Смекни!
smekni.com

Античная литература (стр. 7 из 7)

Богато была представлена в позднегреческой литературе и философская проза. Одна из самых колоритных фигур – Эпиктет. Проповедуя человеколюбие и чистоту духовной жизни, Эпиктет настаивал: счастье – в освобождении от страстей, в погруженности в свой внутренний мир. Эпиктетом живо интересовался и высоко ставил его Л.Н.Толстой.

Роман

Закат греческой литературы отмечен появлением первых образцов античного романа. На заре своего становления, роман представлен особой разновидностью – романом любовно-приключенческим. К этому жанру можно отнести повесть «Деяния Александра», в центре нее не реальный Александр Македонский, а скорее сказочный персонаж, на долю которого выпадают невероятные приключения в краю великанов, карликов, людоедов.

До нас целиком дошли следующие романы: «Херей и Каллироя» Харитона, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопика» Гелиодора», «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского.

В сюжетах большинства античных романов можно наблюдать некоторую общность. Так, все его герои-любовники – необычайно красавицы и красавцы, любовь в их сердцах вспыхивает внезапно, но молодые люди разлучены. В разлуке молодые люди верны своей любви, они терпят страдания, но не изменяют избранникам своего сердца. И, наконец, влюбленные находят друг друга и соединяются брачным союзом.

Особенно известен роман «Дафнис и Хлоя» Лонга. Он очень близок к пасторали. Основные его герои – пастух и пастушка. Они оба не знают своих родителей, оба они подкидыши. Дафниса воспитал раб Ламон, а Хлою – пастух, бедняк Диорис. Автор с любовью изображает этих простых людей, которые честны и правдивы, во всем помогают друг другу. Здесь мы видим не острые, волнующие авантюры, а любовные переживания, развернутые на лоне сельского, поэтичного пейзажа, это и определяет ценность произведения. В финале герои, оказавшиеся детьми богатых родителей, соединяются в браке.

4.2.Плутарх

Среди многих жанров, основоположниками которых были эллины, особое место занимает жанр литературной биографии. У истоков биографического жанра – несравненный Плутарх.

В его обширном и разнообразном наследии выделяются две главные группы трудов, пользующихся всемирным признанием: трактаты на моральные темы и биографии.

От первой группы, объединенных названием «Нравственные сочинения», до нас дошло около 80 работ. Здесь литература и философия, семья и медицина, религия и животный мир, музыка и красноречие. Отсюда – самые неожиданные темы: размышления о том, обладают ли разумом животные; советы тем, кто не желает делать долги; анализ такой психологической особенности, как любознательность. Однако большая часть его работ затрагивает философию. При этом общие теоретические проблемы не его стихия. Забота Плутарха – вопросы, сугубо практические: осуждение мотовства, возможность направить человека на путь добродетели.

И конечно главный его труд «Сравнительные жизнеописания». Иногда их также называют «параллельными». Это 23 пары жизнеописания римлян и греков. «Пару» знаменитому греку составляет римлянин. В некоторых случаях принцип сопоставления не вполне очевиден. В большинстве же легко просматривается: Никий и Красс, Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон, Пирр и Гай Марий.

В своем сочинении Плутарх развернул многокрасочную историю Греции «в лицах», в ее главных этапах, равно как и история Рима, завершающаяся первым веком нашей эры. Предмет его внимания – психология, характер. Он стремится полнее «погружаться в проявления душ…». Стиль Плутарха неповторим. Как живые встают перед нами мудрый и осторожный Солон; честолюбивый, исполненный неукротимой энергии Александр Македонский; пламенный патриот Демосфен и многие другие.

Плутарх был ценим современниками. На него опирались историки. Особую популярность он приобрел в эпоху Возрождения, стал одним из читаемых античных писателей. Сюжеты Плутарха охотно заимствуют и Шекспир («Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»), и Корнель и Расин.

