Со временем структура празднований Великих Дионисий постепенно закрепляется, начинает базироваться на определенном тексте. Первоначально в трагедии действует один актер, который на ранних этапах простой рассказчик. Постепенно он овладевает актерским мастерством. Эсхил вводит второго актера, Софокл – третьего. Первым драматургом-трагиком считается Фепсид. Рассказывают, что он ездил по демам (деревням), и давал представления, его повозка была и сценой и служила в качестве декораций. Известен его ученик Фриних, он первым ввел в трагедию женский образ.
Что же представлял собой греческий театр? В нем свободно могло разместиться 14 тысяч человек. Ряды скамей для зрителей находились один над другим по склону горы. Они делились на горизонтальными проходами на ярусы и вертикальными – на клинья.
В центре находилась орхестра, круглая площадка, на ней размещались хор и актеры. На орхестре находился камень – жертвенник в честь бога Диониса. Нередко орхестра отделялась от зрителей рвом с водой. За орхестрой находилась скена («палатка»). В начале этот элемент был действительно палаткой, но затем была сделана каменная кладка, которая могла изображать стену дворца, самый привычный элемент декорации. Там актер переодевался, там же хранился реквизит и декорации. Передняя часть скены называлась проскений, она соединялась ступеньками с орхестрой. Театр не имел занавеса и крыши, все происходило на открытом воздухе.
Актеры носили маски. Это было связано с тем, что зрители сидевшие в дальних рядах, не могли различать мимику актера. Маска же укрупняла лицо и могла фиксировать душевное состояние актера. Поскольку актеры выступали в масках, выражение лица было скрыто, а мимика передавалась движениями рук, тела, маски позволяли одному актеру играть несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры не только декламировали, они и пели, танцевали. По ходу действия появлялись подъемные машины, необходимые для появления богов. Были так называемые эккиклемы - площадки на колесах, которые выдвигались на место действия для того, чтобы показать происшедшее внутри дома. Употреблялись машины для шумовых эффектов (гром и молния).
Первый греческий трагик, получивший мировое признание – Эсхил, жил в Греции в первой половине V в до н.э. До нас дошла малая часть, написанная им – всего семь трагедий из девяноста созданных: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», а так же «Орестея» состоящая из трех трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
Эсхил был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем самым создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы. Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.
Младшим современником Эсхила был Софокл, он продолжил его дело и дал трагедии совершенное художественное воплощение. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла («Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др.) — классический образец жанра.
Младшим из трех великих афинских трагиков был Еврипид. Аристотель назвал его «трагичнейшим из поэтов», имея ввиду не только пафос его творчества, но и личную судьбу: не до конца оцененный, не понятый современниками, он сделался любимцем потомков. Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные — в духе софистов — интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в «Вакханках» и особенно в «Геракле»). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей («Медея», «Ипполит»). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них — на европейскую драматургию.
Комедия
Само слово комедия образовано из двух слов: комос и ода, то есть песня комоса. Под комосом видимо имелась ввиду ватага гуляк, кутил возвращавшихся домой после пирушек. Покинув трапезу, ее участники, будучи обычно в приподнятом настроении, продолжают развлекаться в рядах комоса. Это была толпа ряженых, одетых как на маскараде, в причудливые одеяния.
Шествие комоса, мимические игры, распеваемые им песни, - все это явилось основой комедии. Это был такой вид драмы, в котором характеры, ситуации, да и само действие представлялись в смешных формах.
Первым профессиональным сочинителем комедий был Хионид. Ранние образцы комедии возникли на Сицилии. Из Сицилии комедия перекочевала в Афины. Там она обрела свою классическую форму. Главный ее представитель – Аристофан. Она столь же значительна как и античная трагедия Эсхила, Софокла и Еврипида. Эти четыре имени навсегда вписаны ив историю мировой культуры.
История древнегреческой комедии делится на три периода: «древнеаттическая», «среднеаттическая», и «новоаттическая».
Древнеаттическая комедия носила социальную, нередко политическую окраску. Зло, остроумно потешалась она над общественными пороками. Среди популярных сатирических персонажей выделялись: врач-шарлатан, ревнивый сластолюбивый старик, хвастун. Приметной фигурой была маска хвастливый воин.
В отличие от классически строгих, величавых трагедий, постановки комедий отличались вольностью режиссерской выдумки. Сегодня о древнеаттической комедии можно судить лишь на основании произведений Аристофана.
Из 40 написанных до нас дошло 11 комедий Аристофана: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины в народном собрании», «Плутос»
Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом.
Теме «войны и мира»— посвящены пьесы Аристофана «Ахарняне»,«Мир». Сюжет комедии «Лисистрата», поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413 г, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают Акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен.
В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и «золотую» молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во «Всадниках» (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа).
К жанру утопии относятся комедии Аристофана «Птицы» (414), «Женщины в народном собрании» (392), «Богатство» («Плутос») (388). В «Птицах», написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, господство богов низвергнуто, миром правят пернатые.
Последние комедии Аристофана «Эолосикон» и «Кокал» были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром в 387.
2.3. Проза. Ораторское искусство
Зарождение прозы относят к VI в до н.э., и когда речь идет о современной прозе, то в ней достаточно определенно разграничиваются стили художественные, научные, газетные или публицистические. В Древней Греции, на ранних этапах, наблюдался своеобразный синкретизм: наука и искусство не были четко друг от друга отделены. Напротив, они являли единый процесс освоения и познания мира.
Древнегреческая проза представлена тремя главными направлениями: красноречие, или ораторская проза; историография; философия.
Греки были основоположниками ораторского искусства (красноречия). В словаре В.Даля дается определение этому понятию: «красноречие – наука и умение говорить, писать красиво, убедительно и увлекательно.
Труд истинного оратора считался искусством. А это вызывало появление тех, кто обучал мастерству красноречия. Последних называли софистами (мудрецами), или риториками. Сложилась целая наука, посвященная теории и технике красноречия – риторика. Родиной риторики считается Сицилия, где трудились первые учителя красноречия: Тисий и Корак. Основоположником же риторики был уроженец Сицилии Горгий, ученик знаменитого философа Эмпедокла. Ораторская речь – сродни поэзии. Она призвана быть возвышенной, величавой, приближенной к поэзии. Горгий разрабатывал структуру ораторской речи, считая важнейшими ее элементами ритм и интонацию. Горгий охотно применял антитезы, сочетал понятия, обычно несоединимые: «бесстрашный страх», использовал неожиданные метафоры: например коршунов, поедающих мертвецов, называл «живыми могилами». Величавость речи достигалась манерой оратора, произносившего фразы нараспев, сопровождая выступление ритмическими телодвижениями.