Смекни!
smekni.com

Вышивка в православном храме (стр. 2 из 3)

Война 1812 г. отрезвила русское общество, отвлекла от увлечения всем иностранным, последующий подъем национального самосознания породил в обществе интерес к собственной истории и к древним памятникам искусства. Появляются коллекционеры: граф А.С. Уваров, Т.Ф. и С.Т. Большаковы, П.И. Щукин, Н.М. и А.М. Постниковы и др. В их собрания входят и произведения шитья. Открываются государственные музеи. Еще в 1806 статус музея получила московская Оружейная палата. В 1883 г. на базе переведенного из Петербурга в Москву в 1861 г. Румянцевского музея был создан Российский Исторический музей. В 1897 г. в Петербурге в Михайловском дворце открылся Музей русского искусства. Большую роль в деле изучения старины сыграло Общество любителей духовного просвещения (1863). В провинциальных городах во второй половине 19 столетия были основаны музеи и древлехранилища, собравшие замечательные памятники старины. Это Тверской музей (1866), Киевский (1872), Ростовский (1883), Владимирский (1886), Архангельский (1887) и др.

В 1867 г. на Всемирной промышленной выставке в Париже были выставлены памятники древнерусского искусства, они привлекли к себе внимание, что положительно отозвалось и в России, где в то время все делалось с оглядкой на западное общество.

Московское археологическое общество (с 1870 г.) сыграло значительную роль в сохранении и изучении наследия Древней Руси. Оно устраивало съезды, выставки, печатало доклады и материалы выступлений, которые не потеряли актуальности и сегодня. Особенно необходимо выделить выставку 1890 г. в Москве к VIII съезду Общества, где были выставлены уникальные произведения шитья. На выставках, устраиваемых в честь 300-летия Дома Романовых в Москве в 1913 г., тоже экспонировались памятники шитья.

В середине XIX среди духовенства появляются высокообразованные ревнители старины, которые публиковали, в частности, и предметы шитья из малодоступных для светских ученых монастырских ризниц. До сих пор не потеряли своего значения описания древностей Новгорода и его окрестностей архимандрита Макария, Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Варлаама, Патриаршей ризницы епископа Саввы и др. Ученые и коллекционеры описывают коллекции частные и монастырские.

Некоторые произведения шитья были опубликованы в Трудах археологических съездов, в журналах "Светильник", "Старые годы", "Христианские древности и археология" и др.

Таким образом, в дореволюционном развитии древнерусского шитья мы можем различить несколько этапов:

- со времени появления христианства на Руси до XVII в. - эпоха развития "светличного" дела, которую можно разделить на исторические периоды, связанные с возвышением городов и создания в них художественных центров, затем угасанием их после нападения завоевателей и междоусобной брани.

- "светличное" дело угасает в связи с переменой в общественной жизни, изменением уклада в послепетровскую эпоху, мастерские становятся профессионально-ремесленными, работающими "на заказ", а не на молитвенное поминовение.

- период "молчания" памятников, когда они хранились в ризницах и древлехранилищах, зачастую варварски "поновляясь".

- обращение ученых и коллекционеров к древним памятникам, когда они собираются в музейные собрания, выставляются, публикуются и описываются. Начинается первое осмысление произведений шитья и понимание, того, что древнерусское шитье является одним из видов средневекового искусства.

Новый этап в истории изучения древнерусского шитья открывается трагичной для России страницей истории – Октябрьским переворотом, взорвавшим течение всей русской жизни, изменившим весь ее уклад, который уничтожил огромное количество и людей и памятников культуры. В это время монастыри и храмы варварски разграблялись и уничтожались, но благодаря подвижничеству русской интеллигенции некоторые монастыри, такие как Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, были обращены в музеи, а из закрытых храмов и монастырей большая часть древних памятников поступала в музейные собрания Москвы и Петрограда. Научные сотрудники музеев зачастую с риском для жизни объезжают древние города, спасая предметы старины. Потрясает описанный у Бориса Ширяева Соловецкий концентрационный лагерь, в котором с риском для жизни русские интеллигенты создали для спасения памятников ризницы антирелигиозный музей: "дело не в вывеске, а в спасении ценностей, и, поверьте, что под антирелигиозной вывеской они целее будут!"1. И зачастую только в такой форме удавалось в это время сохранять наследие наших предков.

