Смекни!
smekni.com

Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (стр. 1 из 8)

.

Аннушкин В. И.

Нами публикуется перевод известного сочинения старообрядцев Выговской пустыни "Риторика в 5-ти беседах" (см. главу 2, § 6). Публикация текста с разночтениями по нескольким спискам была осуществлена в сборнике "Мир старообрядчества. Выпуск 3. Книга. Традиция. Культура. М., 1996, с. 189-243". Хотя язык петровской эпохи представляется достаточно прозрачным по смыслу, читателю будет интересно и полезно познакомиться с его современной интерпретацией, в которой достаточно ясно представлено множество практических рекомендаций к использованию приемов риторического искусства, каким они представлялись ритору начала XVIII столетия.

Переводится текст 1-й редакции "Риторики". 2-я редакция дается в скобках с пометкой *. В скобках возможны также синонимические пояснения. Терминологию мы старались не переводить. Но в отдельных случаях для прояснения смысла это сделать пришлось, например, термин "повесть" в переводе толкуется как повествование (см.II, 6-7).

Нумерация вопросно-ответных статей в тексте – моя (А.В.).

Беседа 1-я предисловная.

1. Вопрос:Что есть риторика?

Ответ: Риторика есть искусство хорошо говорить.

2. Вопрос: Что значит хорошо говорить?

Ответ: Хорошо говорит тот, кто составляет свою речь так, что может достичь цели, которую поставил, то есть: если кто-то хочет кого-то хвалить, цель его речи - привести хвалимого (человека) в великую честь и славу от своих слушателей. Если его речь будет составлена так, что сможет исполнить свое намерение и исходатайствовать честь тому человеку, похвала которому говорилась, то хорошо говорит; если же нет - плохо и не риторически.

И еще: если кто кому-либо о чем советует, то имеет намерение привести к делу, о котором советует. Если приведет, очевидно, что хорошо говорил; если нет - иначе.

3. Вопрос:Если же кто советует кому склониться к греховному делу (можно ли сказать о нем, что) он хорошо говорит?

Ответ: Согрешает на Бога тот, кто злобно говорит по намерению и нраву, но хорошо по правилам речи. Подобно меч служит для неправедного убийства, ибо творит зло по злому своему намерению. Но если меч создается искусным и прекрасным мастерством, то (о нем) говорится, что правильно создан (используется), и творец его называется не злым человеком, а искусным художником.

4. Вопрос: Что следует соблюдать, дабы смог столь совершенно говорить, ибо известно, что немногие достигают намеченной цели, хотя и много говорят?

Ответ: Для этого и изобретается риторическое искусство, содержащее в себе многие и различные правила, наставляющие к хорошей речи. Если ты со всем желанием попытаешься (овладеть ими), то обретешь много их у меня, ибо хотящему все бывает возможно.

5. Вопрос: Потому и пришел к тебе, что великое стремление к этому искусству имею, полагая, что оно более других полезно в человеческой жизни.

Ответ: Тогда я преподам тебе краткое и ясное наставление, будто за руку ведя тебя, о том, как можешь составить совершенную и не лишаемую своего намерения речь. Для большего удобства и сам буду излагать правила к подобию тех, по которым можешь составить некую особую речь, чтобы (ты) не только видел меня учащим, но и творящим. И так в совершенстве сугубым учением, то есть моими словом и делом, будешь наставлен.

Во-первых, должно узнать, сколько есть родов речи, затем сколько частей имеет речь, затем на какие части разделяется се искусство риторов (разделы риторики), или что необходимо знать ритору, дабы его речь была доброй и совершенной.

6. Вопрос: Поведай, сколько есть родов речи.

Ответ: Три.

7. Вопрос: Каковы они?

Ответ: Совещательный, судительный, украсительный.

8. Вопрос: Что такое советовательный род речи?

Ответ: (Советовательный род) есть, когда советуем кому-либо сделать доброе или оставить злое.

9. Вопрос: Что такое судительный род речи?

Ответ: (Судительный род) есть, когда судим и разделяем правду от неправды и истину от лжи.

10. Вопрос: Что такое украсительный род речи?

Ответ: (Украсительный род) есть, когда прославляем или хвалим некоего человека или вещь.

11. Вопрос: Есть ли другие роды речи?

Ответ: Нет, но в этих родах все различия человеческой речи заключаются, ибо всякий человек либо говорит в уме своем сам с собою, либо с другим человеком. Если (говорит) сам с собою, то рассуждает, испытывая истину умом; если с другим беседует, то говорит ему, чтобы тот или сделал нечто, выслушав, или уверился в чем-либо, восприняв некое мнение. Если первое, то советует; если второе, то славит или хвалит нечто. [2-я редакция: Если первое, то советует; если второе, то рассуждает; если же третье, то славит или хвалит нечто]

12. Вопрос: Поскольку я желаю быть искусным в церковных проповедях, скажи, какой род речи приличен к проповедованию?

