Смекни!
smekni.com

Юрьевский монастырь (стр. 1 из 2)

История и архитектурный ансамбль НОВГОРОДСКОГО СВЯТО-ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ

Выбор темы был обусловлен, прежде всего, тем, что Юрьевский монастырь, знакомый всем новгородцам с самого детства, помимо спокойной умиротворяющей красоты, является обладателем интересной и противоречивой судьбы, схожей в чем-то с судьбой самого Новгорода. Нам кажется, он мог бы быть по праву назван олицетворением этого великого города. Такой же могущественный в своих владениях, стоявший особняком от всех остальных монастырей, обладавший неизмеримой властью и богатством, он встречает множество перипетий на своем историческом жизненном пути. Характер его – характер всего города. Вместе с Новгородом он богатеет, вместе с ним и остается забытым и заброшенным на печальном отрезке в истории города. Переживает войну, разруху, но затем все же постепенно возрождается. Юрьев монастырь – это одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании города у его жителей и одно из самых теплых воспоминаний для покинувших Новгород. Ведь здесь тишина, умиротворение, даже несмотря на соседство пляжа и околопляжных увеселительных заведений. Здесь спрятана великая история...

1. Юрьево находится у истока Волхова из озера Ильмень. Его окружают заливные луга, травы летом достигают высоты почти в человеческий рост, и неоглядная гладь озера Ильмень вдали. На северной стороне расстилается перед обителью весь Новгород, на востоке видно за Волховом Городище, на юге синеет длинная полоса воды.

Сочетание спокойной северной природы с памятником прошлого заинтересовало даже кинематографистов ряда студий страны, и здесь проводились натурные съёмки эпизодов художественных картин.

2. Основание монастыря русский историк Татищев относил к 1030 г. На этот год есть ссылка и в других работах. В этот год князь Ярослав Мудрый, крещёный именем Георгий (или Юрий, что в переводе с греческого – “земледелец”) основал город Юрьев (сейчас Тарту), ставший впоследствии одним из важнейших центров Новгородской республики, и развернул строительство в Киеве и Новгороде. Для храма новгородцы избрали место на пути к загородной княжеской резиденции, которая находилась в деревне Ракомо на берегу озера Ильмень. Имя князя определило название монастыря. Не известно, был ли монастырь деревянным или каменным, но, как пишет в своем труде архимандрит Макарий, “не в больших размерах”. Хотя уже в 1092 году Юрьев монастырь был расширен в своих объемах.

3. Монастыри Древней Руси служили культурными центрами. Здесь велись летописи, собирались и переписывались книги, веками накапливались ювелирные изделия, узорчатое шитье, иконы, созданные руками монахов и крепостных.

Основатели обеспечивали монастыри земельными владениями, доход с которых шел на содержание обители. Кстати, особая жалованная грамота, подтверждавшая права на землю, была выдана Юрьеву монастырю одному из первых. Источников умножения земельных и денежных богатств у монастырей было несколько. Один из них – вклад “по душе”. Таким дарением обеспечивались молитвы монастырских монахов по душе умершего вкладчика и его родственников. По выражению В.О.Ключевского: “Древнерусскому человеку вообразить себя на том свете без заказного поминовения было также страшно, как ребенку остаться без матери в незнакомом, пустынном месте”. Другой путь – это вклад “для пострижения”. Богоугодным делом считалось отречься от мира через пострижение в монахи даже за несколько минут до смерти. В монастырях постригались перед смертью многие бояре, здесь они хоронили своих родственников.

В монастыри часто помещали деньги и добро, чтобы уберечь их от частых пожаров и грабежей во время то и дело вспыхивающих восстаний, поскольку обители в своем большинстве находились за городской чертой.

4.1.а) Главной достопримечательностью Юрьева монастыря по праву считается Георгиевский собор. Вероятно, первая Георгиевская церковь, основанная вместе с монастырем и посвященная также Ярославу Мудрому, была деревянной. Самые ранние сведения о каменном соборе относятся к началу 12 века. В Третьей Новгородской летописи записано, что Великий князь Всеволод Мстиславович “заложи церковь каменну во имя Георгия” летом 1119 по новому летоисчислению.

Имя зодчего было Петр. По словам архимандрита Макария, Петр мог быть из числа первых русских художников, обучавшихся искусству у Греков.

Мастер творил в эпоху социальных противоречий на Руси. Несмотря на усилия Владимира Мономаха править огромной державой, Русь продолжала распадаться на удельные княжества. Господин Великий Новгород стремился всячески оградить себя от влияния князей Киева. Только исключительные личные качества могли обеспечить им авторитет у новгородцев. Такого авторитета смог добиться Мстислав, сын Владимира Мономаха и Гиты (дочери английского короля Геральда II). Воспитанный в Новгороде и около 30 лет княживший в нем, он развернул в городе и его окрестностях большое строительство, доказывая тем самым, что князья всё ещё богаты и сильны. Вскоре после отъезда Мстислава в Белгород его сын Всеволод велел заложить еще один храм – теперь уже в Юрьеве. Это и был Георгиевский собор.

