Смекни!
smekni.com

Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях (стр. 2 из 2)

Так, Кирилл, епископ Воронежский, в 1761г. пожаловал настоятеля Воронежского Алексеевского монастыря правом носить на мантии зеленые бархатные скрижали23.

В 1758г. епископ Костромской Дамаскин пожаловал архимандриту Богоявленского Костромского монастыря бархатные зеленые скрижали24.

В 1759г. архимандриту Николаевского Верхотурского монастыря Пермской епархии грамотой Павла, митрополита Тобольского была пожалована мантия с нижними и верхними бархатными скрижалями. С 1764 г. монастырь стал третьеклассным и все отличия уничтожены. Но в 1805 г. указом Священного Синода архимандритам монастыря, исправляющим должность ректора в Пермской семинарии, были пожалованы зеленые бархатные скрижали на камлотовой мантии25.

Иногда отличия давались конкретному архимандриту за личные заслуги. Например, Священный Синод указом от 13 сентября 1771 г. пожаловал архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Симону мантию со скрижалями за "семинарские труды"26.

В 1764г. монастыри были разделены на три класса. Настоятелями монастырей первого и второй классов стали архимандриты, настоятелями монастырей третьего класса - игумены. Цвет скрижалей на мантиях настоятелей зависел от класса монастыря. Архимандриты первоклассных монастырей носили скрижали из вишнёвого или малинового бархата, архимандриты второклассных - из зелёного бархата. Игуменам полагалось носить мантии без скрижалей.

И опять же настоятелям некоторых монастырей давались преимущества относительно мантий.

Например, с 1797г., указом императора Павла I, настоятели знатнейших третьеклассных монастырей – стали архимандритами, но в безскрижальных мантиях27.

А Священный Синод, определяя указом от 9 августа 1805г. игумена Богоявленского Оршанского монастыря Феофана в архимандриты, дал ему право носить на камлотовой мантии зеленые бархатные скрижали28.

Иногда отличия были связаны с историческими событиями. Так с 1803г. указом Священного Синода архимандритам Полтавского Крестовоздвиженского монастыря было приписано носить на скрижалях мантии образы св. Сампсона Странноприимца и вмч. Георгия Победоносца в воспоминание о полтавской победе Петра I, одержанной в день св. Сампсона Странноприимца29.

Такой же обычай награждать архимандритов существовал и на Востоке. Дмитриевский А. А. писал, что "игумены Афонской горы с давних пор30 и до настоящего времени, а также и некоторых других восточных обителей (например, Иоанно-Богословский монастырь на о. Патмосе31) носят архиерейские мантии с источниками". Это отличие, по его мнению, перешло к настоятелям в силу особого благоволения византийского императора к этим монастырям. На скрижалях игуменов и архимандритов Афонской Горы изображения либо Богоматери (Афонская Гора считается уделом Богоматери) или святого, в честь которого монастырь, либо праздника, в который надевается мантия. Обычные же черные монашеские мантии на Святой Горе употреблялись лишь во время Великого поста32.

Также Дмитриевский писал, что епископская мантия на Востоке темно-лилового (фиолетового) цвета с золотыми источниками, и патриаршая мантия отличается от архиерейской только наличием образа Благовещения на скрижалях33.

Русские архиереи также как и игумены награждались императорами мантиями, отличными от принятых. Например, императрица Екатерина II в 1775г. пожаловала митрополитов Новгородского и Московского бархатными малиновыми мантиями34. А император Александр I в 1806 г. пожаловал митрополиту Новгородскому и Петербургскому Амвросию (Подобедову, на кафедре с 1799 г., с 1818 г. – митрополит Новгородский и Олонецкий) бархатную мантию фиолетового цвета35.

Следует отметить, что для патриарха Адриана (1627 -1700) была сделана мантия "из зелёного двоеморхого бархата с источниками из золотосеребряного кружева, со скрижалями малинового цвета. На верхних - кресты четвероконечные двойные, одни большие объяринные, а на них малые золотые, украшенные яхонтами и изумрудами и обведённые по краям жемчугом. На нижних - четвероугольные обярин. звезды, унизанные по местам драгоценными камнями". Мантия хранится в Московской Синодальной ризнице, описание составил архиепископ Савва36. Изображение крестов на верхних скрижалях и звезд – на нижних связано с символикой мантии. Как уже было сказано, мантия повторяет некоторые символические значения саккоса и омофора, поскольку носится тогда, когда на архиерее нет этих облачений.

Также в музее "Московский Кремль" хранится еще одна мантия патриарха Адриана, сделанная в 1691 г. в мастерской боярыни Матрены Тимофеевны Дашковой.37 На верхних скрижалях по сложившейся традиции вышито "Благовещение", на нижних - именная надпись38: патрiархъ (на левой) адрiан (на правой).

Кроме того, в собрании ГРМ хранятся портреты некоторых архиепископов Санкт-Петербургских39, принадлежащие кисти Антропова А.П., на скрижалях, которых вышиты кресты в орнаментальных рамках. Как отмечалось выше, архиепископам не полагалось носить скрижали с изображениями, но, по всей видимости, для этих владык, как архиереев столичного города, нашивка крестов была привилегией.