4.3.Лукиан

Последним классиком литературы Эллады был Лукиан. Писатель многогранный, опробовавший, наверное, все краски сатирической палитры. Два этапа в творчестве Лукиана – это риторический и философский. В первый период он мастер риторики, которую постепенно начинает оценивать критически и даже пародировать; во второй период он озабочен философскими вопросами. При этом идеологические, научные течения своего времени Лукиан интерпретирует, как правило, в критическом, сатирическом ракурсе. Объект его иронии и насмешки – разнообразные типы представителей античного мира: лжеученые, пустопорожние ораторы, лжепророки, разного рода шарлатаны. В распоряжении Лукиана такие жанры как ирония, пародия, сатирический диалог.

Большого искусства Лукиан достиг и в жанре диалога, популярны его диалоги, герои которых – обитатели греческого Олимпа («Разговоры богов», «Собрание богов», «Зевс трагический»). Боги Лукиана коварны, сластолюбивы, завистливы, не чужды бытовым дрязгам, они не просто «очеловечены» Лукианом, но и «снижены», их интересы прозаичны.

Во многих лукиановских сочинениях чувствуется дыхание реальной, повседневной жизни. Сатирик верен принципу: оставаться серьезным и насмешливым одновременно. «Лучше всего писать о том, что сам видел» - формулирует он свое писательское кредо. Не случайно его называют «газетчиком», «журналистом» античного мира.

Начиная с эпохи Возрождения, Лукиан входит в круг наиболее популярных античных авторов. Его сатира оказалась близка и великому мастеру смеха Рабле, и немецкому гуманисту Ульриху фон Гуттену. Лукиан оставался живым и актуальным в эпоху Просвещения, особенно для таких сатириков как Свифт и Вольтер.

Заключение

Древнегреческая литература развивалась в обширных временных рамках: на различных исторических этапах наблюдалась смена жанров, тематики и проблем. Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, комедия, поэма, ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародилась и сформировалась у древних греков и римлян.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Через столетия прошли, воплотились в многочисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал.

Древнейший период – это расцвет мифологии. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». И их герои – Ахилл и Гектор, Одиссей и Аякс, Андромаха и Пенелопа. Расцвет лирической поэзии в VII-VIвв. до н.э, появление группы ярких мастеров стиха от Архилоха до Анакреонта и Сапфо.

Классический период совпадает со взлетом трагедии, трудно переоценить роль театра в жизни эллинов. Три великих трагика – Эсхил, Софокл, Еврипид – с большой наглядностью запечатлели этапы эволюции греческой трагедии. «Отец комедии» Аристофан, он заложил основы драматургии, социально активной, исполненной сатирического пафоса.

Классический период означал и становление прозаических жанров, особенно в IVв до н.э. – это историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Демосфен), философский диалог (Платон), эстетические работы (Аристотель).

Значительный этап – эллинистический – отмечен резко изменившейся идеологией. Наиболее впечатляющими литературными явлениями стала новоаттическая комедия (Менандр) и александрийская поэзия (Феокрит, Каллимах, Аполлоний Родосский). Закат греческой литературы так же по-своему красочен. Велик вклад в биографический жанр Плутарха, интересны ранние формы романа (Лонг,Гелиодор), сохраняет актуальность наследие Лукиана.

Знакомство и историей мировой литературы невозможно без ознакомления с античной литературой. На долю Древней Греции выпала уникальная историческая роль. Она оказала огромное влияние на развитие литератур других европейских народов.

Список литературы

Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие. –М.: Наука, 2001.

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература: Учеб.пособие. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.

Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тахо-Годи А.А. Античная литература: Учеб.пособие. – М.: Просвещение, 1989.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: ЗАО «Фирма СТД», 2006.

Лев Любимов. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 1971.

Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М.: Наука, 1991.

Хаммонд М. История Древней Греции. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.: Наука , 1996.

Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Наука, 1992.

Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. М.: ЗАО «Центрполиграф», 1993.