй - другие, имея сомнение в вере, не могут получить спасение. Как свидетельствует святой апостол Иаков в главе первой, сомневающийся подобен волнению морскому, возметаемому и разметаемому ветром - и не знает этот человек, что примет от Бога: двоедушный муж неисправен во всех путях своих.

Третий плод (* исчадие) ереси: новые ереси рождаются, ибо от злого корня ничто доброе не может родиться. Так, от евтихиевой зломудрствующей ереси, будто во Христе одно естество, родилась единовольная ересь, блядословящая, будто во Христе есть только одна воля, и оттого легко происходит и третий блуд (заблуждение): говорить, что если во Христе одна воля и естество, то и Бог (только) страдал (но не человек?). Таким образом Петр Кнафей (?) хулил со беззаконным своим полчищем.

Если же кто-то не принял бы учения Кнафея, то держался бы ереси Евтихия и был бы вынужден изблевать иную хулу, например, будто бы Христос никак за нас не пострадал. Сказав это, дабы не явно противоречить евангельской повести о страстях Христовых, нужно было бы лгать, будто или Христос воспринял неистинное тело, по мудрствованию Маркиана, или иной киринейский человек взял нести у него крест и мучен был вместо Христа, как и ныне буесловят магометане.

Так видим, как от единой ереси многие происходят.

Четвертое исчадие ереси (** неправое толкование писания): ересь есть изменять неправым толкованием слова Святого Писания Господа, которые крепче тверди небесной: небо, сказал, и земля идут мимо, слова же мои не идут мимо - и влечь (эти слова) от вечного и свойственного смысла в некое помраченное и выдуманное мнение, лишь бы не было противно новому изобретенному учению.

Пятое (исчадие ереси) (** низлагают Божественные писания): Еретики дерзают не только затемнять (Святое Писание) лживой речью, но и ниспровергать или дополнять соборы отеческие и сами книги Божественного Писания. За это и монотелиты были осуждены на 6-м соборе. Знавший это святой священномученик Лукиан исправлял книги Ветхого Завета. И на это более всего дерзали нынешние западные супротивники, вложившие в Символ веры невмещаемое дополнение и возлагающие это заблуждение на седьмой вселенский собор. (Они же) растлили многие книги святых отцов, не храня заповеди, изреченные Святым Духом: да не прейдеши предел, который отцы твои положили.

Шестое (исчадие ереси) (** подлогом называют Святые Писания): если не могут явно высказать ложь и разбить обвинения против себя в Священном Писании, отвергают без всякого стыда число правильных книг, подвергая (сомнению) изречения Святого Духа. Так: лютеране и кальвинисты не приемлют книг маккавейских и послания апостола Иакова, римляне - канон апостольского собора, отрицают запретный субботний пост, хулят и некоторые каноны 4-го собора в Халкидоне и все постановления собора в Трулле, ибо во всех постановлениях находят противное своему учению.

Седьмое (исчадие ереси) (** от того лишаются благодати): еретики творят самим себе не иной плод, как только погибельный, ибо лишаются благодати Божией, без которой невозможно творить добрые дела, Ибо как могут ходящие во тьме делать дела света? Хотя некие и мнят чувствующими и живущими благочинно, но мнимые их добродетели - не добродетели, а лицемерные позорища, подобные лесу, стенам и поваленным гробам.

Восьмой плод ереси (** еретики спасения не могут получить, хотя и муки терпят) есть вечная их самих погибель. Ибо даже если бы и старались нелицемерно и со многим трудом о своем спасении, отнюдь обрести его не могут. По слову апостольскому, без веры невозможно угодить Богу - и то лишь истинно, чего без сомнения подобает держаться, ибо даже сами мученики, хотя бы и страдали много, но, ересью поврежденны, не могут спастись. Хотя кто и пострадает, - говорит апостол, - но не венчается, если будет мучен незаконно.

Итак, видишь, сколь изобильно место деяний и плодов, происходящих от какой-либо вещи. И таким (способом) от всех внутренних мест изобретаются доводы.

28. Вопрос:Скажи еще, каким образом от внешних мест избирать разные способы подкрепления.

Ответ: Нет иного способа находить доводы как от внутренних мест, так и от внешних. Ибо всегда должен по прежде сказанному учению найти подлог (о чем говорим) и к нему в местах подыскивать свойственное и приличное и рассуждать так, что если подлогу согласно, то и прилогу прилично. Ибо так безбедно можно изобрести хвалебное и хулительное подкрепление.