стернальные культуры существовали и существуют в разных
обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской
Империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси,
в Европе - раскол.
Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и
символику. Если основная культура - это те нормы и симво-
лы, которые задают основной принцип упорядочения данного
общества, то в экстернальные стекается все, что осталось
вне основного мифа - самоописания общества. Ни одна систе-
ма не может охватить всего без остатка. Неизбежно что-то
из неё выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового,
информация, проникающая от чужих и не вписывающаяся в ос-
новной миф. Всё это оседает в сфере экстернальной культуры.
1.3 Неопределенность и самоорганизация. Итак, Система
- пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной
структуры. Эти люди не имеют определенного положения,
прочной позиции - их статус неопределён. Состояние неопре-
делённости играет особую роль в процессах самоорганизации.
Сфера неопределённости - те социальные пустоты, где мы мо-
жем наблюдать процессы зарождения структур, сообществ:
превращения бесструктурного состояния в структурное, т.е.
самоорганизации.
Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодейс-
твуя, формируют схожие коммукативные структуры. Л.Самой-
лов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в ис-
правительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде
заключенных складываются неофициальные сообщества со своей
иерархией и символикой. Самойлова поразило их сходство с
первобытными обществами, иногда вплоть до мелочей: "Я уви-
дел,- пишет он,- и опознал в лагерной жизни целый ряд эк-
зотических явлений, которые до того много лет изучал про-
фессионально по литературе,- явлений, характеризующих
первобытное общество!
Для первобытного общества характерны обряды инициаций -
посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие
из жестоких испытаний.
У наших уголовников это "прописка". Для первобытного об-
щества характерны "табу"... Абсолютное соответствие этому
находим в лагерных нормах, определяющих, что "запод-
ло"..." Но главное сходство - стректурное: "На стадии раз-
ложения,- пишет Л.Самойлов,- многие первобытные общества
имели трехкастовую структуру - как наше лагерное ("воры" -
элита, средний слой - "мужики" и аутсайдеры - "опущен-
ные"), а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами,
соборавшие дань (как наши отбирают передачи)". Схожая
структура известна в армейских подразделениях под названи-
ем "дедовщина". То же и в молодежной среде больших горо-
дов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у
них сложилась трехслойная иерархия: чётко выраженная элита
во главе с общепризнанным лидером по кличке Монах; основ-
ная масса металистов, группировавшихся вокруг элиты; нако-
нец случайные посетители, забредавших в то кафе, где они
собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти послед-
ние не считались настоящими металлистами, оставаясь в ста-
тусе гопников, то есть ни в чем не разбирающихся, чужих.
И именно "исключенные" сообщества демонстрируют законо-
мерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь
минимум внешних влияний, от которых исключённое сообщество
отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллек-
тиве трудно выделить те процессы, которые идут в самом со-
обществе спонтвнно, то есть относятся собственно к самоор-
ганизации.
?????
2. Сообщество
2.1 Поле символики. Существует ещё другой спосоь опреде-
ления (или представления) сообщества, кроме как через его
локализацию в социальной структуре: через символику.
Именно так обычно происходит на уровне обыденного созна-
ния или журналисткой практики: пытаясь выяснить, кто такие
хиппи (или панки и проч.), мы прежде всего описываем их
знаки. А.Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газе-
те" изображает тусовку волосатых: "Лохматые, в залатаной
и сильно потёртой одежде, иногда босые, с холщовыи торбами
и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными
лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохажи-
ваются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых
львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживлённо
беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покурива-
ют...". Автор передаёт как бы непосредственное впечатле-
ние, просто указывая на явление: "вот оно". Указание здесь
- способ введения понятия (вместо аналитического определе-
ния). Если присмотреться, то оказывается: это "непосредс-
твенное впечатление" на самом деле целенаправленно вычле-
няет из наблюдаемой реальности символику тусовочного
сообщества. Практически все, что упоминает А.Петров, слу-
жит у волосатых опознавательными знаками "своих". Здесь
символика внешности: лохматая прическа, потертая одежда,
самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика: вы-
шитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых
хиппи); антивоенные лозунги, типа: "Любите, а не воюйте",-
знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.