Архиепископ (с 1787 г. - митрополит) Платон (Левшин, +1812 г.) носил мантию с изображением прпп. Сергия и Никона Радонежских на скрижалях. Фронтальные фигуры преподобных помещены в орнаментальные рамки, в четырёх углах которых вышиты серафимы. Над головами преподобных инициалы владыки40. Такой выбор изображений можно объяснить тем, что жизнь владыки была связана с Свято-Троице Сергиевой Лаврой. В начале правления Екатерины II он был ректором академии. В 1766г. был назначен архимандритом Лавры. А в 1770 г., оставаясь архимандритом Лавры, он был поставлен на тверскую кафедру, в 1775 – на московскую, последние же годы жизни провел в Лавре.

Также, у митрополита московского Филарета (Дроздова, на кафедре с 1821 г., с 1826 г. митрополит, +1867) на скрижалях вышиты святители в богослужебных облачениях - саккосах. Выбор изображений в данном случае также понятен, так как московские святители являются покровителями московской кафедры.

Митрополита Сергия Старогородского в мантии с изображениями Преображения и Трех святителей на верхних скрижалях запечатлел на одном из наибольших полотен-этюдов, тех, которые сам художник назвал "басы-профундо" и без которых никогда и нигде не соглашался выставлять свой "Реквием" П.Д. Корин (1937 г.). Каким образом данный выбор изображений на скрижалях связан с митрополитом – остается неясно.

Среди рисунков П.Д. Корина, также есть изображение архиепископа Владимира (Соколовского) в бирюзовой мантии с образом святителя (неизвестно какого) на одной из скрижалей. Рисунки сделаны 13 января и 11 февраля 1931г. (Всенощная под праздник Трех Святителей) во время богослужения.

В заключение также стоит упомянуть греческую мантию XIX в., принадлежавшую Константину Константинопольскому и Синайскому, на скрижалях которой вышиты изображения четырех Евангелистов, что можно объяснить символикой скрижалей.

Таким образом, выбор изображений на скрижалях был связан:

• с символическим значением скрижалей,

• с Небесным покровителем монастыря или кафедры,

• с праздником, в который надевалась мантия, т.е. с ее богослужебным применением,

• с историческими событиями, связанными с монастырем.

Кроме того, значение имел цвет мантии и скрижалей, который зависел от кафедры или класса монастыря, богослужебного применения мантии, т.е. праздника, в который одевалась, а также личных заслуг обладателя мантии.

Список литературы

1. Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковного служителя. - Харьков, 1900 г., т. 4, с. 200

2. Симеон, арх. Фессалоникийский. Сочинения. - М. 1994. Репринт, с. 200

3. Музей "Московский Кремль", инв. № ТК-61

4. Вениамин архиеп. Новая скрижаль. - М. 1992, т. 2, гл.18, 16 2

5. Никольский К. Учебный устав Богослужения. - М., 1994, репринт, с. 747

6. Там же, с. 69

7. Симеон, арх. Фессалоникийский. Сочинения. - М. 1994. Репринт, с. 286

8. Цит. по - Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковного служителя. - Харьков, 1900 г., т. 4. с. 148

9. Никольский К. Учебный устав Богослужения. - М., 1994, репринт, с. 69.

10. Плешанова И. И. Лихачева Л. Д. Декоративно-прикладное искусство в собрании ГРМ. Л. 1985. Ил. 51

11. Описи новгородского Софийского собора. - 1993, Т. 3, с. 42

12. Титов А. А. Летописец о Ростовских архиереях. - 1890.

13. История Русской Церкви. Знаменский П. В. - М. 1996, с. 101

14. Жития святых. Свт. Димитрия Ростовского. - М. 1994, репринт 1905 г., с. 748

15. Амвросий. История Российской иерархии. - М. 1807. Т.1, с.317-319

16. Там же, с.337-340

17. Там же, с. 356

18. Там же, с. 360

19. Там же, с. 366

20. Там же, с. 380-381

21. Там же, с. 394

22. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. Выпуск 1. М. 2001г. с. 378

23. Амвросий. История российской иерархии. М. 1807, Т.1, с. 385

24. Там же, с.377

25. Там же, с. 386

26. Там же, с. 374

27. Там же, с. 397-398

28. Амвросий. История Российской иерархии. - М. 1812. Т.4, с.885

29. Амвросий. История Российской иерархии. - М. 1807. Т.1, с. 396

30. Дмитриевский А. А. Современное богослужение на православном Востоке. - К. 1904. с. 136

31. Дмитриевский А. А. Патмосские очерки. - К. 1894. с. 49

32. Дмитриевский А.А. Богослужебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и чернаго духовенства на востоке//Руководство для сельских пастырей, № 17, апрель. Киев.1887./ с. 595

33. Там же.

34. Амвросий. История российской иерархии. М. 1807. Т.1, с. 352

35. Там же, с. 353

36. Писарев Н. Домашний быт Русских патриархов. - Казань. 1904, репринт М., 1991.

37. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. - М., 2004, кат. № 167, Инв. № ТК-2274

38. Там же, с. 434-435

39. Портрет 1770-х гг. архиепископа Феодосия (Яновского, на кафедре с 1745, +1750 г.); портрет 1760 г. архиепископа Сильвестра (Кулябки, на кафедре с 1750, +1761 г.); портрет 1774 г. архиепископа Гавриила (Петрова, на кафедре с 1770, с 1783 г. митрополит, с 1799 г. митрополит Новгородский и Олонецкий).

40. "Из глубины воззвах к тебе, Господи…" Калитин П.В. М. 1996.