При таком наплыве экспонатов ученым пришлось столкнуться с огромным не только неизученным, но и неразобранным материалом. Это положение очень ярко описано секретарем Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры священником и ученым П.А. Флоренским: "…в богатейшую сокровищницу русского и всемирного искусства мы, члены Комиссии, вступили как в темный лес, ибо она была не только не изучена, но даже не расставлена добообозримо…приходилось…рыться в тряпье, чтобы извлечь иногда первоклассное шитье…из пыльных чердаков, заплесневелых чуланов и темных закоулков Лавры вытаскивать портреты, иконы, шитье, посуду и т.п. Вещи первоклассные, делающие честь любому музею, были перемешаны с второстепенными…"2.

Во время работы Комиссии, в первые годы после создания музея (1920) в Троице-Сергиевой Лавре были проведены выставки, на которых представлялись памятники древнерусского шитья. В 1923 г. в Оружейной палате Московского Кремля проводилась специализированная выставка "Шитье и ткани допетровского времени". Шитье выставлялось и в других музеях, как на постоянных экспозициях, так и на выставках. В 1924 и 25 гг. при Сергиевском историко-художественном музее для повышения квалификации сотрудников провинциальных музеев проводились совещания по вопросам изучения шитья и тканей, на этом совещании выступали такие значительные специалисты, как В.К. Клейн и Е.В. Георгиевская-Дружинина.

После революции начался этап научной реставрации древнерусского шитья в музеях и в организованных в 1918 г. Центральных реставрационных мастерских, отреставрированные памятники шитья показываются на специальных реставрационных выставках. Исследователи обращаются к технике шитья, публикуется ряд работ на эту тему.

Благодаря накопленному до революции материалу и в первые годы после революции, когда в научный оборот из разграбленных монастырей поступило огромное количество предметов шитья, ученым представилось возможным выделить отдельные мастерские, такие как княгини Евфросинии Старицкой середины XVI в. и именитых людей Строгановых XVII в. Заслугой таких видных ученых своего времени, как А.И. Некрасова и Д.В. Айналова, стало включение древнерусского шитья в общие работы по истории русского искусства. В начале 50-х годов в крупномасштабном издании "История русского искусства" под общей ред. И.Э. Грабаря, В.С. Кеменова, В.Л. Лазарева появилась статья И.Е. Мневой о средневековом шитье, как части русского искусства средних веков.

30-е и 40-е годы были неблагоприятными для развития исследований по древнерусскому шитью, в начале из-за волн репрессий, в которых погибли многие видные ученые еще дореволюционной образованности, и которые поэтому были подозрительны для вульгарно-атеистических органов советской власти, затем горнило Великой Отечественной войны, когда в огне пожаров гибли древнерусские города и памятники. В послевоенный период, когда политический климат в стране смягчился, целый ряд музеев, имевших в 30-е годы краеведческий и антирелигиозный уклон, стали называться историко-художественными, некоторые получили статус архитектурных и культурных заповедников, что дало возможность экспонировать церковные покровы и пелены. В 1947 г. в бывшей ризнице Троице-Сергиевой Лавры открылась постоянная выставка, где большая часть экспонатов (шестьдесят) представляли памятники лицевого шитья. После почти тридцатилетнего перерыва в 1956 г. для массового посещения открылись залы Оружейной палаты Московского Кремля с ее уникальными памятниками средневекового русского искусства. В настоящее время произведения шитья экспонируются во всех музеях, где они имеются. В Русском музее Санкт-Петербурга до недавнего времени экспонировалась большое собрание первоклассных произведений шитья, но сейчас она закрылась и памятники выставляют только на временных выставках.

Новый, совершенно непохожий этап в истории развития древнерусского шитья, начался в конце 80-х годов, когда появились мастерицы, благоукрашающие храмы вышитыми произведениями. После празднования 1000-летия крещения Руси в обществе наметилось потепление в отношении к Церкви, стали открываться порушенные храмы, развиваться церковное искусство. Для этого времени характерно то, что традиции, живой опыт шитья был практически утрачен и не только из-за семидесятилетия богоборчества, но и потому, что само древнерусское шитью практически угасло к концу XVIII века, получив черты западного искусства. Новое поколение вышивальщиц сознательно в большинстве своем выбрало для себя наследие древнерусского шитья до XVIII столетия и стало активно изучать древнее наследие, его художественные особенности, технику шитья, материалы. Вопреки всему: скромному материальному положению мастериц, незаинтересованности государства, это искусство начало успешно развиваться. В первую очередь в крупных городах (Москве и Санкт-Петербурге) появляются мастерские, ставящие своей целью не производство, а изучение и возрождение традиций древнерусского шитья. В старых учебных центрах и во вновь организованных появляются кафедры церковного шитья: Московская Духовная академия (Сергиев Посад), Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва), Свято-Филаретовский православный христианский богословский институт, Одесская Духовная семинария, многочисленные курсы и учебные мастерские.