Смекни!
smekni.com

Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (стр. 5 из 8)

29. Вопрос: Покажи теперь особо, как теперь от каких-либо внешних мест изобретешь (* изобретать) приличествующие аргументы и доводы к нашему предложенному слову.

Ответ: Можно изобрести многие доводы от свидетельства слова, а именно: читая Евангелие и апостольские послания, откровение Иоанна, правила соборов, премудрые беседы на еретиков святых отцов и учителей, (как) Афанасия Великого на ариан, евномиан, аполинаристов, Василия Великого на Евналия, Кирилла Александрийского на Нестория, Дамаскина на иконоборцев и прочие.

Вкратце, (например): не достойны ли анафеме те, кто не боятся запрета Христа, рекшего: не собирающий со мною расточает, и кто не со мною, тот против меня.

Также от них (свидетельств) апостол заповедал: отвращайся человека еретика по первому и второму наказу (?); или Иоанн Святой во 2-м послании: если кто приходит к вам и не несет (в себе) этого учения, не приемлите его в дом и не говорите ему: "радоватися" (приветствие). И к ним же (относятся) столь многие соборы (и то, что еретики) отвергались от общения с благочестивыми людьми.

От образа же дел также соберешь многие аргументы и доводы, если, например, будешь читать церковных историков, каковы Евсевий, Памфил, Созомен, Сократ, Феодорит, Евагрий, Никифор, Ксанфопул, Никита Хониат, Кедрин, Зонара и прочие. Но не всех, кого собрать можно, следует вставлять в слово, ибо в таком случае слово было бы безмерное и неудобное для проповеди. Подобает выбирать для рассуждения только некоторые повествования, например, Антоний Великий в "Откровении", видя алтари Божие, разграбляемые свирепыми вепрями, считал это знамением наступающей арианской ереси. (Или) святому Петру, патриарху александрийскому, Христос явился в разодранной Арием одежде.

Таких повестей много найдешь в книге святого Софрония "Лимонарь" или "Цветник". К этому же месту хорошо знать, как родилась, как воздвигла брань на Божию церковь, каких мучеников и проповедников погубила и прочее.

30. Вопрос: Собрав так все доводы, что еще следует творить?

Ответ: Расположить собранное по порядку, и тогда перейдешь ко 2-й части риторики, то есть расположению. Однако еще не все сказали, что должно знать в этой части.

31. Вопрос: Чего же еще недостает?

Ответ: Упомянул прежде о двух видах оснований, на которых доводы изобретения утверждаются, то есть о простых основаниях и умножениях.

32. Вопрос: Скажи и о тех, и о других, чтобы не оставить ничего незавершенным.

Ответ: Простые основания ничем в своем сложении не различаются, но только тем, как (конкретными) средствами утверждают предложение и доводы. Доводы же изобретаются одинаковым образом во внутренних и внешних местах.

33. Вопрос: Есть ли особые правила для умножения (распространения)?

Ответ: Да, есть, и очень необходимое, ибо тот же довод, удачно распространенный, будет крепче (лучше) доказан. Прежде всего знай, что хотя от других мест умножение (распространение) также можно изобрести, но два места наиболее угодны ему: это - сравнение и привязуемые (обстоятельства).

34. Вопрос:Как от сравнения творится умножение (распространение)?

Ответ: Если назову некую вещь подобной или равной другой великой вещи, то через это и первую великой покажу. Желая таким образом умножить (распространить) некий довод, найти другую вещь, которая мнится быть велика или подобна, о чем и в твоем доводе следует говорить. И постарайся показать твой довод или равным той вещи или много больше ее.

Например, святой Иоанн Златоуст, желая показать, коль велико и невозможно постижение несозданного естества разумом, приводит в сравнение святого Павла, который, не будучи в силах выразить глубину судеб Божиих, изумлялся, ибо очевидно было, коль велика вещь, столь изумившая святого Павла. Святой же Иоанн Златоуст показывает далее самое непостижимое естество Божие, и утверждает это через то, что все, чем был подвигнут к изумлению святой Павел, было только очень малой частицей естества Божия. (частицей же называет, по нашему немощному рассуждению, но в естестве Божием нет части).

И (Златоуст) так говорит в Слове 1-м о непостижном:

Павел, беседуя не о существе, а о премудрости, которая действует в Божием промысле - не во всеродном промысле, которым устраиваются ангелы, архангелы и вышние силы, - а о той части промысла, которая способствует жителям земли, и ещё не всю ту часть или частицу использует ("испытывает"):

Ею солнце восходит, ею души бывают вдохновлены, ею тела изображаются, ею смертные питаются, ею весь мир содержится. Но все это - мимо идущее, - и далее рассуждая о некоей части Божия промысла - Это же ею презрел иудеев, народы же избрал. И смотря на ту часть как на безмерное море и бездонную глубину, (Павел) смущается, недоумевает и отходит, и вместе возглашает великим гласом: "О, глубина богатства, премудрости и разума Божия, ибо неиспытанны судьбы и неисследованны пути Его!" (Когда) слышишь, что пути Его неисследованны, (тем самым) говоришь, что и сам Он непостижим.

35. Вопрос: Как от привязуемых (обстоятельств) возрастает умножение (распространение)?

