10.Исаакиевский собор
Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра Великого в 1710 году. Церковь была построена рядом с Адмиралтейством. Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. Император любил этот храм. Именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. А в 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви. После смерти Петра Великого не раз предпринимались попытки перестроить церковь, все менее и менее гармонировавшую с парадным обликом центра Петербурга. Но все эти попытки не увенчались успехом.. В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. Он представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры. Императору Александру I понравился проект пятиглавого собора в классическом стиле. Работы по возведению собора начались в 1818 году и затянулись на сорок лет. В столице даже шутили, что, дескать, Монферрану предсказали, что он умрет сразу же, как закончит строительство, и потому архитектор не торопится. На самом же деле, вскоре после начала работ было обнаружены несколько серьезных ошибок в чертежах Монферрана, который был талантливым архитектором-рисовальщиком, но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель. Работы пришлось прервать и создать специальную комиссию, которая внесла бы необходимые исправления в проект. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 30 мая 1858 года. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестины членов царской семьи. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Собор достигает 101.52 метра в высоту при площади 4000 квадратных метра и может вместить до 12000 человек. В оформлении интерьера были использованы многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, различные виды драгоценных камней и позолота. Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей, площадь которого составляет 28.5 квадратных метра. В работах по отделке собора приняли участие выдающиеся мастера, среди которых - Брюллов, Клодт, Пименов и другие.
Интересно, что шутка о зловещем предсказании оказалась пророческой. Через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран скончался. В советское время в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный музей, а само здание получило статус памятника. Храм чудесным образом не пострадал во время Второй мировой войны: за годы блокады в собор не было ни одного прямого попадания, хотя на колоннах Исаакиевского собора по сей день можно видеть следы от осколков разорвавшихся снарядов. Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга. Посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию в России тысячелетия принятия христианства.
11.Смольный собор
Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре Великом были устроены смоляные дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей. Несмотря на то, что вскоре после основания Петербурга смоляные работы на этом месте были прекращены, за участком надолго закрепилось название "Смольный двор". Рядом с этим живописным уголком в 18 веке был построен небольшой Смольный дворец, в котором в течение некоторого времени жила дочь Петра Великого Елизавета. Согласно легендам, Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол в 1741 году, намеревалась со временем удалиться от мира и постричься в монахини. Но удаляться от Санкт-Петербурга, любимого детища ее отца, ей совсем не хотелось. Неудивительно, что для монастыря она выбрала живописный участок Смоляного двора, расположенный в том месте, где Нева делает красивый изгиб. Строительство было поручено придворному архитектору Растрелли, который и начал работу в 1749 году. Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Расположенный в самом центре монастырского двора, Смольный собор, высота которого достигает 93, 7 метра, создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, обильное использование позолоты, нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и торжественность. Вокруг собора расположены четыре церкви и выполненные в бело-голубой гамме корпуса. Растрелли, умерший в 1771 году, не дождался окончания строительных работ, которые к концу 18 века вообще остановились. И только в 30-х годах 19 века архитектор В. Стасов возобновил работы по внутренней отделке храма. Огромный церковный зал был отделан под мрамор, сооружены три величественных иконостаса, перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя, а кафедру украсила тончайшая резьба. Среди сохранившихся сокровищ собора следует назвать иконы работы А. Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы". Стасов стал и автором великолепной ажурной ограды собора, которая по красоте вполне может соперничать с оградами Летнего сада и Казанского собора. К сожалению, первоначальный проект Растрелли не был воплощен в жизнь полностью. Архитектор мечтал возвести рядом с собором многоярусную колокольню, высота которой достигала бы 140 метров. Эта колокольня должна была стать самой высокой в России и превзойти даже знаменитую колокольню Ивана Великого в Москве. Однако последователи Растрелли строить ее не стали, посчитав, что она плохо впишется в городской пейзаж. Смольный собор стал своеобразным "рекордсменом" - ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Строительство храма началось в 1748, а внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году. Таким образом, продолжительность возведения здания равняется 87 годам. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова.
12.Строгановский дворец
В середине 18 века в старом доме на Невском проспекте, принадлежавшем графу С. Г. Строганову, случился пожар, полностью уничтоживший это небольшой особняк. Затем на его месте, под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли, был возведен один из самых величественных дворцов Санкт-Петербурга, названный по имени его владельца Строгановским. Владелец будущего дворца предоставил придворному архитектору практически полную свободу действий, и Растрелли за два года создал роскошное здание с огромными окнами и лепниной на фасаде, в котором было пятьдесят комнат, большой зал и галерея, заставленная скульптурами и увешанная высокими зеркалами. Въезд во дворец украшали рельефные изображения гербов семьи Строгановых с соболями и копьями, символизирующими Сибирь, откуда этот прославленный род вел свое начало. Окруженный простыми деревянными домиками, дворец выглядел особенно пышно, и граф Строганов при виде своего нового жилища пришел в полный восторг. Это был единственный заказчик Растрелли, отблагодаривший мастера не только щедрой платой за работу, но и сделавший ему дорогой подарок: Строганов заказал портрет архитектора известному художнику П. Ротари, приехавшему в Петербург из Европы, чтобы написать портреты членов императорской семьи.
После окончания строительства Строгановский дворец удостоился визита императрицы Елизаветы Петровны, пожелавшей отпраздновать в нем свой день рождения. А через несколько лет в этом здании начал развивать свой талант еще один знаменитый архитектор - А. Н. Воронихин. В свое время граф С. Г. Строганов заметил художественный талант в одном из своих крепостных, дав ему возможность учиться на архитектора. А затем молодому Воронихину, уже получившему вольную, пришлось сдавать бывшему господину "экзамен": заново отделать и частично перестроить некоторые внутренние помещения его дворца. В остальном интерьер этого здания с тех пор почти не изменился, чего нельзя сказать о его внешнем виде - в 19 веке Строгановский дворец несколько раз перекрашивался. В разное время он был и розовым, и светло-сиреневым, и кирпично-красным, пока не приобрел зеленоватый оттенок, хорошо знакомый современным жителям Санкт-Петербурга.
Дом Строгановых славился своими "открытыми обедами", которые хозяева устраивали во внутреннем дворике дворца. На эти обеды мог прийти любой опрятно одетый человек, и многие небогатые горожане пользовались этой возможностью бесплатно поесть в течение нескольких лет. Кроме того, Строгановский дворец был известен в Санкт-Петербурге как место встреч культурной элиты города: в нем часто бывали писатели И. Л. Крылов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, композитор Д. С. Бортнянский и другие известные личности.