После этого согласно порядку подобает создать разумную (идею), то есть ясно предложить, о чем собираешься говорить. И таким образом, будто по степеням, можешь прийти к самому слову, заключающемуся в доказательстве.
5. Вопрос: Почему на первое место не разум становится, чтобы привести (слушателей) к прилежному слушанию?
Ответ: Сказал тебе во 2-й беседе, предлагая правила о вступлении, что, поскольку прилежность (внимание) слушателей происходит оттого, что обещаем некоторые великие новые или удивительные вещи, потому прежде всего надо говорить об этом, нежели говорить, какой "вид дивления" и какие будут удивительные и необыкновенные вещи.
Очевидно, что прежде к прилежанию, нежели к разумению (пониманию?) следует привести слушателей. Однако если можно будет в предложении обещать великие вещи, (тогда) вначале - разум, потом - прилежание. И так поступили в предложенном нам слове, сотворив разум (идею), когда хотим сказать, что достойны проклятия еретики: описываем тяжесть толикой казни и великое речение нашей святой церкви, из чего и внимание исходотайствуется, как о том и сказано выше.
6. Вопрос:Когда в предложении случится повествование, какой порядок повествования следует дать?
Ответ: Наилучший порядок в повествованиях - естественный, то есть в таком порядке деяния повествуются, как были сотворены: что было первым на деле, то и в слове; что в деле сотворили после, о том и говорится после.
7. Вопрос: Нужны ли мне правила в расположении доводов, создающих доказательство?
Ответ: Так нужны, как во время битвы в войске нужны различные построения.
8. Вопрос: Скажи, какие они.
Ответ: Эти правила требуется сохранять в родах судительном и совещательном, ибо в украсительном роде по-другому (доводы) располагаются.
Первый сугубый род доводов (таков, что) одни суть просто подкрепляющие, другие - отметающие противные нашему слову доказательства, если слушатель не знает, что может быть противопоставлено нашему слову.
Первый (вид расположения доводов): - требуется приводить доводы просто подкрепляющие и также отметать противные. Если же слушатель знает и имеет в уме своем, что нашему слову противостоит, тогда лучше сначала отмести противные (доводы), а затем то же слово подкрепить согласными доводами.
Второй (вид расположения доводов): - одни доводы бывают весьма (сильные), другие - не очень крепкие. Тогда вначале следует положить слабейшие, затем - сильнейшие, чтобы росло, а не умалялось слово.
Третий (вид расположения доводов): - бывают доводы столь друг с другом согласные, что один от другого силу приемлет - тогда хорошо положить сначала те из них, от которых прочие подкрепляются, ибо по второму правилу более крепкие доводы восприемлют последующее место от слабейших.
Четвертый (вид расположения доводов): - если знаешь слушателей, не слишком расположенных к даваемому тобой совету, тогда сначала изложи более сильные доводы, чтобы приготовить их к прочим, а потом - слабейшие, а конце же опять весьма сильные поставь.
Пятый (вид расположения доводов): (доводы) подобны по природе как и первые (вид расположения): вначале первые, затем последующие подобает (располагать). Первые же по природе суть те, что берутся от определения, исчисления частей, рода, вида, вины и прочее; последующие - те, что происходят от плодов, привязуемых, сравнения, противных и прочее. Но этого не всегда всецело надо придерживаться.
Шестой (вид расположения доводов): хотя и многие доводы изобретаешь, но чтобы слово не было безмерной величины, положи совместно и кратко доводы, согласные друг с другом и словно имеющие некое родство, другие же изящнейшие доводы можешь расширить особым образом.
Сего довольно к расположению доводов.
9. Вопрос: Скажи еще и об окончании.
Ответ: Поскольку, как выше сказали, в окончании есть два требования: сочисление высказанных (аргументов) и возбуждение страстей, очевидно, что здесь и надлежащий порядок показывается, то есть вначале сочисли кратко (аргументы), а затем устремись к возбуждению страстей. Но искуснее творят те, кто начале начинают возмущать страсти и в самом сгущении страстей располагают искусно произносимые (доказательства), потом же и прочими страстями убеждают слушателей вместе с доводами, возбуждающими страсти.
Храни все эти правила, которые дал о подкреплении (доказательстве).
Часть 2-я. О изречении (выражении).
1. Вопрос: Принял от тебя и извещен самым естественным (необходимым, правильным) образом, что, изобретя и расположивши все доводы и другие части речи, следует помыслить, как все это сладостно и благоприятно выразить - поэтому приступи к 3-й части риторики.
Ответ: Да будет слово не только уму, но и слуху слушателей благоприятно. Одним словом, да сможешь выразить языком то, что разумом изобрел. Слову подобает быть по языку свойственным, ясным и украшенным. Из них две первые добродетели соблюдаются без труда, ибо слово (речь) будет свойственным языку, если будет выражено словами славянскими, российскими, без всякого иноземного, роду нашему неприятного или плохо вразумительного примеса. Ясным же слово (речь) будет, если сложится из слов (речений) не только славянских, но и удобно понимаемых слушателями, не затруднительных, но новых, не слишком обветшалых.
