В настоящее время в России 1100 городов <12>, но, говоря о городе как среде обитания человека, некорректно говорить о "городе вообще". Города бывают разные: большие и маленькие, развивающиеся и депрессивные и т.д. Управление культурой города (культурная политика) с необходимостью должно учитывать эти особенности.
Это последнее упоминание того, что ты не автор работы, а лодырь.
Социокультурная ситуация (от политики до искусства) в больших городах определяется высокой развитостью их коммуникативной инфраструктуры. Чем больше город, тем лучше развиты городские средства массовой коммуникации (телевидение, радио, кинопрокат, СМИ), тем больше его инфосфера и тем большей социокультурной компетентностью обладает его население. Соответственно, чем больше город, тем большее количество напрямую зависящих от уровня культурной компетентности творческих отраслей, производящих инновационные технологии и продукты, может в городе развиваться. В свою очередь, развитие творческих отраслей увеличивает уровень культурной компетенции граждан.
Узкопрофильные города - текстильные, угольные, горнорудные промышленные центры - находятся в значительно более сложном положении. Узкая специализация отнимает у них свободу экономического маневра. Остановка градообразующего предприятия приводит к массовой безработице и отсутствию доходов в местном бюджете <13>, что очевидно ведет к социокультурной деградации и маргинализации населения, которое составляют преимущественно представители субкультуры материальных производителей.
Отдельную группу составляют мегаполисы ("города-миллионники"), в сегодняшней России их 13 (США при вдвое большем населении имеет только 9 мегаполисов).
Разумеется, реализация культурной политики в каждом из этих типов городов должна учитывать их социокультурные и экономические особенности, а соответственно, опираться на различные технологии.
Комплексный подход позволяет рассматривать города России как будущие центры культурной индустрии, центры развития творческих отраслей экономики. Развитие сферы культуры в городах России продемонстрировало возможность перехода целого ряда творческих отраслей на коммерческие рельсы. Телевидение, издательское дело, художественные галереи и ряд других видов деятельности оказались способны существовать в рыночном режиме, и государство выступало в ряде случаев лишь в виде заказчика, решая с помощью этих предприятий свои приоритетные задачи (социальная реклама, издание учебников, обеспечение доступа к культуре для социально незащищенных групп и т.п.).
Вместе с тем государство продолжает субсидировать традиционные культурные учреждения - театры, музеи, библиотеки, архивы, концертные организации и т.п. Это оправданно, поскольку в большинстве случаев традиционные культурные учреждения (например, оперный театр) не могут существовать (и нигде в мире не существуют) в режиме полной самоокупаемости. Однако существующие законы и нормативы зачастую не позволяли государственным учреждениям культуры развивать коммерческую деятельность, которая могла бы стать дополнительным фактором обеспечения их устойчивости и развития. Например, в Великобритании и Франции большинство музеев давно приватизированы, ибо являются вполне доходными учреждениями.
Важным следствием такой политики стало то, что в организациях, субсидируемых государством, не получила развития современная предпринимательская, менеджерская культура, которая позволила бы им действовать более гибко, обращаться к новым аудиториям, решать социальные проблемы, привлекать современные творческие силы и сотрудничать с организациями других секторов, в том числе с представителями современных успешных "культурных индустрий".
И если в начале 1990-х гг. некоторые из организаций культуры фактически использовали государственные ресурсы для извлечения прибыли (не всегда оптимальным образом, например путем сдачи в аренду своих помещений), то с введением Бюджетного кодекса они вынуждены были отказаться от коммерции, от любого намека на рентабельность.
Таким образом, сегодня в сфере культуры существуют, с одной стороны, некоммерческие государственные организации, деятельность которых является во многом неэффективной и архаичной, а с другой - коммерческие предприятия, отданные целиком на волю "дикого рынка", которые эффективно удовлетворяют массовые вкусы и потребности.
Список литературы
<1> Тоффлер Э. Метаморфозы власти: М., 2001; Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.
<2> Лаппо Г. Урбанизация в Европейской России - процессы и результаты // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2001. С. 124 - 154, 132.
<3> Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995. С. 94.
<4> Ахиезер А. Город - фокус урбанизационного процесса // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. С. 21 - 28.
<5> Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. М., 1993. С. 92.
<6> Лужков Ю. Пятая конференция мэров крупнейших городов мира: Материалы выступления, документы. М., 1997. С. 14.
<7> Попов Р. Количественные характеристики урбанизации в регионах Европейской России // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2001. С. 156.
<8> Лаппо Г. Города Европейской России в конце XIX века // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2001. С. 66.
<9> Флиер А.Я. Социальные основания массовой культуры. С. 375.
<10> Есаков В. Мегаполис в зеркале социальной философии. М., 2001. С. 64, 176.
<11> Иванов В., Сергеев В. Человек. Культура. Город. М., 2002. С. 205.
<12> Любовный В. Монопрофильные города России: проблемы, пути решения // Москва - Россия на рубеже тысячелетий: Материалы международной конференции. М., 2000. Часть I. С. 156.
<13> Лаппо Г. Урбанизация в Европейской России: процессы и результаты. С. 154.