Смекни!
smekni.com

Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (стр. 7 из 8)

14. Вопрос:Что, наконец, есть ирония?

Ответ: Ирония есть поругание, когда одно говорится в речи, а иное или противное нечто подразумевается. Узнается же (она) от лица или от природы вещи, о которой идет речь. Например, если бы некто сказал о мучителе Диоклетиане: Диоклетиан воистину был добродетельным человеком, ибо столь многих мучеников послал на небо. Этот троп наиболее привыкли употреблять святые отцы против подлинных еретиков, ненавистников истины и лицемеров, когда мнится, будто хвалу им воздают, (на самом деле) укоряют великим уничижением.

Сказанного о тропах - довольно.

15. Об украшении, состоящем в расположении слов, или о фигурах речи.

Вопрос:Каковы украшения другого рода, которые состоят в расположении?

Ответ: Украшение в речи бывает от самого искусного расположения слов, называемого фигурой, по-гречески схема, в переводе образ. Как дом украшается иконами и различными шарами, так и речь - фигурами.

16. Вопрос: Сколько есть родов и порядков фигур, касающихся расположения слов?

Ответ: Три порядка фигур речи: повторение, сходство, противоположность.

17. О фигурах, бываемых в повторении слов.

1-я фигура есть повторение в начале многих кратких частей слова, как в этих апостольских словах: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, любовь не гордится и прочее.

2-я фигура есть повторение того же слова в конце. Так, апостол (говорит): евреи суть - и я, израильтяне - и я, имя авраамово - и я.

3-я фигура есть повторение того же в начале и конце.

Так святой Григорий Двоеслов говорит о святом духе: наполняет Святой дух отрока кроткого и псаломником творит, наполняет судию и старцем творит, наполняет пастуха и пророком творит, наполняет рыбака и верховным апостолом творит, наполняет гонителя и учителем народов творит, наполняет мытаря и евангелистом творит.

4-я фигура есть восхождение будто по ступеням от одного слова к другому, от другого к третьему. (Например,) апостол к римлянам в 12-й главе: скорбь создает терпение, терпение - умение (знание), умение - упование, упование же не посрамит.

18.О фигурах речи по сходству слов.

1-я (фигура) есть сходство (согласование) двух или многих частей и разделений слова в последних своих словах, например: Иисус - скорбным утешение, больным посещение, пленным - освобождение, грешным - спасение. Но это сходство более свойственно стихотворцам, нежели риторам.

2-я (фигура) есть сходство двух или многих слов по звучанию, но не по смыслу (значению). (Например:) вино есть вина многих зол; мир никогда не имеет мира и прочее.

19. О фигурах речи в противогласии (несходстве).

Фигура противогласия или противословия есть двух или многих противоположных слов для украшения речи расположение, или соединение, или разделение, или взаимное (совместное) употребление. (Например:) скорбь - в радость, теснота - в пространство, беда - в беспечалие переменятся. Или апостольское: как свет относится к тьме, так верующий к неверующему и тому подобные.

20. О фигурах мысли.

Вопрос:Это были фигуры в словах - скажи и о прочих, которые речь мыслью украшают.

Ответ: Многого описания требует украшение мыслью, однако можно и здесь некоторые виды и выражения (= фигуры) предложить.

1-я фигура есть вопрос, когда не ради вопроса (спрашивают), но как бы наступая на кого, будто прогоняя. Так святой Киприан писал на святых, которые отверглись от Христа на судительном испытании: понимаешь ли ты, что Господь едва ли умолим будет, если отвергся Его развращенными словами, возлюбил более Его имущество свое, осквернил Его церковь святотатскою мудростью? ты мнишь, что (Господь) легко умилосердится над тобою, (когда ты) исповедал Его таким образом?

2-я (фигура мысли) Удивление есть когда не ради вопроса, но ради подлинной причины спрашиваем о чем-либо и удивляемся некоему необыкновенному явлению, зная, что невозможно дать ответ на наш вопрос: кто выскажет силу Господню, сотворит услышанными все хвалы Ему? кто велик так, как наш Бог?

3. Оставление есть когда для кратковременности и желая показать, коль обильно то, о чем речь нам предлагается, говорим, что не хотим здесь вам многое воспоминать (распространять речь), но не желая воспоминать (долго говорить), кратко обо всем скажем. Так Киприан в послании к Корнелию: Уж и не говорю здесь об отступлениях от церкви, сделанных ради вражды, прелюбодеяния и многих беззаконий - об одном умолчать не могу, и прочее.

4. Сословие или сопоставление мнений бывает, когда некоему высказыванию, хотя и противоположному нашему, не возражаем, но словно упование имеем на то, что побеждены (им) не будем. Например, говоря о смерти, скажу, что не знаю, будем ли в доброй памяти и покаянии в час нашей смерти. Затем, предлагая противоположное мнение слушателям, скажу и другое: но пусть будет так, что сможем память (сознание) иметь и каяться в последней болезни. Кто еще может знать, будет ли ожидаемая, или нечаянная и напрасная кончина? Кто извещен: утром ли, днем ли, или через год, или через многое время, или вскоре позван будет? - Не знаете, в какой час Господь наш придет.