2. Вопрос: Как же может быть украшено слово?
Ответ: Об этом собираюсь простирать долгую беседу, ибо всякое слово (речь) имеет никогда не раздельные две части: слово ("речение") и разум. Слова человеческого голоса означают некий смысл, рожденный в уме, разум же есть сама сила, выражаемая словами, ибо подобает украшать разум (смысл, содержание) словами. Отсюда должно знать, что украшение речи состоит в двух вещах: 1) в словах, 2) в мыслях.
3. Вопрос:Много ли украшений в словах и много ли в мыслях?
Ответ: Украшения в словах сугубы: первые состоят в изменении смысла, вторые - в расположении слов.
4. Вопрос: Каковы суть первые, то есть изменения смысла?
Ответ: (Те, что состоят) в изменении смысла. Это - первого рода украшения слова, называемые по-гречески тропы.
5. Вопрос: Что такое троп и много ли есть видов тропов?
Ответ: Троп есть слово, изменяющее свой смысл на иной. Имеется 6 видов изящных тропов: метафора, синекдоха, метонимия, антономасия, аллегория, ирония.
6. Вопрос: Что есть метафора?
Ответ: Метафора есть перенос слова от своего смысла к другому смыслу с добрым подобием. Например: волнение еретическое. Здесь волнение не означает истинной волны морской или водной, от которой значение родилось, но означает наводимую еретиками смуту. Итак, оставив свое (изначальное) значение, перенеслось к другому.
7. Вопрос: Каким образом можно изобрести изрядную метафору?
Ответ: Во-первых, ищи доброе подобие к твоей вещи. Например: желая сказать "страшное зрелище" через метафору, изобретаю подобие: "зрелище зверей", ибо звери - страшны. И взяв слово, являющееся подобным, приложи его к вещи без прежнего слова, например можно перенести "зверское зрелище", Или скажи: жизнь увядает (как) цвет юности - или (как) цвет юности увядающая жизнь.
8. Вопрос:Сколько видов имеет метафора?
Ответ: Четыре - по числу вещей, от которых и к которым переносятся слова:
1) от одушевленных к одушевленным, например: еретики воюют против церкви;
2) от неодушевленных к неодушевленным, например: светятся цветы в вертограде;
3) от одушевленных к неодушевленным, например: цвет веселится, горы взыграли;
4) от неодушевленных к одушевленным, например: жестокий человек и прочее.
9. Вопрос: Что есть синекдоха?
Ответ: (Синекдоха есть) понимание некоего слова через другое не по подобию, но словно ему родственное (по сходству), то есть: либо через часть приходим к пониманию целого: десница моя одолеет врагов - здесь через одну часть десницу понимаем всего воина;
или через одно подразумеваем многих: швед побежден - здесь не об одном говорится, но многие шведы подразумеваются;
или через материал, из которого некая вещь создана, понимается вся созданная вещь: золото многих прельстило - под золотом подразумеваются сокровища и богатство.
10. Вопрос:Что есть метонимия?
Ответ: Этот троп подобен синекдохе, то есть когда причина полагается за следствие. Читаю у Златоуста: сам полагаю вину за плод (причину за результат) или плод за вину: бесстыдство и невежество творят многое зло - здесь бесстыдство и невежество положены вместо людей бесстыдных; или содержащая вещь - вместо вещи, находящейся в ней (содержание вместо содержащего): град царю повинуется - здесь град положен взамен находящихся в нем граждан. Этот троп имеется и в таком выражении: согрешил пред небом и пред тобою. Или (кладется) знак вместо означаемой вещи: орел царский страшен всем врагам.
11. Вопрос: Что есть антономасия?
Ответ: Антономасия есть положение некоего титула вместо имени, например: проповедник покаяния вместо Иоанна Крестителя или (Иоанна) Златоуста; учитель народов вместо Павла; споручница грешников, мать милосердия вместо Пресвятой Богородицы Девы. Эти титлы (названия, именования) лучше всего создавать (исходя) от дел, более всего подходящих тому, кто творит этот титул.
12. Вопрос: Что есть аллегория?
Ответ: (Аллегория) немногим отличается от метафоры и является перенесением многих слов от своего смысла к другим в едином подобии, например: ни еретическое волнение, ни дышащие яростью ветры гонителей не могут разбить корабль Христов.
13. Вопрос: Сколько есть видов аллегории?
Ответ: Два: первый вид - чистая аллегория, второй вид - смешанная аллегория. Чистая аллегория - та, в которой все перенесенные по смыслу слова не свойственны вещи. Таковая есть у псалмопевца: виноград из Египта принес и прочая. Смешанная аллегория - та, в которой перемешаны перенесенные слова со свойственными (принадлежащими данной вещи). Такова светлая и удобно понятная аллегория, которую высказал святой Павел: знаю, что земной наш храм тела будет разрушен. Здесь слова "храм будет разрушен" перенесены от подобия здания жизни и смерти, "тело" же есть свойственное слово, так как означает то же самое и здесь и всегда.