Значимую роль в Афинах играло судебное красноречие. К V-IV вв в государстве сложилось судебное законодательство. Истцы и ответчики должны были сами отстаивать свои интересы, защищаться или обвинять. Поэтому умело выстроенная речь в суде многое решала. Сложился определенный тип судебной речи: выступление, рассказ, досказательная часть, заключение. Возникла необходимость в специальных людях по части красноречия. Их называли логографы, т.е. составители и писатели речей.
Среди логографов одним из самым известным был Лисий. Основным жанром его речей были судебные. Они были суховаты по стилю, кратки, лаконичны, содержали меткие характеристики лиц и событий. Речи Лисия имеют значение не только как образец ораторского искусства своей эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями.
Еще один пример ораторского совершенства. Когда эллины говорили Оратор, имели ввиду Демосфена. Демосфен фигура героическая, благородная. Желая совершенствоваться в красноречии, Демосфен учился в частной ораторской школе, упражняясь в декламации он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию, он громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы произносить длинные фразы не переводя дыхания. Он освоил уроки сценического мастерства, тщательно готовил свои выступления в письменном виде. Занявшись адвокатской практикой, он сумел поправить свои финансовые дела. Со временем работа профессионального судебного оратора и сочинителя речей для истцов или ответчиков перестала удовлетворять его. К середине 350-х гг. он начинает участвовать в политической борьбе, реализуя здесь свои ораторские способности.
Речи Демосфена – одна из вершин ораторской прозы. Сила его аргументации обеспечивалась блестящей художественной формой. Сама личность оратора, его пример придавали особую неотразимость его аргументации. Демосфен явил нам непереходящий нравственный образец, когда своей деятельностью доказал право подписаться под такими словами: «Я считаю обязанностью честного гражданина ставить спасение государства выше, чем успех, добываемый речами». Это он сформулировал высшее призвание государственного мужа: «Не добиваться личных выгод, но делать только то, что угодно народу, идти напрямик ради блага народа, брать на себя всю ответственность».
Греки любили историю, им посчастливилось: важнейшие события нашли отражение в трудах выдающихся историков: греко-персидские войны – у Геродота; Пелопоннесская война – у Фукидида; политическая борьба на Востоке, войны Спарты и Фивами – у Ксенофонта. Сочинения выдающихся историков Древней Греции насыщены увлекательным фактическим материалом, их труды ценны как с познавательной, так и с художественной точек зрения.
Историография по праву начинается с Геродота. Цицерон назвал его «отцом истории». Этот титул он заслужил ролью первопроходца в данном жанре прозы. Главный и поистине уникальный труд Геродота называется «История». В нем собраны все накопленные к тому времени свидетельства как об эллинах, так и о тех, которых Геродот называл варварами. Позднее его труд был разделен на 9 частей, каждая из которых названа именем одной из греческих муз. Цель своего труда Геродот видел в том, чтобы «деяния людей не изгладились из памяти до времени и чтобы великие, достойные удивления подвиги, совершенные эллинами, так и варварами, не потеряли своей славы…». Известно, что Геродот читал отрывки из своего труда современникам, за что удостоился специальной почетной награды от афинского Совета. Среди слушателей был его младший современник, историк Фукидид.
Отдавая должное Геродоту, надо признать, что Фукидид был первым историком, ученым в полном смысле этого слова. В целом труд Фукидида «История» ценен и для профессионального историка, и для рядового заинтересованного читателя. Он не только накопил огромное количество фактов: он тщательно их проверял. Анализ Фукидида был труден, потому что очевидцы нередко об одном и том же факте отзывались по-разному.
Во введении к своему труду Фукидид указывает, что приступил к рассказу о Пелопоннесской войне сразу же после начала военных действий, полагая, что эта война станет самым значительным событием всей греческой истории. Ход войны Фукидид прослеживает в строго хронологическом порядке по летним и зимним военным кампаниям, проявляя высокий профессионализм как в описании военных действий, так и в анализе факторов, приведших к той или иной победе или поражению.
Повествование основано на детальном изучении текстов договоров, декретов, надписей, точность передачи которых подтверждена последующими эпиграфическими находками; в ряд книг историк включил речи полководцев и государственных деятелей, построенные с соблюдением всех правил ораторского искусства. Фукидид восстанавливает события прошедших эпох по сохранившимся старинным обычаям и древним памятникам, предвосхищая возникновение метода исторической реконструкции.