б) Первоначально зодчий выполнял модель собора из глины, уточняя пропорции. Затем для закладки здания было выбрано место, где сточные воды не задерживались на поверхности земли, а почвенные - близко к ней не подходили.

Началось рытье рвов под фундамент, затем закладка самого фундамента: деревянные лежни, на которые легли валуны и камни поменьше, залитые потом смесью извести с песком и толченым боем кирпича – цемянкой. Хотя ни в одной летописи не сказано, сколько продолжалось строительство собора, предполагают, что оно длилось более десятилетия. Работали только в теплое время года – с поздней весны до ранней осени. Храм был закончен, освящен и торжественно открыт в 1130 году.

в) Декоративные элементы оживляют обширные плоскости фасадов игрой света и тени. Особую художественную выразительность зданию в прошлом придавал естественный цвет стен, сложенных из серого, голубого и розоватого известняка-ракушечника (стены начали белить только с 15 века) и фресковые росписи на них (не сохранились).

На неискушенный взгляд, особенности архитектуры незаметны. Собор имеет простую призматическую форму и завершается главами, крытыми свинцовыми пластинами. Мастерство Петра проявилось в достижении особой гармонии самых обычных для того времени деталей и архитектурных частей. Стены Георгиевского собора, как и всех древних новгородских церквей, имеют неровную фактуру, словно они вылеплены руками.

Величие, монументальность и красоту собора подчеркивало многоцветие росписей, сплошь покрывавших стены и своды изнутри. Ощущение особой торжественности придает зданию гулкая тишина и эхо, рождаемое под его сводами. Иконы местного ряда выделялись особым богатством: позолоченными окладами с золотыми венцами, бриллиантами, изумрудами, жемчугом, рубинами.

г) Создав парадные сооружения, зодчий придал ему облик суровой неприступности. Он как бы подчеркнул особую роль, которую стал играть Юрьев монастырь в жизни Новгорода. Расположенный на водном пути “из варяг в греки”, монастырь вместе с Городищем образовал своего рода южные ворота города и был построен с учетом его возможных оборонительных функций.

Мысль о единстве светской и духовной власти подчеркивает архитектурное сходство Благовещенского и Георгиевского соборов, вставших друг против друга на противоположных берегах Волхова.

д) Георгиевский собор был обновлен и реконструирован много раз. Например, при вторжении Шведов на Новгородскую землю новгородцы сами сжигали монастыри и церкви, в их числе был и Юрьевский монастырь. Во время многочисленных реставраций фрески со стен были варварски сбиты, фрагменты их обнаружили под полом при раскопках в 30-х гг. нашего века. Сам же монастырь неоднократно достраивался и перестраивался так, что почти потерял свою первоначальную форму.

4.2 Первое упоминание о монастырской колокольне относится к началу 17 века, в описях она показана “каменной, четырехугольной, о пяти шатрах, с 9 колоколами и боевыми часами о 4 колоколах”. К началу 18 века количество колоколов увеличилось до 12, а впоследствии до 32.

5. Как один из крупнейших центров новгородской политической жизни монастырь выступает только со второй четверти 12 века, когда Городище становиться постоянной княжеской резиденцией и монастырский собор, заменяя Софию, превращается в княжескую усыпальницу.

В 14-15 вв., в период расцвета Новгородской феодальной вечевой республики, монастырь богател благодаря поддержке новгородского боярства. По своему значению он считался первым из числа новгородских монастырей и издавна пользовался большими привилегиями и вотчинами, которые закрепляла за ним Вечевая республика. Даже после присоединения Новгорода к Москве в 1770 г., когда часть владений монастыря была изъята, оставались приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья, пойменные луга, рыбные промыслы и т.д. Крепостные платили монастырю, за их действиями следили жившие в деревнях “посельные монахи”.

Из-за своего привилегированного положения среди новгородских монастырей Свято-Юрьев именовался ЛАВРОЮ. А настоятели монастыря – игумены – с начала 14 века были архимандритами, и, почитаясь старшим духовным лицом после владыки, были благочинными над 50 его обителями и имели право архиерейского священнослужения не только у себя, но и в Софийском соборе. Являясь наместниками новгородских владык, они участвовали во всех важных делах и посольствах.

6. Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд – бить в блюдо во время общей трапезы. Обычай этот был заимствован у Греков. На край стола ставилось большое блюдо с пищей, старший из братии ударял в него большой лжицей (ложкой), говор и чтение молитв прекращались, все вставали и благословляли пищу, а затем начинали трапезу только вслед за игуменом. Впоследствии за трапезой в монастыре ставили особое блюдо, в которое ударяли.