Смекни!
smekni.com

Слово и образ – основа отечественной культуры (стр. 1 из 3)

Аннушкин В. И.

Что значит слово для нас, так любящих повторять известное начало Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово…"?

Значит бесконечно многое. Во-первых, необходимо осмысленно продолжить: "Слово было у Бога и Бог был Слово", и совершенное Слово творит мир и реализуется в материальное бытие ("И стал свет..."), а бытие требует совершенного именования – и это словесное "филологическое" деяние ("И назвал Бог свет днем, а тьму ночью"). Во-вторых, человек создан по образу и подобию Божию, и, значит, "словом уподобляется Богу, имеющему свое Слово" (Св. Игнатий Брянчанинов). Он единственный, кто наделен даром Слова, но, поскольку человек грешен, его слово – меч обоюдоострый, т.е. может стать и спасительным благом, и "смертоносным ядом". И третье: если Бог есть Дух, Бог есть любовь, то и человеческое слово должно быть возвышено духом, окрашено любовью, нести истину, добро, подлинную красоту. Спросим же себя: каково наше слово – сегодняшнее, российское? Как оно вдохновляет и организует наше бытие?

Если Слово стоит в центре общественного бытия (а это так!), организуя все виды деятельности, то надо подумать о том, как рождается слово. Оно рождается в тайниках души, а душа, как писалось в старинных учебниках словесности (науке о Слове) есть разум, воля и чувства. Для победы (Победы!) необходимы волевой настрой, одушевление чувств, энергия разума, организованные языком, словом, речью (в данном случае это синонимы). Так было в Великую Отечественную, когда каждому (от верховного главнокомандующего до простого гражданина) было что сказать – и вспомните унылые лица наших молодых солдат в Чечне, с трудом выдавливающих из себя для интервьюеров из НТВ, что они "вроде как за Расею воюют…". Значит не танками надо было с Чечней воевать, а словом…

Итак, "в начале" - мысле-словесная война за победу в любых областях жизни. Вот вам футбол (кстати, об этом была заметка в ЛГ за 12.05.06): вспомните "словесное" одушевление 50-70-х, как приникали к приемникам и телевизорам, слушая голоса Вадима Синявского и Николая Озерова, мастеров футбольного слова… И сравните с футбольной пропагандой накануне последних чемпионатов, когда газеты заполнены таблицами английских и итальянских суперлиг, а комментарий в основном состоит в копировании и пересказе того, что происходит на поле. Главное же, отсутствует вера в собственные силы, мол, мы "объективно слабее". Но Греция тоже была "объективно слабее", однако чемпионат Европы выиграла, потому что словесно-футбольная пропаганда такова, что "мы победим!" – потому и победили…

Примеры бесконечны, ибо какую профессию ни возьми (особенно из интеллектуальных), каждую из них можно назвать речевой, "словесной", но, как ни парадоксально, именно слову как орудию взаимодействия, честного убеждения, справедливой аргументации, искреннего пафоса, подлинной стилистической красоты не уделяется в современном обществе и образовании настоящего внимания. Спросите у современного интеллигента и интеллектуала: какие науки занимаются Словом как инструментом общения, орудием взаимодействия, управления обществом? Ответ будет туманен и расплывчат: вам назовут и языкознание, и литературоведение, и культуру речи, и прагматику, и этикет, и связи с общественностью – и будут отчасти правы. Но лишь отчасти, потому что современное знание Слова обязано включить состав историко-культурных сведений о Слове, творчески применяемых к современному состоянию нового информационного общества.

Кстати, мало кто назовет риторику, поскольку все (в том числе журналисты) по преимуществу толкуют это слово вульгарно, т.е. как ложное ораторство и празднословие (по Белинскому), но мало кто осознает риторику как науку о совершенной речи (нравственно убедительной, аргументированной, целесообразной и т.д.), как искусство эффективного воздействия словом. Именно так ее понимали Ломоносов, Кошанский (учитель Пушкина), так ее понимает современная университетская наука. Иначе говоря, риторикой как искусством слова все пользуются, но плохо представляют, как организована жизнь с помощью риторического убеждения. Вот тут-то неплохо бы позанять опыта у американцев и японцев, поскольку основу американской идеологии и культуры составляет именно риторика, а Япония процвела благодаря отлаженным словесным коммуникациям, построенным в японской теории языкового существования.

Столь же легкомысленно используется "красивое" слово словесность, обозначающее у нас по преимуществу изящную словесность, хотя словесность есть наука о Слове, о словесных науках (это понятие классическое, увы, слабо изучаемое даже в наших университетах), "совокупность всех словесных произведений" национальной речевой культуры.