2.4. Философская проза
Впервые термин философия буквально означавший – «любомудрие» употребил Пифагор. Первоначально философия была наукой, объединявшей все области знания. Центром эллинской философии стал город Милет, там сложилась научная школа – ионийская натурфилософия. Она представлена видными мыслителями: Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом. Они, каждый по-своему, стремились ответить на вопрос: что лежит в основании всего сущего, чувственно-вещественного многообразия мира.
Греция подарила миру немало мыслителей, но есть среди них два особенно звучных, бессмертных имени: Аристотель и Платон.
В 387 г. Платон основал свою философскую школу, которая располагалась недалеко от Афин в роще, считавшейся посвященной местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия. Академия была передовым для того времени учебным заведением, в нем преподавались самые разные предметы. Ученики Платона изучали философию, поэтику, этику, риторику, музыку. Это было одно из первых учебных заведений древности, где серьезным образом штудировали античную математику. 18 лет провел в качестве преподавателя в Академии Аристотель, ученик Платона и в дальнейшем величайший ученый Древней Греции, читавший курсы риторики и логики.
От Платона до нас дошло 41 сочинение:
«Евтифрон», «Апология», «Критон», «Федон». «Кратил», «Теэтет», «Алкивиад I», «Алкивиад II», «Софист»,«Политик». «Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр». «Гиппарх», «Соперники», «Феаг», «Хармид», «Лахет»,«Лисид». «Евтидем», «Протагор», «Горгий», «Менон», «Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Ион», «Менексен», «Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий». «Минос», «Законы», «Послезаконие», «Письма» и др. которые охватывают широкий круг проблем. Все они, за исключением «Апологии Сократа», написаны в форме диалога. Этот литературный жанр, сложился благодаря Платону. В извечном споре о том, что первично, бытие или сознание, Платон исходил из первичности сознания. Основой его философской системы является теория идей, о мире идей, где живет душа до своего появления на свет, и после смерти тела, и земном мире, который кажется Платону иллюзорным, недействительным, поэтому человек не должен дорожить своей земной жизнью. Из этого взгляда на жизнь вытекает его отрицание к искусству, к сюжетной литературе. Если действительность иллюзорна, то, следовательно, искусство уводит людей от истины. Именно эта теория оказала огромное влияние на всё последующее развитие философской мысли в мире. Идеи, по Платону, являются важными, в то время как реальные предметы – тленными, подверженными переменам. В изобилии поэтических приемов Платон превосходит лучших ораторов древности. Диалоги его пронизаны речами, в которых греки, начиная с Гомера, были великими мастерами. Диалог «Пир», например, весь состоит из пиршественных речей, каждая из которых посвящена определению эроса, т.е. любви. В «Апологии Сократа» речи Сократа на суде просты, естественны, человечески убедительны и драматичны. После вынесения ему смертного приговора Сократ обращается с речью к народному собранию. Платон также часто использует мифы или мифологические рассказы, не традиционные, а им самим созданные, которые имеют у него символический смысл, выражая его философскую концепцию. Таковы, например, мифы о периодах возраста космоса «Политик», о движении богов и душ на крылатых колесницах по небесной сфере «Федр», о небесной земле «Федон». Мудрая беседа говорящих иной раз прерывается у Платона бытовыми сценами, в которых вырисовывается живописных образ героев, обстановка, их окружающая, самая атмосфера спора. Платону в равной мере удаются веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира («Протагор» «Пир») и глубокая проникновенная прорисовка драматических и даже трагических событий («Апология». «Критон»).
Мы с уверенностью можем сделать вывод, что диалоги Платона являют собой образец эстетического совершенства, художественного богатство аттической прозы.
Второй по очереди, но не по значению философ и ученый античности был Аристотель. Он действительно был ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, эстетикой, психологией, риторикой и поэтикой. Хотя Аристотель 20 лет был учеником Платона, но в дальнейшем он проявил большую самостоятельность, выступая против основных принципов идеалистической философии своего учителя. Прежде всего, он отрицал наличие двух миров – мира идей и мира вещей, считая, что существует лишь один мир, мир материальный. Критика Аристотелем философии Платона направлена против основных принципов всех идеалистических систем. Но все же Аристотель не был до конца последовательным материалистом, он не был чужд идеалистических взглядов: так, он признает чистую форму вне содержания. Эти философские принципы Аристотеля сказались в его эстетических требованиях, предъявляемых искусству, произведению искусства и мастерству поэта. Специально вопросам теории и практики искусства посвящены «Риторика» и «Поэтика».