Ответ: Во все праздники Господни и памяти святых приличен украсительный род речи, ибо подобает говорить похвалу тайне (таинствам?) и величию Божию и угодникам Его. Судительный же род речи нечасто случается (использовать) церковным риторам, разве когда ритор простирает слово на опровержение лживых еретических догматов. По все же дни недели используется советовательный род речи, ибо тогда проповедник должен черпать нравоучение от евангельских христовых слов и либо отводить от греха, либо наставлять к добродетелям.

13. Вопрос: (Ты) совершенно сказал (кончил говорить?) о родах речи. Расскажи еще по обещанию твоему и о частях речи. Во-первых: сколько частей речи имеет риторическая речь?

Ответ: Всякая речь состоит из четырех частей:

1) начало, или приступ к речи, или предисловие;

2) предложение, иногда же повествование вместо предложения;

3) подкрепление, или утверждение;

4) окончание, или пословие.

14. Вопрос:Расскажи особо о каждой части: что есть начало, что - предложение, что - подкрепление и что - пословие.

Ответ: Начало речи есть ее первая часть, приготовляющая проповедника к говорению, а слушателя - к слушанию. Предложение же есть изъявление того, о чем собеседник собирается говорить, чтобы прежде всего люди узнали вкратце, что должно говориться. Подкрепление же есть собрание доводов и аргументов, которыми укрепляется предложенная речь. Пословие же есть завершение речи, содержащее кратко в себе все сказанное для запоминания слушателями и побуждающее слушателе к конечному уверению и заключению.

15. Вопрос:Нет ли иных частей речи?

Ответ: Другие риторы имели обыкновение разделять речь на многие части, но все те части заключаются в этих четырех, о которых беседуем. Ибо повествование, разделение и опровержение, которые полагаются иными (риторами) как особые части, могут быть заключены без труда в этих четырех: повествование и разделение - в предложение, опровержение - в подкрепление вмещаются.

16. Вопрос:Что такое новопредложенное повествование и прочие части?

Ответ: Скажи о них в другом месте, когда обратимся к полному учению о каждой отдельной части речи. Ныне же беседа достаточна, дабы память была насыщена немногим повествованием, а больше удержать не может.

Беседа 2-я, в которой предлагаются (сведения) о каждой особой части речи.

1. О начале. Вопрос: Узнал из прежней твоей беседы, что такое каждая часть речи. Поведай еще, как и обещал, полное учение о каждой из этих частей. Прежде всех других - о начале: как его составлять и чего в нем следует держаться, дабы оно было совершенным?

Ответ: Никого иного за проводника в этом учении не приемлю, как искуснейшего более всех других древних красномолвцев и риторов Марка Туллия Цицерона. По его учению ты должен соблюдать три требования в начале речи: во-первых, (чтобы оно было) любовно, во-вторых, разумно, в-третьих, чтобы слушатель послушал тебя со вниманием. Поэтому в начале своей речи ты должен изыскать от слушателей любовь, предложить разумно содержание речи и добиться внимания.

2. Вопрос: Но как могу получить все это?

Ответ: Соблюдай следующие правила, чтобы тебя выслушали с любовью и (тогда) получишь это через следующее: если унизишь смиренно самого себя и покажешь неравным (слушателям), говоря о таких тайнах (таинствах) или высказывая нравоучение перед столь честными слушателями. Скажи, что движимый любовью к слушателям, надеешься и на их взаимную любовь, да не погнушаются и от малого источника почерпнуть воду спасения. Либо же воздай похвалу слушателям, одобряя их великое желание услышать слова Божии, хотя и глаголемые недоуменными устами и прочее, этому подобное.

3. Вопрос: Что же сделаю, чтобы преклонить их ко вниманию?

Ответ: Любовь исходотайствуешь, смиряя твое лицо и превознося слушателей, как и было сказано. Внимание же можешь получить, говоря о самом предмете, о котором предстоит твое слово. Это возможно двумя способами: или обещая говорить о неких великих и удивительных вещах, или - о потребных, очень нужных и полезных самим слушателям.

4. Вопрос: Но как еще создам разумное содержание слушателям, чтобы сначала узнали, а потом хорошо поняли сказанное?

Ответ: Достигнешь этого, если предложение будет составлено по правилам, о которых скажу ниже.

5. Вопрос:Есть ли еще иное, чего следует придерживаться в начале слова (речи)?

Ответ: Есть еще три (требования): пусть начало будет 1) краткое, 2) ясное, 3) свойственное, то есть одному тому слову приличное. И потому ошибочно, если противоположные (свойства) в начале речи обнаружатся, то есть если начало будет длительным, или темным, или общим, а значит могущим быть привязанным не только этому, но и ко многим другим речам. Но ничем начало так не портится, как если оно неясное и невразумительное (плохо понимаемое). До сих пор - о начале.

6. О предложении и повести.

Вопрос: Что необходимо знать о предложении и повествовании?

Ответ: Во-первых, посмотри, един или множественен предмет слова. Если един, то предложи просто: о том-то и о том-то должен слово говорить и прочее. Если же множественен, то следует разделить предлагаемое и сказать, что должен говорить в начале о том-то и так далее. Кроме того, пусть предложение будет кратко и сем разумительно, а потому путь слагается из слов простых и известных всем слушателям. [2 ред: Так подается разум слушателям], о чем в начале ты спрашивал.