Несколько тезисов a propos:

Слово образование, конечно, происходит от слова образ, ибо оно формирует личность человека. А личность человека – "уникальный, неистребимый никакими страданиями образ Божий". Личность нельзя сформировать иначе, как через слово-логос, словесное общение, предполагающее определенный состав мыслей и их выражение в речи. Зададимся же вопросом: можно ли было делать перестройку, объявив, что "теперь никакой идеологии нет" (расхожий тезис наших телевизионщиков, означающий в реальности, что "нет никаких мыслей") и "все могут брать свободы столько, сколько хотят" (тезис Б.Н.Ельцина)? Таким образом, причина российских неудач последних десятилетий вовсе не в экономике, а в неверном обращении со словом (мыслью, речью, делом), неправильном назывании понятий, незнании культуры. Ибо экономика руководится Словом, и сама она есть следствие определенных речевых поступков и речевой организации дела.

Образование возможно только через образцы (классический педагогический тезис от античности до Ломоносова: "подражание авторам, в красноречии славным"). Какие образцы диктует современная массовая культура обществу и молодежи?

Если имя дано верно, то дело получится, если имя дано неверно, дело расстроится (основной тезис теории именования, зафиксированный одинаково у Платона и Конфуция). Называние предметов и явлений отражает состояние умов и качество поступков: если Адам "немую связь предметов и явлений одушевлял, даруя имена" (А.Тарковский), то сегодня слово образ заменяется словом имидж, слово любовь – словом секс, слово дело – словом бизнес, слово учение – словом тренинг, слово бандит – словом сепаратист (кстати, как только бандит перестал быть сепаратистом, а стал террористом, дела в Чечне пошли на лад), слово терпение – словом толерантность, предполагающим нередко терпимость к разного рода порокам и извращениям человеческой природы. Причина этих изменений в сдвиге понятийных смыслов в новом информационном обществе, где с развитием техники речи существенно изменились все речевые отношения. Эти отношения требуют ясного объяснения того, что есть культура.

Культура обеспечивает устойчиво-продуктивную жизнь общества на основе сохранения духовных и материальных ценностей – какие ценности пропагандируем мы "словесными" искусствами? Культура использует правила и прецеденты деятельности, которые являются фактами культуры (акад. Ю.В.Рождественский), требующими сохранения в культурной памяти общества. Наконец, культура есть сама форма словесной и иной семиотической коммуникации – если качество коммуникации нарушено, происходит существенное нарушение духовного единства общества.

Пример: 6 мая накануне Дня Победы канал СТС показывает очень милых немцев (киношников, художников), которые говорят, что "лучше бы не вспоминать нам с вами эту войну – зачем, мол, эти тяжелые воспоминания и переживания"? Так политика толерантности предает забвению факты культуры, и именно так ведется скрытая психологическая война с осторожным нарушением символического зонтика данной нации. Действительно, папуасы Новой Гвинеи ничего не помнят о нашей войне и потому живут себе спокойно на Новой Гвинее, а окультуренному человеку свойственно помнить и переживать факты собственной истории - иногда со слезами на глазах.

Что такое сегодняшняя отечественная культура слова и каково в связи с этим духовное состояние общества, покажем на рассмотрении двух, по-видимому, основных на сегодняшний день, видов современного слова (словесности).

Человек начинается с семьи, а его словесное воспитание несет на себе зримый отпечаток той семейной речевой атмосферы, которую предлагают ему родители. Надежды на то, что демократические изменения приведут к повышению культуры речи, к сожалению, не оправдались – и произошло это не без помощи отечественных СМИ.

Примером отсутствия ясной и продуманной пропаганды культуры русского слова может быть скрытая пропаганда непристойности и сквернословия, которая ведется в СМИ – иногда открыто, иногда под предлогом художественной необходимости. Проблему эту стоит обозначить вопросом: "мат русскому языку?".

В последней передаче "Народ хочет знать" обсуждается вопрос о защите русского языка и, в частности, защите от сквернословия. Хотя подавляющее большинство простой публики с возмущением говорит о непристойных, грязных словах, заполонивших экран и служащих примером для подражания, именно интеллигенты-филологи, испытывающие восторг перед "выразительностью" русского мата, правят бал… Вот ученый, написавший двенадцать томов русского мата (Алексей Юрьевич Плуцер-Сарно), вот с восторгом вворачивается идея: "все русские писатели очень любили материться…" (где, когда, в семье ли, в аристократическом ли салоне, в сочинениях ли – неважно, просто "любили…"); даже академик Лихачев в тюрьме, оказывается, написал диссертацию о русском мате (это академик-то Лихачев – символ русской культуры, который и прославился-то тем, что до перестройки руководил сектором древнерусской литературы).

Зло, как всегда, агрессивно, бахвально, красноречиво, а добро смиренно и стыдливо. Мы не научились еще "любить врагов наших и крушить врагов Отечества" в образе врагов отечественного слова. И хотя в конце передачи поэт Андрей Дементьев прочитал ахматовские строки "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!", осталось необъясненным следующее: чистота и честность жизни начинается с чистых мыслей и слов; нельзя чернить душу грязными словами; нельзя накликивать на себя проклятие, звучащее в каждом скверном слове.