5. Сомнение есть, когда ритор по причине либо незнания, либо значимости (величия) предмета, либо желая показать многое, высказывает сомнение, откуда начать и где кончить, что сказать первым, что - последующим, и каким образом сказать. Множество примеров тому - в церковных гимнах: откуда плакать начну? Или: Как назовем Тебя, обрадованная, ибо воссияла, как солнце правды? Или: Какими похвальными венцами увенчаем Тебя?

6. Образ есть, когда предлагается некое повествование подобное вышереченному (?). Он используется в подкреплении (доказательстве), но поскольку им речь весьма украшается, то он часто используется и как фигура.

7. Воздержание есть желание создать повествование великое, странное и дивное, (поэтому) творим приступ такой, чтобы в нем долго обещанием или иным образом держать (внимание) слушателя. Такое украшение чаще всего бывает в предложении. (Например:) Моя речь покажется странной, но не потому, что странное есть вместе с тем и ложное - ведь много есть странного и ложного. И потому вы, слушатели, внемлите, если истинными будут слова, которые реку вам, хотя и странными покажутся.

8. Предприятие есть когда мы сами, упредя, возвещаем и низлагаем прежде, чем кто-либо нам мог прекословить, или когда, не будучи спрошены, сами предвидим вопрос и отвечаем. Так Христос (говорит): Всяк говорящий мне "врачу" исцелися прежде сам. Так говорили и святые отцы: Если Бог любит любящих Его, почто допускает впадать им в великие беды и скорби и лютые наветы терпеть? И я отвечаю с апостолом: творит это ради множайшей своей любви к ним, желая им больше мзды воздать. Иные же святые отцы говорили: не принявшие избавление (от бед) да получат лучшее воскресение, будучи избиены и прочее.

9. Ирония или поругание есть когда будто желая кого хвалить, похуляем его. Различается от тропа иронии, о котором говорили выше, тем, что троп бывает в одном слове, это же - во многих словах и мыслях бывает. (Например,) святой Киприан, говоря против Пупиана, который не назвал (поставил его быть?) епископом, так ругает его: Соизволь уж и не пренебреги известить обо мне (подтвердить, засвидетельствовать) и утвердить мое епископство твоим рассмотрением, чтобы Бог и Христос Его благодарили тебя за то, что архиерей и вместе строитель Их алтаря возвращен был. И немного ниже о том, почему не имели сомнения полные Святого Духа мученики, которые писали послания епископу Киприану из темниц: Разве все те, имевшие со мной общение, осквернились нашими скверными устами и отпали от надежды вечной жизни, (и только) Пупиан нескверный, непорочный, святой и чистый, не захотевший с нами смешаться (сообщаться?) будет жить в раю и царствии небесном?

10. Возглас (восклицание) - преизящнейшая фигура, когда проповедник восклицает после описания некоей великой, удивительной или ужасной вещи. Так пророк у пророка Иеремии, описав великое преступление своих людей, возглашает: Устрашитесь о том, небеса и (земля?), и придите в великое уныние. Другой пророк вопиет о пришествии суда Господня: О, люто мне в тот день, ибо близок день Господень.

21. Вопрос: Когда же это украшение следует употреблять - в какое время и в каком месте?

Ответ: Как различные украшения человеческие (по-разному) употребляются: иные в скорби, иные в радости, иные подобают чести (славе), иные - смирению, иные - царскому великолепию, иные - священническому благолепию, так и ритору подобает рассуждать различно, чтобы по мере вещи и по требованию случая полагать свои украшения в слове. Рассуждать же должен, как и в какое время и (когда) простая человеческая речь бывает, ибо иначе гордый, иначе смиренный, иначе скорбный, иначе веселый имеют обыкновение говорить. И отсюда можно познать, какой образ и какое лицо следует предпочесть предложенному слову.

Беседа 5-я. О памяти и проповеди.

1. Вопрос: Ты назвал четвертую часть риторики "память", пятую - "проповедь" (произношение). Но думаю, что они управляются не только правилами, ибо какое правило исправит память, если кто имеет (дурную) природу? Также и "проповедь" (произношение) более всего состоит в сладкогласии, ибо не знаю, как можно его приобрести или исправить, если нет у кого природного (дара)?

Ответ: Истинно и мудро рассуждаешь. Но некоторые правила создаются не о том, как приобрести или получить силу памяти, которая в тебе имеется, а о том, как исправить влиянную от природы.

2. Вопрос: Да увижу (узнаю), каковы правила памяти и каковы (правила) произношения.

Ответ: Память развивается и сильной бывает:

1) если кто многократно изучает различные (предметы), свои или чужие. Ибо так сила памяти обыкновенно обнаруживает свое действие. Обыкновенно же и второе (обнаружение) природы ее крепости - в многократном описании трудных (подвижнических?) деяний, которые (память) без труда творит. Что ясно видно (при сравнении) и в ручном ремесле.