Ответ: Это место, как и прежде сказали, преизобильно для умножения. Ибо рассмотри все привязуемые: место, время и прочее, каждое из этих мест испытай (испробуй) с осторожностью, способны ли они придать удивления и величия вещи. Собрав все это, приложи к слову, которое тебе надо умножить. Таким способом Златоуст часто умножал свои предложения, например, умножил скорбь Иакова по погубленном Иосифе, как ты видел во 2-й беседе. Таким способом и ты можешь умножить вышеупомянутый довод на ненависть к еретикам (если, сказал, кто приходит к вам и не приносит сего учения, не принимайте его в дом и не говорите радуйся): Рассуди лицо, (то есть) кто советует так - Иоанн велегласный, проповедник любви, который в Евангелии и своих посланиях многократно поучает о любви к ближнему (Любящий, говорит, любит и Бога, и брата своего. Если же кто скажет: люблю Бога, а брата ненавидит, то это - ложь и прочее.

И в учении ("представлении") своем ни о чем так не увещевал своих учеников, как о любви к ближнему. Если же такой любящий (человек) и сеятель любви провозглашает такую ненависть против еретиков, что не велит ни приветствовать их, ни в дом принимать, но имеет великую злобу, то вечного проклятия достойна ересь богомерзкая.)

Здесь ясно видишь, как распространилась злоба Иоанна на еретиков и ненависть к ним только от привязаемого (места), то есть рассуждением от лица.

36. Вопрос: Достаточно и угодно мне (сказанное), но хотел бы хорошо иметь в памяти все места привязываемые и препинаемые, чтобы можно было представлять их без труда , как перед очами, и таким образом удобнее избирать.

Ответ: Тогда изучи и водрузи хорошо в памяти два этих стиха: 1) лицо, 2) вещь, 3) время, 4) место, 5) образ, 6) причина, 7) дело. Эти места необходимы для умножения (распространения).

37. Вопрос: Что заключает каждое из этих слов?

Ответ: 1) Лицо означает того, кто делает нечто, как рассуждали о лице святого Иоанна, выясняя, кто дает такой совет о ненависти к еретикам - это Иоанн, любви проповедник и прочее; 2) Вещь означает сам предмет, о котором рассуждение творится; 3) Время подсказывает рассуждение о времени, в которое нечто творится; 4) Место - на каком месте (нечто делается), ибо иногда время и место дают величие (описанию), например: Славнейшая победа - победить врагов на месте пространном, не имея пространного места для самого себя; (или) Большая милостыня - питать нищих в пути и во время глада, нежели в дому во время изобилия; 5) Образ велит подумать, каким образом нечто сделано, каким орудием, чьим пособием, разумно или нет и прочее; 6) Вина - ради какой причины или намерения, какой цели, славы или пользы и прочее; 7) Дело означает существо деяния, (сделанного) умом, руками, (каким) трудом (тяжкого?), совершенного правильно и прочее.

38. Вопрос: Вижу, что совершенно сказал обо всем изображении доводов. Поведай к сказанному и о расположении: как и каким образом столь многие изобретенные вещи чинно (по порядку) и без всякого ненужного смешения обретут подходящее им место в слове.

Ответ: Поскольку желанием твоим сотворить сие не пренебрегу, но уже долго беседовали и преклонился день - время закончить ныне, утром же при восходящем солнце время будет более подходящее начать беседу и о прочих риторических правилах

Беседа 4-я О расположении и выражении.

Часть 1-я. О расположении.

1. Вопрос:Желая беседовать о расположении, скажи прежде всего, нужна ли эта часть для (составления) слова или иногда ее можно опустить?

Ответ: Нужна настолько, что, отставив эту часть, изобретенное доказательство потеряет всю свою силу. Как войско без порядка и доброго устроения бывает некрепко, хотя бы и сильных мужей имело. Но знай, что расположение требует более рассуждения, чем быстроумия, ибо быстроумием доводы изобретаются, разумным же промыслом (умственным размышлением) - располагаются.

2. Вопрос:Эта часть требует много больших правил, нежели изобретение, ибо быстроумие, как природная сила, может возлететь куда хочет и постигнуть то, что требуется; рассуждение же не что иное есть, как того же ума упорядоченное обуздание и истязание.

Ответ: Все, созданное по рассуждению, бывает сделано по правилам (из правил), но многих правил определить невозможно, поскольку само каждое рассуждение и есть правило.

3. Вопрос:Но поскольку некие (правила) доселе уже были описаны, данные правила показать мне не пренебреги.

Ответ: Хотя расположение требуется всему слову, но в разных частях, составляющих слово, (оно) имеет разные правила: одни - в начале и предложении, иные - в доказательстве, иные - в окончании.

4. Вопрос: Что следует знать о вступлении?

Ответ: Во вступлении и предложении да будет известно, что следует прежде всего привнести такие слова, которые склоняют слушателей ко благоволению и любви, и ничто так не нужно, как это. Ибо как люди могут увещаться и прилежно слушать проповедника, не имеющего благоволения? Добившись любви к нелицеприятному и прилежному слушанию, следует склонять их по правилам, данным во 2-й части о начале.