Поведение, описанное в приведённом пассаже: неторопливые
прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная
непринуждённость,- тоже знак. Это все форма, а не содержа-
ние общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки при-
надлежности к сообществу - и именно их описывают, желфя
это сообщество представить. И дейстаительно, наличие осо-
бой символики, расцениваемой как "своя", есть уже безус-
ловный знак существования коммуникативного поля, некоторо-
го социального образования. А.П.Коэн, например, вообще
определяет сообщество как поле символики: "Реальность со-
общества в восприятии людей,- пишет он,- заключается в их
принадлежности... к общему полю символов". И далее: "Восп-
риятие и понимание людьми их сообщества... сводится к ори-
ентации по отношению к его символизму.
Наличие своей символики создает возможность образования
общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации.
Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информа-
ция; в таком виде она отличима от чужой. А следовательно,
возникает разница в плотности коммуникативных связей внут-
ри той сферы, где действует символ, и вне её. Это и есть
сгущение контактов, на базе которого формируются социаль-
ные структуры.
Насколько это справедливо для Системы? Сложилось ли на
базе её символики социальное образование? Как уже говори-
лось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой:
в её недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают од-
ни объединения и формируются новые. Люди переходят из
группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. Тем не
менее Систему можно рассматривать как сообщество, посколь-
ку присутствуют такие его признаки, как общий язык (сленг
и символика), сеть коммуникаций - личные связи, поверх-
ностные знакомства (лица на тусовке примелькались, так что
уже подсознательно узнаёшь "своих"). Есть общие нормы и
ценности, а также модели поведения и формы взаимоотноше-
ний. Присутствует и Системное самосознание, которое выра-
жается, в частности, в самоназваниях. Их есть несколько.
"Системными" или "системщиками" её представители называли
себя редко, да и то с иронией. Чаще - пипл (от англ.
people - люди, народ). Иногда - просто люди: "Мне один че-
ловек вчера сказал...",- понимать надо так, что именно
Системный сказал.
Сленг и символика составляют основу внутренней комуника-
тивной среды Системы, отделяя её от внешнего мира. При
этом символика Системы чрезвычайно эклетична в её фонде
можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных
групп (например, от кришнаитов или баптистов), молодёжных
и рок-течений (атрибуты панк-рока или тяжёлого металла), ф
также различных общественно-политических движений: паци-
физма, анархизма, коммунизма и проч. Система обладает осо-
бенностью впитывать чужую символику и, перекодируя, вклю-
чать в свой фонд.
Надо различать носителей одной и той же символики,
принадлежащих к Системе и не принадлежащих к ней. Напри-
мер, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи,- и
панковские группировки вне её. Последние слвсем не причис-
ляют сеья к Системе и даже, бывает, приходят быть пиплов.
Точно так же есть Системные и несистемные металлисты, буд-
дисты, битломаны и проч.
Итак, наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим её
собственным языком, а также общего самосознания, норм и
ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе
(еще не зная его структуры).
2.2 Традиция. Но особенно существенно для нас, что в
рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основан-
ная главным образом на устных механизмах передачи. Каждые
два-три года в Системе сменяется "поколение" - на арену
выходит новая когорта молодёжи. Люди меняются, а традиции
Системы остаются: воспроизводятся те же основные нормы от-
ношений и ценности, такие как "свобода", "любовь" (в ка-
вычках, потому что этим понятиям здесь придаётся особый,
Системный смысл); новички осваивают сленг и используют
Системные символы, так что внешне они мало чем отличаются
от своих предшественников. Воспроизводятся фольклёрные
формы: поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.
Таким образом, мы имеем здесь традицию, способную к само-
воспроизводству. Существует не только система коммуника-