Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба. В церкви св. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Мавзолей должен быть украшен восемью мозаичными панно, которые задумал выполнить Ломоносов. Первая мозаичная картина "Полтавская баталия" имела десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. "Заполняющие ее фигуры уменьшаются, согласно правилам перспективы, таким образом, что конная фигура Петра I имеет три с половиной локтя высоты. Лицо Петра сделано чрезвычайно похожим, так как скопировано с гипсовой маски, отлитой с натуры, и лучших портретов этого государя".21 Вокруг царя изображены фигуры его приближенных: Шереметева, Меншикова, Голицына.
Ломоносов стоял также у истоков национальной науки. "Ученый-энциклопедист и патриот, первый русский академик. Он оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры, был избран почетным членом Шведской и Болонской Академий наук. Заслуги Ломоносова в области геологии, минералогии, геофизики, физики, физической химии, химии огромны. Он был новатором во многих областях техники и технологии. Его интересовали горное дело и металлургия, пробирное искусство, … получение солей и красок.
В естествознании Ломоносов уделял внимание разработке кардинальных проблем… . В 1748 г. он сформулировал, а через несколько лет экспериментально доказал общий принцип сохранения материи и движения как всеобщий закон природы. Спустя почти три десятилетия этот закон был вновь открыт французским химиком А. Лавуазье и стал реальным научным фактом. Ломоносов в 1760 г. экспериментально открыл атмосферу на планете Венера.
М.В. Ломоносов много сделал для распространения просвещения в России. Настаивая на открытии университета в Москве, он писал: "Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться своими сынами не токмо в военной храбрости и других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний".22 Появление новых учебников во второй пол. 18 века связано с деятельностью Академии наук и прежде всего самого Ломоносова. "Российская грамматика" Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. … Учебником по горному делу стала его книга "Первые основания металлургии, или рудных дел". … В академической типографии печаталась главным образом научная и учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755).23
М.В. Ломоносов занимался и проблемами истории. Он "впервые затронул вопрос об этногенезе славян, высоко оценил их древнюю культуру. Его "Краткий российский летописец" был основным учебником по истории".24
Список литературы
1. Былинин В.К. "Витиеватый слог" в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 157. Далее: Былинин.
2. Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 11. Далее: Моисеева.
3. Былинин. С. 157.
4. Тынянов Ю.И. Ода как ораторский жанр. // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1987. Далее: Тынянов.
5. Стенник Ю.В. Теоретико-литературные взгляды М.В. Ломоносова. // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 34. Далее: Стенник.
6. Тынянов.
7. Стенник. С. 35-36.
8. Стенник. С. 37.
9. Бухаркин П.Е. Курс лекций по литературе 18 века, читаемый в Государственном Санкт-Петербургском университете. Далее: Бухаркин.
10. Бухаркин.
11. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. Ч.1. С. 104. Далее: Зеньковский.
12. Зеньковский.
13. Зеньковский. С. 104-105.
14. Зеньковский. С. 105.
15. Берков П.Н. Проблемы литературного направления Ломоносова. // Проблемы истории развития литературы. Л., 1981.
16. Стенник. С. 31.
17. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950. С. 7-8. Далее: Макаров.
18. Макаров. С. 10.
19. Макаров. С. 44-45.
20. Макаров. С. 12.
21. Макаров. С. 13.
22. Культура России 9-20 вв. М., 1996. С. 142-143.
23. Культура России 9-20 вв. М., 1996. С. 138-139.
24. Культура России 9-20 вв. М., 1996. С. 143.
1. Былинин В.К. "Витиеватый слог" в поэзии Ломоносова и древнерусской поэзии. // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. Ч.1. Л., 1991.
3. Культура России 9-20 вв. М., 1996.
4. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.
5. Моисеева Г.Н. Поэтическое творчество М.В. Ломоносова. // Ломоносов и русская литература. М., 1987.
6. Стенник Ю.В. Теоретико-литературные взгляды М.В. Ломоносова. // Там же.
7. Тынянов Ю.И. Ода как ораторский жанр. // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1987.